Получи документы

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Экскурсия в музей времени» в подготовительной к школе группе

Надежда Кива
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Экскурсия в музей времени» в подготовительной к школе группе

Конспект открытого занятия по познавательному развитию

«Экскурсия в музей времени»

в подготовительной к школе группе

Воспитатель: Кива Н. П.

Цель:

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Экскурсия в музей времени“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах

Развитие основных качеств детей, побуждающих к активной познавательно – исследовательской деятельности; формирование у детей представлений о понятии «время», о мерах измерения времени.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с историей появления часов, расширить знания о часах (введение понятий «часы природы», солнечные, песочные, огневые, механические, электронные, современные часы);

Углубить и конкретизировать знания детей о календаре, представлений о временах и месяцах года, днях недели, частях суток.

Развивающие :

Развивать исследовательский интерес, любознательность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели.

Воспитательные:

Воспитывать социальные навыки: умение работать в паре, учитывать мнение партнера.

Оборудование:

Ноутбук, презентация «История развития часов»; «Мини – музей времени» : модели часов, картинки с изображением часов разных времен; дидактические игры «Который час?», «Круглый год»; модели суток, недели, года.

Ход занятия:

Воспитатель:

- Ребята, закройте на минуту глаза и послушайте звуки. ( Звучит запись: бой часов Кремлевской башни, звуки часов с кукушкой).

- О чем вам напомнили эти звуки? Может быть какой – то предмет всплыл в вашем воображении? О чем идет речь?

(Ответы детей)

- Вы правы, о часах, о времени. Сегодня мы продолжим знакомство со временем и часами.

- Я приглашаю вас на экскурсию в Музей Времени.

Первый раздел называется «Часы природы».

- Ребята, как вы думаете, часы существовали всегда? Вы знаете, как узнавали время раньше, когда не было часов?

( Ответы детей: по тени от солнца).

- Да, ребята, люди заметили, что тени от всех предметов двигаются по кругу и придумали часы, которые назвали солнечными. Первые солнечные часы представляли собой шест, воткнутый в землю и круг со шкалой времени, начерченный вокруг него.

(Показ фото)

Воспитатель:

- Но пользоваться ими человек не всегда мог. А как вы думаете, почему? ( Дети рассуждают: если нужно узнать время, всегда придется к ним бегать, в пасмурную погоду и ночью время не определить).

- Помогали определить время певчие птицы : соловьи, жаворонки, зяблики.

Когда древний человек стал приручать животных, у него появился ещё один помощник в ориентировке во времени – петух. Удобны ли были такие часы?

(Ответы детей)

- Слышали ли вы о цветочных часах? В1755 году знаменитый шведский ботаник Карл Линней устроил часы в виде клумбы в ботаническом саду. Суть этих часов в том, что он посадил различные растения в том порядке, в каком распускаются на них цветы. Например, в 4 – 5 часов утра распускались цветы шиповника, в 5 – 6 утра – соцветия одуванчика, в 6 – 7 утра раскрывались цветки картофеля и т. д. А вечером цветы также последовательно закрывались.

(Показ фото)

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, мог ли человек всегда пользоваться цветочными часами? Почему нет?

(Ответы детей)

- Узнать время по солнечным или цветочным часам можно было только в светлое время суток. Люди стали думать над тем, какие же часы могут помочь определить который час в темное время суток.

- А сейчас, ребята, обратите внимание на второй раздел музея – здесь представлены «Часы древних времен».

Итак, следующий прибор для измерения времени, который придумали люди – это водяные часы. Их придумали в Древнем Египте. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливали воду, на сосуде делали пометки – черточки: сколько воды вытекло, столько времени и прошло.

(Показ фото)

Воспитатель:

- Не случайно с тех пор говорят о времени «Сколько воды утекло».

Как вы думаете, удобны ли были эти часы?

(Ответы детей)

- Затем изобрели часы – свеча или огненные часы. Впервые они появились в Китае. На свечу наносили 24 деления, сгорая, свеча уменьшалась на одно деление в час.

(Показ фото)

Воспитатель:

- Но в чем же опасность этих часов?

(Ответы детей)

- Позже, около тысячи лет тому назад, когда люди научились изготавливать прозрачное стекло, появились первые песочные часы. Такие часы рассчитаны на определенный промежуток времени : 1 минута, 2, 3, 5, 10 минут.

(Показ фото)

Воспитатель:

- Пользуются ли теперь песочными часами? Где и кто? (Ответы детей)

- А тем временем мы с вами переходим к третьему разделу – «Современные часы».

- Как оказалось, все древние часы не совсем точные и ими неудобно пользоваться. Тогда люди изобрели механические часы, затем электронные. Некоторые из них мы можем видеть в нашем музее. А теперь присаживаемся за столы и поиграем в игру. Я буду называть место расположения часов, а вы скажете, как мы их называем.

Например: Если часы висят на стене, то они настенные.

Если стоят на полу, то они … (напольные)

Если стоят на столе, то они … (настольные)

Если носят на руке, то они … (наручные)

Если лежат в кармане, то они … (карманные)

Если нас будят, то они называются … (будильник)

Если их не заводят, а лишь меняют батарейку, они … (электронные)

- Молодцы! А скажите, ребята, чем часы отличаются друг от друга? ( Ответы детей: формой, величиной, цветом, местом расположения циферблата, разными по длине стрелками)

- Чем похожи? ( Ответы детей: на всех часах есть стрелки, цифры, они все показывают время)

- Посмотрите, какие еще бывают часы и скажите, который час они показывают.

(Показ фото)

Это куранты на Спасской башне Московского кремля (время – 6 часов).

Это часы на Часовой башне Вестминстерского дворца в Лондоне (время – 3 часа).

Часы на Колокольне Вологодского Кремля (время – 12 часов).

- А теперь, ребята, я предлагаю вам немного отдохнуть.

Физкультурная минутка: «Часики идут»

- Ребята, у меня для вас необычная загадка: выполнив правильно графический диктант, вы узнаете часы, которыми пользовались люди более тысячи лет назад. И сегодня, в наши дни, они тоже подсказывают нам время.

Графический диктант «Петух».

Воспитатель:

- В нашем музее времени есть еще один раздел – «Календари года».

При помощи календарей измеряются и фиксируются более длинные временные отрезки – неделя, месяц, год. Календарь – это перечень дней года.

Какими мерками измеряется время?

( Ответы детей: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век).

- Время можно измерить, а можно ли его увидеть?

( Ответы детей: мы можем увидеть только, как движется секундная стрелка на часах и пересыпается песок в песочных часах).

- А можно время услышать?

( Ответы детей: часы «говорят» «Тик-так»).

- Ребята, у меня есть одна мечта: вернуть время назад и стать таким же ребенком, как вы. Получится? Почему нет?

( Ответы детей: нельзя вернуть то, что уже прошло).

- Да, все верно. Прошлое, настоящее и будущее не могут поменяться местами. Время идет своим чередом, в одном темпе.

- Посмотрите на картинки на мольберте - это модели различных временных промежутков (сутки, неделя, год). Ваша задача определить их и объяснить свой ответ.

( Ответы детей: круг разделен на 4 части - это сутки, так как в сутках тоже 4 части – утро, день, вечер, ночь; неделя – круг разделен на 7 частей, потому что в неделе 7 дней)

- Назовите дни недели по порядку.

А вот модель года. Как вы думаете, почему она похожа на модель суток?

( Ответы детей: потому что в году 4 времени года)

- Назовите времена года. Сколько месяцев в каждом времени года? Назовите зимние, весенние, летние и осенние месяцы. Сколько месяцев в году?

- Хорошо, но мне кажется, чтобы модели были законченными, нужно добавить соответствующие картинки. Сейчас вы будете работать парами. Подойдите к мольберту, рядом с ним на столе разложены картинки. Вы разделитесь на пары, каждая пара выберет две противоположные картинки и разместит их на соответствующей модели. (Весна – осень, утро – вечер и т. д.). Картинками украсим модель суток и модель года.

Рефлексия:

Ребята, вам было интересно сегодня? Что нового вы узнали? Что запомнилось больше всего? Что из сегодняшнего занятия вы хотели бы рассказать друзьям, родителям?

Вы меня очень порадовали. Молодцы!

Публикации по теме:

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Ах, ты зимушка — зима» Цель. 1. Обобщить и дополнить представление детей о времени года зима. 2. Поддерживать познавательный интерес к окружающему миру. Задачи.

Конспект интегрированного НОД по познавательному и речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие во времени» Программное содержание: Обучающие задачи: Уточнить и закрепить имеющиеся у детей представления о времени (дни недели, части суток, времена.

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному и речевому развитию для детей подготовительной к школе группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №30 «Березка» муниципального образования город-курорт Анапа.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой»Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе «Знакомство с линейкой» Конспект открытого занятия по познавательному развитию ФЭМП в подготовительной к школе группе № 10 «Знакомство с линейкой» Ищенко О. А.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Кубань, нет тебя дороже» в подготовительной группе Конспект открытого занятия с детьми подготовительной группы по познавательному развитию «Кубань, нет тебя дороже» воспитателя Качкачовой.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Наша спутница — вода» Программное содержание: 1. Уточнить представление детей о значении воды в жизни людей, животных, растений. 2. Подвести детей к понятию того,.

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) в подготовительной к школе группе «Космическое путешествие» Цель: закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия. Задачи: 1. Обучающие: -Закреплять умение называть числа.

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе «Жизнь растений» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Алёнка» г. Советский» Конспект занятия по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «Экскурсия в зимний парк» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе «Осторожно: конфликт» Районное открытое занятие для педагогов. Конспект открытого занятия по развитию речи (в подготовительной к школе группе) Тема: "Осторожно.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Экскурсия в музей времени» в подготовительной к школе группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Надежда Кива на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Экскурсия в музей времени» в подготовительной к школе группе
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 21:21
+39Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД