Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми средней группы «Путешествие в Русь богатырскую»

Елена Анненкова
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми средней группы «Путешествие в Русь богатырскую»

Конспект открытого интегрированного занятия по познавательному развитию с детьми средней группы общеразвивающей направленности «Путешествие в Русь Богатырскую»

Цель: воспитание интереса к истории России, уважения к русским воинам, желание подражать им.

Задачи:

• приобщать детей к истокам русской народной культуры;

• воспитывать патриотические чувства.

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми средней группы „Путешествие в Русь богатырскую“» размещена в разделах

• Формировать представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли;

• воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам.

• закреплять знания о названиях доспехов и предметов вооружения русского богатыря, расширение и обогащения словарного запаса детей.

Предварительная работа:

• Чтение былин о русских богатырях;

• Просмотр мультфильмов о богатырях.

Прослушивание музыкального отрывка из песни: «Богатырская сила» в обработке

А. Пахмутовой, изучение песни «Богатыри».

Рассматривание иллюстраций из книг: «Былины» А. Шевцова, «Васнецов» Г. Ветровой, «Путешествие в прекрасное» О. Селезнёвой.

• Рассматривание картины В. М. Васнецова «Три богатыря».

Материал: картина Васнецова «Три богатыря». Большое железное яйцо, игла-зубочистка, «Былинные наигрыши» (музыка, три сундука, филин из бумаги с заклинанием. Сюрпризный момент: конфеты. Пополнение словарного запаса: Русь, славяне, богатыри, былины; доспехи – одежда богатырей (кольчуга, шлем); оружие богатырей (меч, щит, лук, стрелы, копье, палица, булава).

Для экспериментальной деятельности: ёмкость с водой, ножницы, изделие из железа и ткань.

Планируемые результаты. У детей появится интерес к истории России, и уважение к русским воинам, желание подражать им.

Ход занятия

Дети проходят в зал под музыку Э. Грига «Утро»

Воспитатель:

- Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы!

Так ребята раньше приветствовали друг друга.

- А вы знаете, что значит слово «здравствуй»?

Дети: по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу добра, благополучия, здоровья. «Здравствуйте» означает «будьте здоровы, живите долго».

Воспитатель: Ребята посмотрите, у нас сегодня гости, давайте пожелаем им добра, благополучия, здоровья. Скажем дружно «Здравствуйте».

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, мы с Вами живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.

Воспитатель: Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Воспитатель: Родина – значит родная, как мама и папа. Это огромная, красивая и богатая страна.

Воспитатель: Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас живём, были непроходимые леса, полные зверей и птиц. Многие территории занимали топкие болота. Из древне на этой земле жили славяне. Более 1000 лет тому назад основали они своё государство, названное Русью. (Показ видео – картинок).

Богата земля русская всем. Она может накормить теплым хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой. И только защитить себя не может. В давние времена большую опасность для русских земель представляли набеги врагов. И каждый раз на защиту своей родины вставали русские люди.

- Ребята, скажите, как назывались тогда защитники Руси?

Дети: Защитниками земли русской назывались богатырями.

Воспитатель: Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов. Они славились богатырской силой. Про них и об их подвигах русский народ слагал сказки и былины. Былина - это то, что когда-то было. В былинах рассказывается о подвигах богатырей в давние времена.

Воспитатель: Богатыри - защитники нашей Родины в древности. Вот как они выглядели. (Показывает иллюстрации богатырей и картину В. М. Васнецова «Богатыри»).

Воспитатель: Вы не знаете, это кто на ней нарисован?

Дети: Богатыри.

Воспитатель: А как, зовут знаете? Назовите пожалуйста имена русских богатырей.

(на картине Васнецова «Богатыри», дети показывают и называют в центре на черном коне Илья Муромец, справа от Ильи на белом коне Добрыня Никитич, слева от Ильи Алеша Попович.). А как звали тех, кто рассказывал былины?

Дети: сказатели. Они играли на гуслях и сказывали былины.

Воспитатель: Обратите внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Природа спокойна, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель: Скажите ребята, какими они были, как вы их себе представляете?

Дети: Они были сильными, смелыми, могучими, высокими, мужественными, отважными. бесстрашными, решительными, героическими, доблестными, храбрыми.

Воспитатель: А почему богатыри имели силу неизмеренную?

Дети: потому что они даром времени не теряли, они всегда тренировались, занимались спортом.

Вот и мы с вами давайте сделаем разминку.

Физкультминутка

«Богатырь»

Богатырь – вот он каков : (Дети стоят в кругу)

Он силен, он здоров, (Показываю силача)

Он из лука стрелял, (Показывают стрельбу из лука)

Метко палицу бросал, (Выполняют замах и бросок)

На границе стоял, (Показывают)

Зорко-зорко наблюдал, (Подносят руку ко лбу, глядят вдаль)

Подрастем и мы, смотри, (Поднимают руки высоко вверх)

Станем, как богатыри! (Руки на пояс)

Воспитатель: Ой, ребята, смотрите, почтовый голубь принес нам письмо. Написано – в детский сад, богатырям, а написала это письмо Марья-царевна. «Похитил меня Змей-Горыныч, и спасти меня могут только богатыри».

Воспитатель: Смотрю я на наших ребят и вижу: большие они уже, сильные да смелые. Пора уже им воинами становиться, к защите нашей Родины готовиться. Готовы ли вы, добры молодцы и красно - девицы, к богатырским испытаниям?

Воспитатель: Ну что отправимся в путь Марью-царевну выручать? Путь у нас дальний, нелёгкий, нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?

Воспитатель: Знаю, что вы дружные и смелые. Дружба поможет нам преодолеть все преграды.

Приглашаю детей перенестись в сказку. (звучит музыка) Становимся в круг, закрываем глаза и повторяем слова: "Раз, два, три, покружись. Сказка, сказка, появись!" Глазки открываем.

Воспитатель: В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором было написано, куда идти. Смотрите, вот и у нас на дороге стоит такой камень, а на нё м написано:

Пойдёшь направо

Деньги и слава,

Пойдёшь налево

Друзей потеряешь

А прямо пойдешь

Ждет тебя богатырская Слава.

Воспитатель: Мы же с вами смелые и сильные? Тогда куда наш путь?

(Воспитатель с детьми идет по дороге).

Воспитатель: Ну а чтобы, нам быть сильными и справиться со всеми заданиями, нам нужно подкрепиться, какая любимая еда богатырей? (Каша)

«Варим кашу» (поется песня с имитацией движений)

Варим кашу не спеша (правая рука сжата в кулак, левая согнута полукругом, имитируем варку каши, помешивая ее ложкой) – (нюхаем) Ах!

Будет каша хороша! (машем ладошками над головой)

С маслицем румяную варим кашу манную, варим кашу манную! 2 раза

(правая рука сжата в кулак, левая согнута полукругом, имитируем варку каши, помешивая ее ложкой) и в конце произносим Ам! (гладим себя по животику)

Воспитатель: подкрепились, тогда нам нужно собираться в нелёгкий, опасный путь, где нас будут ждать необычные приключения, не испугаетесь?

(подходим к домику на нем Филин, в лапах скрученная бумага)

На опушке дом стоит на дверях замок висит,

Старый Филин здесь сидит во все стороны глядит.

- Ой, ребята, у него в лапах, что – то есть. Это загадка – подсказка. Если отгадаете ее, узнаете, как победить чудище страшное.

Выше леса стоячего

Ниже облака ходячего

Летит ни птица и ни зверь,

А с тремя головами змей.

Богатырей примечает,

Изо ртов огонь пускает,

Никого не боится,

А сила его в яйце хранится.

- Ребята, нам надо его силу найти. Она находится в игле, а игла яйце, а яйцо – то в сундуке. Найдем сундук, найдем яйцо, а в яйце найдем иглу, в которой хранится сила змея Горыныча. Ну – ка, дружина моя стройся!

(Дети строятся друг за другом и маршируют.)

- вот и первая преграда на пути

по ущелью вам надо пройти

Пролезают через ущелье. В зале появляется следы змея Горыныча

Ребята смотрите это что такое?

Дети: Следы.

Воспитатель: Следы? А чьи?

Дети: Змея Горыныча.

Воспитатель: значит мы с вами на верном пути. Смотрите сундук, похоже мы с вами уже нашли его, давайте откроем его скорее. (открываем а там лежит задания). Ой, а что это? Выполнив задания, мы с вами сможем дальше идти искать силу Змея Горыныча.

Достаю из сундука задание

Прояви смекалку, покажи знание народной мудрости. Объявляю турнир пословиц и поговорок о подвигах и героях.

Жить - Родине служить.

Где смелость - там победа.

Один в поле - не воин.

Герой - за Родину горой.

Жизнь дана на добрые дела.

Сам погибай – а товарища выручай

Земля и в горсти мила.

Не доспехи красят богатыря, а подвиги.

Разрешите начать бой скороговорок. Этот текст нужно сказать быстро, громко:

От топота копыт.

Пыль по полю летит.

Воспитатель: Молодцы. Отправляемся дальше.

Вот и речка на пути. Не проехать, не пройти.

Соловей - Разбойник злой мост сломал здесь над рекой.

Перейти реку можно по камушкам

(на камнях цифры, нужно разложить их по порядку)

Воспитатель: А вот и еще следы, наверно сундук, где то поблизости, давайте посмотрим внимательно.

Находим сундук достаём задание

Из второго сундука задание.

Задание: Нужно собрать богатыря в бой.

Игра «Помоги богатырю собраться в бой»

Воспитатель: Нам нужно снарядить богатыря в бой. Для этого необходимо из предложенных картинок выбрать предметы, которые пригодятся богатырю в бою. (Сначала дети называют что изображено, а потом дают определение этому предмету).

Шлем - защитный головной убор воина

Лук — метательное оружие, предназначенное для стрельбы стрелами.

меч - старинное боевое оружие воина

булава, палица – ударно-дробящее оружие

бармица – элемент шлема в виде кольчужной сетки

конь – боевой друг богатыря.

щит – защитное вооружение, прикрывающее тело богатыря.

копьё – колющее оружие богатыря – древко с металлическим наконечником.

И с этим заданием вы справились.

Воспитатель: Чем ещё мог защитить своё тело богатырь во время сражения, кроме щита? Отгадайте загадку: Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут? А что такое кольчуга?

Показ кольчуги

Дети: Кольчуга – это длинная защитная рубаха, сплетённая из металлических колец. Она служит для защиты тела богатыря.

Воспитатель: Один из богатырей надел кольчугу, защитили своё тело.

Но вот беда, остальные богатыри без кольчуги. Как же они будут биться с врагами? Можем ли мы им помочь?

Для начала мы с вами приготовим наши пальчики к работе:

Пальчиковая гимнастика.

1,2,3,4,5

Русь идем мы защищать

Нам поможет жит и меч

Родину навек сберечь.

Дети: Сделаем богатырям кольчугу.

Воспитатель: Конечно, давайте мы с вами поможем им и сделаем кольчугу. У вас на столе лежит серебристые и золотистые бумажные кольца - это будут кольца для кольчуги.

А теперь давайте наклеивать кружки кольчуги по рядам, начиная сверху. (дети работают с клеем и вырезанными кружками).

Коллективная работа (звучит музыка).

Воспитатель: Вот кольчуга и готова. Теперь у богатырей надежная защита!

Воспитатель: Молодцы ребята справились с заданием. А вы знаете, из чего сделаны доспехи богатыря?

Дети: из железа

Воспитатель: А наша с вами одежда из чего сделана?

Дети: Из ткани.

Воспитатель: Как вы думаете, что прочнее и надежнее: ткань или железо?

- Давайте проверим?

Исследовательская деятельность «Свойства металла и ткани»

Дети подходят к столу изучают прочность, водонепроницаемость.

Воспитатель предлагает намочить водой, разрезать ножницами.

Вывешивается мнемотаблица «свойства металла и ткани».

Воспитатель: Ребята я предлагаю вам проверить на прочность нашу одежду и доспехи богатырей (объясняю правила безопасного пользования ножницами).

Делим детей на две подгруппы. Первая группа проводит эксперимент с тканью и металлом – с водой. Вторая группа – с ножницами. Ребята, получается у нас стричь ткань, а железо? (воспитатель подводит детей к выводу)

Дети делают вывод. Ткань можно расстричь, а метал, нет.

Воспитатель: А как вы думаете, если бы поджигали ткань и железо, что произошло бы с предметами? (дети делают вывод)

Дети: Ткань горит, металл - нет.

Воспитатель: А давайте, попробуем намочить (мочим). Ребята промок у нас метал? А ткань?

Дети: (дети делают вывод). Ткань промокает, а метал, нет. Если его вытереть сухой тканью, то металл, снова становится сухим.

Воспитатель: Ребята, какая получается одежда у богатыря?

Вывод: одежда богатыря очень прочная, не промокает, не рвется, не горит.

Воспитатель: Как вы думаете, зачем богатырю такая одежда, из металла? (Шлем и кольчуга оберегали воина – богатыря от ударов)

- Что тяжелее ткань или металл?

- Как вы думаете, каким должен быть богатырь, чтобы носить такую тяжелую одежду?

Дети: богатырь должен быть сильным, отважным, храбрым.

Воспитатель: Итак, мы с вами выяснили, что богатырь носит прочную, тяжелую одежду из металла, которая защищает его от ударов.

Молодцы справились с заданием. Отправляемся дальше. Только я забыла, на поиски чего мы отправляемся? Кого мы с вами ищем?

Дети: силу чудовища нам надо найти. Чтобы его победить и спасти Марью – царевну.

Воспитатель: Вы как настоящие богатыри нашли правильный путь, смотрите опять следы. Мы с вами скоро вот- вот найдем, где спрятана сила змея Горыныча.

Ищем сундук.

Воспитатель: Ну вот мы добрались и до заветного сундука, давайте откроем (дети достают «яйцо» открываем и достаем иголку. Звучит музыка «Гусли»)

Читаю отрывок из былины:

«Не скакать врагам по нашей земле!

Не топтать их коням землю Русскую.

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь – не шатается

И века простоит – не шелохнется!

А сильные, могучие

Богатыри нашу славную Русь защищают

(Ломаем иглу.)

Воспитатель: Ой, ребята, слышите, что это за шум, это кто-то к нам спешит. Это же Марья-царевна.

Марья-царевна: Ребята, Змей Горыныч услыхал вашу песню, испугался и отпустил меня. Вот вы и Змея победили, и меня освободили! Спасибо Вам!

Девицы-красавицы и молодцы богатыри Вы все сегодня проявили свою смелость, храбрость и смекалку.

Победили мы с вами чудище страшное, спасли Русь – матушку. А в награду нам, сундучок волшебный, дар припас. Берите, угощайтесь (угощение детей конфетами).

Воспитатель: Не заметили с вами, как солнышко красное закатилось, пора возвращаться. Из богатырей обратно в детей превращаться.

Раз, два, три – покружись

Обратно в детский сад вернись.

Рефлексия.

Воспитатель: Вот мы с вами и вернули, обратно в детский сад в наше время. Ребята, чем мы занимались в нашем путешествии? Что вам больше всего запомнилось в нем?

- Что нового вы узнали? Как вы считаете, есть защитники у нашей страны сейчас? (солдаты)

Матушка - Русь всегда рождала, и будет рождать сильных сыновей, защитников Родины.

Всё может родная земля: накормить хлебом, напоить родниковой водой, удивить своей красотой.

И только защитить сама себя она не может. Защитить Отечество-долг наш с вами, кто ест ее хлеб, пьет ее воду, любуется ее красотой.

Когда наши мальчики вырастут, они тоже станут достойными защитниками Родины.

Вы все были молодцы, хорошо выполняли все задания, были внимательными, смелыми, ловкими, сообразительными. И я хочу сделать вам каждому подарок - это рисунок богатыря. Его доспехи вы можете раскрасить.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по развитию связной речи по сказке В. Сутеева «Под грибом» в средней логопедической группеКонспект интегрированного занятия по развитию связной речи по сказке В. Сутеева «Под грибом» в средней логопедической группе Конспект интегрированного занятия с детьми средней логопедической группы по связной речи «Волшебное путешествие» по сказке В. Сутеева «Под.

Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мы-космонавты»Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Мы-космонавты» Конспект НОД с детьми средней группы по познавательному и художественно-эстетическому развитию на тему «Мы – космонавты» Цель: Создать.

Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки» Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Путешествие в волшебный мир сказок». Учитель – логопед:.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам»Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Путешествие по сказкам» «Путешествие по сказкам». Целевые ориентиры: формирование эмоционального отношения к сказкам. Задачи: 1. Учить узнавать детей знакомые.

Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные»Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Конспект занятия по познавательному развитию для средней группы «Морские животные» Программные задачи: Образовательные: - обогащать знания.

Конспект занятия по познавательному развитию «Разноцветные листочки» с детьми младшей группыКонспект занятия по познавательному развитию «Разноцветные листочки» с детьми младшей группы Программные задачи: Развивать эстетическое восприятие, формировать образные представления; учить видеть красоту осенних деревьев; вызвать.

Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека»Конспект занятия по познавательному развитию с детьми 4–5 лет средней группы «Органы человека» ЦЕЛЬ: формирование у детей дошкольного возраста о внутреннем строении человека. Задачи: учить детей различать и называть части тела и внутренних.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми средней группы «Путешествие в Русь богатырскую» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Анненкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию с детьми средней группы «Путешествие в Русь богатырскую»
Опубликовано: 17 сентября 2023 в 09:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД