Папки-передвижки

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ай да, Масленица»

Гуряева Юлия
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ай да, Масленица»

Конспект открытого занятия по познавательному речевому развитию в старшей группе

«Ай да Масленица»

(рассматривание картины Б. М. Кустодиева «Масленица»( 1919г.)

МБДОУ № 45 «Добринка»

Воспитатель : Гуряева Ю. Ю.

г. Ульяновск

2024г.

Цели: Учить детей подбирать к знакомым словам родственные слова.

Учить детей целенаправленно рассматривать картину (целое восприятие, последовательное рассматривание, знакомить детей с живописью.

Публикация «Конспект открытого занятия по познавательному развитию „Ай да, Масленица“» размещена в разделах

Развивать художественное восприятие картин, видение содержания и средств выразительности живописи.

Развивать речь детей, обогащать словарный запас.

Развивать мышление, внимание, смекалку, расширять словарный запас, речь.

Воспитывать эстетический вкус, любовь к искусству.

Познакомить с названиями 7 дней масленицы, объяснить их значение.

Расширять знания детей о традициях и обычаях русского народа.

Оборудование: Репродукция картины Б. М. Кустодиева «Масленица», проэктор, презентация масленица, «волшебный снежок», чучело масленицы, блины, баранки, указка, мр 3 колонка.

Обогащение словаря: Полотно,пишет картину, передвижной театр, храм, деревья в серебре.

Ход образовательной деятельности.

- Ребята подойдите ко мне, давайте сделаем большой красивый круг. А теперь посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте поздороваемся и начнем наш день с хорошим настроением и со словами:

Что за чудо чудеса:

Вот тебе моя рука,

Вот ладошка правая,

Вот ладошка левая,

Скажем вам, не тая

Это все мои друзья!

Отгадайте мою загадку:

Хоть сама и снег и лед. А уходит слезы льет! (Зима)

- Правильно. Какое время года сейчас? Какие зимние месяцы вы знаете?

А посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это? (чучело масленицы) Правильно.

Сегодня мы с вами будем говорить о Масленице. (Показ слайдов).

Масленица-это самый любимый праздник русского народа, самый веселый, разгульный и ожидался он всегда с большим нетерпением. Длится Масленица целую неделю. В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча (слайд №1). Во вторник- заигрыш (слайд №2). Среда – лакомка (слайд №3). Четверг- разгуляй (слайд№4). Пятница- тещины вечерки (слайд №5). Суббота – заловкины посиделки (слайд №6). Последний день масленицы- Прощенное Воскресенье (слайд №7).

-А что является символом Масленицы? Почему?

-Послушайте загадку:

Желтый, круглый, ароматный.

И на вкус такой приятный.

Только мама испечет.

А он прыг и прямо в рот. (блины)

- Правильно, ребята. В феврале люди прощались с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные, румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнышко, а Масленица - это праздник встречи с солнцем. В Масленицу долг каждого человека помочь прогнать зиму и разбудить природу. Люди забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль и веселились от души.

И мы сейчас с вами тоже повеселимся. Поиграем с «волшебным снежком». Я вам буду по очереди кидать снежок и говорить слово. А вы мне будете его называть ласково.

Игра «Назови ласково».

Снег - снежок, лед- ледок, блин- блинок, мороз- морозец, зима- зимушка, платок- платочек, сани- саночки, гора- горочка, ветер- ветерок, мед- медок, сосулька- сосулечка, дерево- деревце.

Всю неделю положено было есть блины. А с чем ели блины? (со сметаной, с медом, с вареньем, с икрой). Ели блины и веселились. И мы сейчас с вами повеселимся.

Игра «Добавь слово».

Тихо, тихо как во сне.

Падает на землю (снег).

С неба падают пушинки-

Серебристые (снежинки).

На поселке, на лужок.

Все снижается (снежок).

Вот веселье для ребят,

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть (в снежки).

Словно в белый пуховик.

Нарядился (снеговик).

Рядом снежная фигурка

-Это девочка (снегурка).

На снегу-то посмотри?

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег!

А теперь давайте с вами поиграем в игру «Грачи летят…»

«Грачи летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Все дети кричат хором: «Летят! Летят!»

Ведущий продолжает:

«Журавли летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!»

Дети опять кричат: «Летят! Летят!» и размахивают руками.

Так же летят пчелы, комары и т. д.

А потом водящий говорит:

Поросята летят,

На всю Русь трубят:

Гу-гу-гу,

Мы несем весну!

- Ребята, давайте с вами рассмотрим картину по внимательнее. Картина называется «Масленица», написал эту картину известный русский художник Борис Михайлович Кустодиев. Кустодиев очень любил писать портреты, пейзажи. Однажды художник серьезно заболел. Он долго не мог брать кисть в руки, из- за тяжелой болезни. Но, не смотря на боль он начинает писать картину «Масленица». А затем создает серию картин, изображающих праздник, праздничные гулянья.

Вот один такой праздничный день изображен в очередной картине Кустодиева в 1919 году.. В розово-золотистых лучах заката проходит массовое гулянье жителей провинциального городка. Произведение художника на тему зимы наполнено радостью и весельем. Движение праздника можно почувствовать по быстро бегущей тройке лошадей с расписными санями, расположенными в центре полотна. На переднем плане слева скромно но весело разъезжает купеческая семейная пара на санях с запряженным белого окраса конем. Справа мы видим зажиточных стариков, которые ведут между собой неспешную беседу.

Проводы зимы- это особый народный праздник, который так стремится передать Кустодиев: расписные сани, лица людей, румяных от мороза, улыбки, радость, смех.

Это очень долгожданный традиционный праздник, люди достают из своих сундуков свои лучшие наряды. Все кто вышел на праздничные улицы одеты нарядно и очень тепло. Женщины в красивых платках и полушубках. Мужчины в меховой одежде в шапках и рукавицах. Народ веселится от души. Идет бойкая торговля, слышится музыка, голоса торговцев.

На заднем плане изображен храм в светлых тонах между красивыми белоснежными деревьями. Это выражает отношение художника к вере.

По узенькой улочке, ведущей от храма стекается народ. В город приехали актеры передвижного театра. Театр обещает зрителям веселое представление и хорошее настроение.

Кустодиев не пожалел для своей работы сочных красок. Картина «Масленица» переносит каждого в сказку, вдохновляет на мечту и вселяет в души каждого оптимизм и радость.

Вопросы по картине.

-Понравилась ли вам картина?

-Мне картина очень понравилась. Она пронизана невероятной красотой русской зимы и оставляет неизгладимое впечатление от ее просмотра.

-А какое время года изображено на картине?

-Что художник изобразил на переднем плане?

-Что изображено на заднем плане?

Ребята кто сможет пересказать кратко сюжет картины? (Пересказ двух, трех детей).

-Ребята, а вам нравится зима?

Что вам больше всего в ней нравится?

-У кого есть санки. Лыжи, коньки?

Наше занятие подходит к концу.

-Что вам больше всего понравилось на занятии?

-А вы запомнили, кто автор картины «Масленица»?

Я вас всех благодарю за отличную работу. А теперь давайте с вами позовем, разбудим весну, чтобы она поскорее к нам пришла.

Закличка:

-Ясна - красна! Приходи к нам весна!

Молодцы, а за ваши старания я хочу угостить вас блинами да баранками.

Угощаемся! (родители воспитанников принесли блины, баранки, сгущенку, варенье).

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы «Откуда хлеб пришел?» Конспект открытого занятия по познавательному развитию для средней группы Тема: «Откуда хлеб пришел?» Цель: • дать знания детям о хлебе.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты»Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Овощи и фрукты — витаминные продукты» Цель: Формирование представлений детей о полезной пище; об овощах и фруктах - полезных для растущего организма детей Задачи: 1. формировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» в средней группе Цель: -Закрепить знания детей о лесе, о диких животных. - Активизировать и расширить словарь по данной теме. - Углубить и систематизировать.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Тайны подводного мира» Конспект открытого занятия по познавательному развитию в младшей группе «Аистенок». Тема:«Тайны подводного мира». Выполнила: воспитатель.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему дерево не тонет?»Конспект открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Почему дерево не тонет?» Программное содержание: Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»: продолжать учить целенаправленным действиям с предметами.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ай да, Масленица» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гуряева Юлия на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по познавательному развитию «Ай да, Масленица»
Опубликовано: 16 марта 2024 в 07:50
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД