Лучший педагог года

Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Елена Грибкова
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»

Тема: «Лексические игры и упражнения»

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие

речи.

Задачи:

Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова;

Развивать умение подбирать антонимы, объяснять многозначность слов;

Развивать связную речь;

Развивать двигательную и познавательную активность;

Публикация «Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе „Лексические игры и упражнения“» размещена в разделах

Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

Ход занятия:

I. Организационный момент

-Ребята, к нам гости пришли, давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. Скажем все вместе: “Доброе утро!”

-Сегодня мы поиграем в игры на развитие речи. Благодаря этим играм будем учиться грамотно говорить.

II. Основная часть занятия

-Ребята, какое время года сегодня наступило (зима)

-Верно! А вы любите зиму? За что?

-Мы любим это время года за волшебство и сказку.

-Я знаю, что вам нравятся сказки, вы знакомы со многими сказочными героями. Отгадайте загадку об одном из них:

В дремучем лесу затерялась избушка.

В избушке живет непростая старушка –

Берет помело, да в ступу садится,

И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)

-Да, ребята, это всем знакомая Яга. Все мы знаем, что она коварная. Баба Яга хочет украсть нашу елку и испортить нам Новый Год. (исчезает Яга и елка)

-Вернет нам елку только тогда, когда мы выполним ее хитрые задания. Впереди вас ждут различные испытания.

-Готовы?

-И так - вперед!

-Прежде всего давайте сделаем речевую зарядку.

Щуку я тащу, тащу!

Щуку я не упущу.

(вместе, несколько человек, тихо-громко)

1. Игра «Назови лишнее слово» (спрашивать несколько человек)

-снеговик,снегурочка-лыжи-санки; (почему)

-шар,шуба,шалаш,шапка; (объясни)

-вода,водяной,водитель,водолаз; (почему так считаешь)

Молодцы! Вы справились с этим заданием.

2. Игра «Многозначные слова».

Баба Яга хочет, чтобы мы объяснили слова. (просить читающих прочитать слова на экраен)

- Как вы думаете, что такое ЛУК?

- Правильно, овощ.

-А еще что обозначает это слово (оружие)

- Получается, что слово одно, а значений у него несколько.

-Как называются такие слова? Такие слова называются многозначными. Таких слов много.

- Попробуйте объяснить значения слова МОЛНИЯ.

- Как называется слово, у которого несколько значений?

- Попробуйте объяснить значения слова КИСТЬ.

- Попробуйте объяснить значения слова РУЧКА.

- Как называются слова, у которых несколько значений?

- Молодцы! С заданием справились.

(Выключить доску)

Зрительная гимнастика «Снежки».

(Дети выполняют движения в соответствии со словами педагога).

В руки вы снежки возьмите,

И на них вы посмотрите.

А теперь их поднимите

Вверх, на них вы посмотрите.

Вниз снежки вы опустите,

И опять на них взгляните.

Снежок вправо,

Снежок влево.

«Нарисуйте» круг умело.

Снежок близко, вот вдали,

Ты внимательно смотри.

Вот такой у нас снежок,

Улыбнись ему, дружок.

Быстро, быстро вы моргайте,

А теперь в игру вступайте.

3. Игра «Каким звуком отличаются слова».

- Произнесите два слова «лук-жук». Они звучат похоже, но между ними есть и

разница. Кто сможет эту разницу найти. (Слова состоят из букв, а слышим мы звуки) .

- Произнесите еще два слова: дом-сом. Какие звуки виноваты в том, что образовались разные слова?

- Произнесите еще два слова: шар-жар, коза-коса, корова-корона. (посчитаем сколько слогов в этих словах)

-Молодцы! Можем двигаться дальше. Нас ждет следующее испытание.

4. Игра «Слова с противоположным значением». (игра в кругу)

- Что же для нас еще приготовила Яга? А она просит нас подобрать слова с противоположным значением. Как будет наоборот.

МОКРЫЙ – СУХОЙ.

РАДОСТНЫЙ – ГРУСТНЫЙ.

ХОЛОДНЫЙ – ТЕПЛЫЙ.

ПОЗДНЯЯ – РАННЯЯ.

ЯРКИЙ – ТУСКЛЫЙ.

НИЗКИЙ – ВЫСОКИЙ.

СЫТЫЙ – ГОЛОДНЫЙ.

РЕДКИЙ – ЧАСТЫЙ.

НАЧАЛО – КОНЕЦ.

ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ.

ТИХИЙ – ГРОМКИЙ.

ВЫСОКИЙ – НИЗКИЙ.

УМНЫЙ – ГЛУПЫЙ.

ТЯЖЕЛЫЙ – ЛЕГКИЙ.

НОВЫЙ – СТАРЫЙ.

ШУМНЫЙ – ТИХИЙ.

ЗЛОЙ – ДОБРЫЙ.

ВСТАТЬ - ЛЕЧЬ

МИРИТЬСЯ - ССОРИТЬСЯ

ВЕСЕЛО - ГРУСТНО

УЗКИЙ - ШИРОКИЙ

ХМУРИТЬСЯ - УЛЫБАТЬСЯ

ДЕНЬ - НОЧЬ

- Какие вы у меня молодцы!

5. Игра: «Доскажи словечко»

-В начале занятия мы говорили о том, почему нам нравится зима. Почему же нам нравится зима?

Задание: досказать зимнее слово и постараться запомнить досказанные слова.

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки – серебристые…. (снежинки).

На поля и на лужок все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят – все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки, все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик нарядился (снеговик).

Рядом снежная фигурка – это девочка (снегурка).

На снегу – то посмотри?- С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил (снег).

- Какие слова вы добавляли? На какое слово они все похожи? (снег). Эти слова образованы от слова снег, называются родственные слова или однокоренные.

III. Заключительная часть занятия.

-Ой, какой-то шум в раздевалке!

-Да это же Баба Яга елку нам вернула. Надо же, не обманула! А на елке записка. Давайте прочитаем…

«Ну что ж ребята, порадовали Ягу, справились с моими заданиями! Возвращаю вам елку. Но я приду к вам на Новогодний утренник, да не одна, а с подругой. Уж очень любим мы проказничать!»

- Ребята, вы сегодня отлично справились с заданиями!

Скажите, трудные были задания?

А какое задание вам больше всего понравилось?

Спасибо вам за занятие!

Мы искали, каким звуком отличаются похожие по произношению слова.

Мы познакомились с понятием многозначное слово.

Подбирали слова с противоположным значением.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_5m5dl.pptx | 941,22 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по речевому развитию «В мире домашних животных» в первой младшей группе ЗАДАЧИ. Образовательные задачи : 1. Знакомить детей с домашними животными и их детенышами. 2. Учить отвечать на вопросы словом и предложениями.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Волшебный сундучок Зайки»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Волшебный сундучок Зайки» Задачи: Образовательные задачи: 1. Учить отгадывать загадки, эмоционально воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы, запоминать.

Конспект игры-занятия по речевому развитию «Шишечки» Цель: Активизация словаря у детей посредством словесных игр. Задачи: 1. Учить детей имитировать действия животных в соответствии с текстом;.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух».Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе «Подсолнух». Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе "ПОДСОЛНУХ" Тема: Пересказ русской народной сказки «У страха глаза.

Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе «Сюжетные рассказы о природе» Конспект открытого занятия по речевому развитию в старшей группе Тема: Игра-занятие по развитию речи (сюжетные рассказы о природе) Воспитатель.

Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц»Конспект открытого занятия по речевому развитию во второй младшей группе «Всемирный день птиц» Задачи: 1. Расширить представления детей о птицах; научить беречь птиц и заботиться о них; 2. Развивать речь детей, мышление, любознательность,.

Конспект открытого занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Знатоки математики»Конспект открытого занятия по математическому развитию в подготовительной группе «Знатоки математики» Цель занятия: определить уровень знаний, умений, навыков по математическому развитию дошкольников. Задачи: Обучающие: -совершенствовать.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Дикие животные. Лиса» Конспект занятия в подготовительной группе по НОД «Речевое развитие» : «Дикие животные. Лиса» Цель: Расширять знания о жизни, среде обитания.

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Сочиняем сказку» Цель: Развитие связной речи и речевого творчества дошкольников. Задачи: Образовательные: Способствовать развитию образности, развитию связной.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Грибкова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия по речевому развитию в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»
Опубликовано: 4 декабря 2022 в 20:30
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД