Папки-передвижки

Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада»

Александра Кивалина
Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада»

Автор: Кивалина Александра Ивановна

Цель занятия:

Дать понятие об огне как стихии и помощнике человека. Закреплять знания и умения применять правила безопасности в природе, дома, на дороге, учить применять художественное слово, произведения устного народного творчества, продолжать учить делать выводы из своих наблюдений, логически мыслить. Закреплять умения составлять рассказ, создавать хороший психологический климат во время занятия.

Активизация словаря:

Чурочки, печурочка, пышки, хворь, брод.

Публикация «Конспект открытого занятия „Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада“» размещена в разделах

Подготовительная работа:

Чтение художественных произведений, отгадывание загадок, беседы о телепередачах, экскурсия в пожарную часть.

Методическая работа:

Подбор стихов, загадок, пословиц, поговорок, разучивание игротренинга «Мышки и пышки» и «Солнышко», мелодии «Голоса птиц» и «Солнечный круг». Рисование картинок «Что случилось с солнышком?», «Костёр», схему пути (от стола к двери, от двери к сундучку). Изготовление кузовка, где подобраны загадки солнышка; солнышко из сегментов с цифрами с обратной стороны магнитную доску, сундучок ванночку с краской и тампонами для рисования. Составление ребуса, изготовление короны, глобуса и карты.

Проведение занятия:

1. Входим с детьми в группу, где здороваемся, знакомимся.

2. Спрашиваю детей: «Где мы живём?». Дети отвечают: «На планете Земля». На глобусе и карте находим примерное место проживания. Вопрос: «Что нужно для жизни на Земле?». Ответ: «Тепло, свет, пища, одежда, бережное отношение к окружающему миру» (Заострить на этом внимание).

Далее отгадываем загадку:

Шипит и злится, воды боится,

С языком, а не лает,

Без зубов, а кусается

(Огонь)

Объявление темы занятия: Дети садятся на места полукругом перед воспитателем. Чтение русской народной легенды «Два огня»:

Зажглись на одном огне два огня и стали между собой разговаривать:

-Ох, брат, и погуляю я на той неделе. Весь дом пожгу и двор тоже, ничего не оставлю - говорит первый огонь. – Чего это ты надумал своих хозяев обижать?- удивился второй. – Того и подумал, что они меня сами обижают. Плохо мне у них живётся. Они как печь затопят, так обязательно поругаются, вечерние огни зажигают – опять бранятся. А я люблю, чтобы в доме были мир и покой. Да и хозяйка обо мне не заботится: заметает меня грязным веником, никогда спасибо не скажет, в печь не спрячет, до утра не укроет. - Ну гуляй коли задумал. Только вот что: на вашем дворе наше колесо лежит. Так уж ты его не трогай! А то мои-то хозяева хорошие – зажгут меня с любовью, да с молитвой и погасят с добрым словом.

Вот прошла неделя, и случился в деревне пожар. Сгорел один дом, со всем добром. Только в том дворе нашли после пожара соседское колесо. Лежало оно целым – целёхонькое.

Вопрос: «Дети, о чём говорится в этой легенде?» Ответ: «Огонь не любит злых, неаккуратных людей, он может разозлиться. А к добрым он относится по-доброму. А колесо осталось целым потому, что оно принадлежало добрым хозяевам.

Загадка: Всё ест - не наедается, а пьёт – умирает. (Огонь)

Поговорка: Человеку – друг огонь, только ты его не тронь! (помочь объяснить детям)

Вопрос: Дети, а как вы понимаете дружбу с огнём? Да он греет, освещает жилище, готовит еду.

Благодаря ему, ездят машины, летают самолёты, плывут корабли. А какие электроприборы вы знаете? А почему они опасны? А как зажечь огонь? Дети: нужны спички. А что можно сказать о спичках? Все вместе: спички детям не игрушка!

Стих о спичках:

1) Ростом спичка – невеличка

Не смотрите, что мала.

Эта маленькая спичка

Может сделать много зла.

Все вы помните, друзья,

Что с огнём шутить нельзя!

2) Спички – близнецы – сестрички

На хозяина похожи:

Глуп хозяин – спички тоже.

А хозяин – не глупец,

А хозяин – молодец.

То, конечно, молодцы

И сестрички близнецы!

3) Это тесный, тесный дом

Сто сестричек жмутся в нем

И любая из сестер

Может вспыхнуть, как костёр.

Не шути с сестричками

Тоненькими спичками.

Магнитная доска: картинки с изображением полянки, где солнышко улыбается, солнышко рассердилось и загрустило.

Стихотворение Е. Поликушина «Антошка»

Спичкою Антошка чиркнул и пошёл.

Сам Антошка крошка-

А пожар большой.

Рассматриваем картинки и составляем рассказ: «Пришёл Антошка на лесную полянку. Солнышко улыбалось. Кругом была красота. Зажёг он костер, рад, а солнышко сердится. Ушёл Антошка, а солнышку грустно: от костра вся полянка превратилась в черное пятно.

«Кто, о чём поёт?»

О чём поёт огонь, гуляя по полям

О том, что занят он не только отопленьем.

Что булки он печет и варит суп с лапшою,

Что расположено к вам всей пламенной душою.

Без ругани и ссор живёт огонь в квартире,

Лишь просит об одном, чтоб вы с ним жили в мире.

Поёт огонь весь день в своём наряде алом,

А ночью спит в золе под чёрным одеялом.

Он – красный, свой костюм, ложась в постель снимает.

И ветер по трубе всю ночь ему играет.

А утром на заре его разбудят спички

И снова он поёт и жжётся по привычке. Ю. Яковлев

Поём русскую народную песенку «Гори огонь в печурочке»:

Во дворе растёт трава,

Я колю, колю дрова.

Колю дрова на чурочки,

Гори огонь в печурочке.

Гори, гори жарче печь,

Будет Дуня пышки печь

Объяснить слова: чурочки, печурочка, пышки

Игротренинг (пальчиковый) «Мышки и пышки»

Десять очень славных мышек (показать 10 пальчиков)

Десять взять решили пышек.

Печь горячую открыли, - (показ ладонями)

К сковородке подскачили, - (пальцы бегут по ладоням)

Лапки все пообжигали, - (отскакивают пальцы)

К маме в норку побежали. - (не плотно сжатый кулак –туда по-очереди все пальцы)

Стала мама их лечить, - (каждый палец правой руки прижать к левой ладони и наоборот)

Пальцы в маслице мочить, -

Пластырь клеить им на лапки, - (указательный палец правой руки дотрагивается до подушечек левой и наоборот.

А потом давать баранки. - (на обеих руках одновременно делают колечки)

Вопрос: Дети, то вы можете сказать, как бы вы поступили в данной ситуации. Да, не только с огнем нужно быть осторожным, но и с тем, что на нем приготовили.

Показать картинку символ огня. Поговорить с детьми, знают ли они случаи возникновения пожаров. Как бы вы поступили? Показать номер телефона:01

Загадка: Что выше леса, краше света,

Без огня горит, летом греет, зимой холодит? (солнце)

Да это солнце. Планета. Раскаленный жар, где сгорают газы, неся нам тепло и свет. Подойти к столу. Что случилось с солнышком? Оно превратилось в белые кусочки, а лучики все рассыпались. Смотрите – конверт. В нем записка. Я очень боюсь, что кто-то берет спички и говорит об огне. А сегодня вы этим и занимаетесь. От страха от меня ушел огонь. Сами знаете, что может случиться. Станет темно и холодно. Отгадайте загадки, спрятанные в кузовке на лесной полянке под ёлочкой.

Это вернет огонь. Помогу вам только тем, Что дарю свою корону. В ней есть еще волшебная сила.

Дети должны дотронуться до неё.

Игротренинг «Солнышко»

Солнышко, солнышко в небе свети. - (Поднять руки вверх)

Яркие лучики к нам протяни.

Руки мы вложим в ладошки твои, - (кружимся)

Нас покружи, оторвав от земли.

Вместе с тобой мы пойдем на лужок, - (строимся в круг, идем по кругу)

Там все мы встанем в красивый кружок.

С песней поводим мы все хоровод

Солнышко с нами по кругу пойдет.

Захлопают радостно наши ладошки, - (хлопаем)

Быстро затопают резвые ножки. - (топаем)

Солнышко скрылось, не видно его,

Не согревает оно никого. - (присесть, вздохнуть).

Поход на полянку: птицы поют. А вот и кузовок. Давайте разожжем костер. Найдем старое место, где горел костер. А то на новом месте мы погубим много травы, насекомых. Разожгли костер и начали отгадывать загадки солнышка.

Символический знак «Дорога» Дети узнают дорожные знаки. Как вести себя на дороге? Почему нельзя кататься на коньках, велосипеде, на санках, играть в мяч? Дети отвечают. Да мы отгадали загадку. Трогаем корону.

Символические картинки о природе, о воде, о здоровье. Дети рассказывают. Как вести себя на лугу, в лесу, на речке.

Объяснить пословицы и поговорки:

Не зная броду – не суйся в воду.

Чистая вода - для хвори беда.

Когда б ни баня, мы все б пропали.

Молодцы. Все загадки отгадали. Давайте загасим костёр и подумаем, что нам делать дальше.

Нужно загасить всё до уголёчка. «Уголёк в уголок отнеси, в уголке уголёк погаси». Дети, смотрите. Ёж ползет и что-то шепчет: А ёж пыхтит и морщится

Что я вам уборщица?

Лес никак не подмету-

Соблюдайте чистоту!

Проверьте, мы ничего не оставили? Мы весь мусор уберем, а кузовок оставим под ёлочкой. Он не наш! А смотрите-ка - здесь клубочек. Как вы думаете. Может он нам помочь? Потрогайте мою корону. Ну, кто помнит сказки, где помогал людям клубочек?

Дети: «Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная», «Финист – Ясный сокол».

Тогда закроем глаза, а я брошу клубочек. Смотрите, он катится к столу. Здесь ребус (Ключик). Видимо, нам надо открыть какой-то замок. Здесь ещё и бумага. На магнитной доске выкладываем схему пути. Чем измеряется расстояние? Линейкой, полоской, шагами. Давайте измерим шагами-линейкой.

Дети идут по стрелкам, отсчитывая шаги. Подходим к сундуку, открываем замок. Там ванночка с краской, тампоны из поролона. Дети трогают мою корону.

Мы догадываемся, что будем раскашивать солнышко. Дети ложатся на ковер вокруг ванночки и закрашивают солнышко. По окончанию работы, согласно цифр, на обратной стороне сегмента, подходят к магнитной доске. Воспитатель выкладывает силуэт солнышка. (Всё время, сначала рисования, звучит мелодия «Солнечный круг»).

Солнышко улыбается (предварительно восковой свечой нарисовала черты лица, а лучики подарим мы нашим гостям. Пусть всех они согревают, всем светят. А мы ко всему окружающему будем относиться с добротой, пониманием, любовью. И тогда всё будет хорошо. (Прощаемся и уходим).

Публикации по теме:

Календарное планирование работы с воспитанниками детского сада по профилактике БДД Младшая группа 1. «Какой бывает транспорт?» - Формировать представление о транспорте; познакомить с правилами поведения в транспорте.

Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа.Неделя безопасности в детском саду. Вторая младшая группа. Предлагаю Вашему вниманию разработку проекта"Недели безопасности"в детском саду для своей второй младшей группы. Каждый день недели был.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Кивалина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого занятия «Формирование основных понятий по ОБЖ в старшей группе детского сада»
Опубликовано: 29 ноября 2014 в 15:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД