Папки-передвижки

Конспект открытой ООД по ручному труду в старшей группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Татьяна Латухова
Конспект открытой ООД по ручному труду в старшей группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Мотызлейский детский сад «Веселое гнездышко»

Конспект Открытого просмотра организованно образовательной деятельности по ручному труду в старшей группе

«Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Составила:

Воспитатель 1 квалификационной категории

Латухова Татьяна Ивановна

с. Мотызлей

2018 год

Интеграция образовательных областей:

Публикация «Конспект открытой ООД по ручному труду в старшей группе „Знакомство с народной куклой, Изготовление куклы „Пеленашки“» размещена в разделах

Социализация, коммуникация, познание, художественное творчество, музыка, физическая культура.

Цели:

1. Познакомить детей с миром народных кукол, с русскими народными обрядами.

2. Приобщать детей к традиционной культуре России.

3. Активизировать словарный запас дошкольников.

4. Учить мастерить куклу «Пеленашку» из лоскутков ткани.

5. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать.

Предварительная работа:

- создание музея «Русская изба»;

- разучивание пальчиковой гимнастики «Вдоль по бережку»;

- игры с куклами;

- посещение этнографического музея, выставки «Осенний вернисаж» (сценические

костюмы) в выставочном зале;

- беседа о старинных русских именах;

- совместная образовательная деятельность «Твоё имя»;

- рассматривание русского национального костюма;

- знакомство с русским фольклором в совместной образовательной деятельности

воспитателя с детьми.

Оборудование и материалы:

- музей народных кукол (из сена, соломы, ниток, ткани, дерева, бересты, непряденой шерсти), организованный в музыкальном зале;

- сундук (в нём русский сарафан и большой платок);

- колыбелька с куклой;

- на столах подносы с лоскутками ткани (плотная светлая для куклы, цветная треугольной формы для платочка кукле, цветная прямоугольной формы для одеяла, полоски для завязок);

Содержание совместной организованной деятельности воспитателя и детей.

Дети входят в музыкальный зал, где у центральной стены организован мини-музей народных кукол.

1. Беседа воспитателя с детьми:

Воспитатель: Ребята, повернитесь, посмотрите вокруг. Куда мы с вами попали? В Волшебную страну?

- Конечно, это волшебная страна! Эта страна — музей кукол. Вам нравятся эти куклы?

- Как вы думаете, эти куклы старинные или современные?

- Почему вы думаете, что это старинные куклы?

- Действительно, эти куклы старинные. В эти куклы играли бабушки ваших бабушек.

- Посмотрите, во что они одеты?

- Возьмите, потрогайте кукол, из чего они сделаны?

- Да, они сделаны из соломы, ниток, сена, бересты, из простых лоскутков ткани.

- Сейчас я расскажу вам об этих куклах. Этих кукол называли оберегами. Оберег - от слова «оберегаю», т. е. охраняют, оберегают от всего плохого.

- Вот это куклы свадебные. Они держатся за руки, будто помогают друг другу.

Таких кукол дарили на свадьбу жениху и невесте на счастье, и они хранили их

всю жизнь.

- Когда рождался ребёнок, делали вот таких кукол (воспитатель показывает куклу - погремушку).

- Из чего сделана эта кукла? (из ярких, красочных лоскутков)

- Этих кукол называли погремушками. Догадайтесь, почему их так называли?

- Попробуйте, потрясите эту куклу. Что вы услышали?

- Куклу — погремушку подвешивали на верёвочке над люлькой младенца или клали

её к нему в колыбельку. Кукла- погремушка развлекала и оберегала малыша.

- Посмотрите, какая интересная куколка свёрнута в маленький кулёчек! Раньше новорождённых детей плотно- плотно пеленали в пелёнку. Считалось, что если положить в люльку к малышу такую куклу, она будет оберегать его от злых духов.

- А называли эту куклу Пеленашка. Как вы думаете, почему эту куклу называли Пеленашка?

Воспитатель: Хотели бы вы поиграть с такими куклами?

- А хотите научиться их делать своими руками?

- Тогда подходите вот сюда, к этому столу и я научу вас делать куклу Пеленашку.

2. Объяснение предстоящей работы:

- Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной)

- Скручиваем его вот так, трубочкой. Потом берём полоски и перевязываем - получается головка.

- А теперь перевязываем Пеленашке талию. Покажите, где у вас талия?

- Что у нас получилось? (голова, туловище куклы).

- Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)

- Это платок Пеленашки. Надеваем платочек на голову Пеленашке, подогнув кромку треугольного лоскутка. Делаем складки с боков. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле. Чтобы нашей Пеленашке было тепло, мы заворачиваем, пеленаем её в красивое одеяло. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)

- Кладём Пеленашку на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.

- Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось?

- У нас есть ещё полоска ткани, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.

- А теперь вспомним, что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла Пеленашка?

(скрутить лоскут ткани)

- Что надо сделать потом? (перевязать головку и талию)

- Что вы сделаете потом? (Нужно запеленать куклу в одеяло и завязать)

- Когда вы будете делать куклу Пеленашку, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому - нибудь малышу как оберег.

- Чтобы наши пальчики были ловкими и умелыми во время работы, давайте разомнём их, поиграем с ними.

3. Пальчиковая гимнастика «Вдоль по бережку» :

Вдоль по бережку лебёдушка плывёт. Пальчики опускаем вниз, закрывая ладошку и вновь поднимаем.

Выше бережка головушку несёт. Сжимаем пальцы в щепоть.

Белым крылышком помахивает, Повороты кистей рук из стороны в сторону — слева направо обратно.

На цветы водичку стряхивает. Поочередное шевеление пальцами.

Стряхнула лебедушка водичку. Несколько раз разжимаем и сжимаем пальцы в кулачки

-Вот и кончилась игра,

Куклу делать нам пора.

4. Практическая работа детей. Звучит народная музыка

По окончании работы дети собирают своих кукол на общем столе и рассказывают о них, воспитатель помогает составить рассказы с помощью вопросов:

- Как зовут твою куклу?

- Как ты её делал?

-Ты хочешь с ней играть сам или приготовил куклу для подарка?

- Как ты с ней будешь играть? Или Кому ты её подаришь?

5. Далее воспитатель подводит детей к сундуку, стоящему в музее:

- А вот этот необыкновенный экспонат в музее мы ещё не рассмотрели. Что это?

- Но этот сундук необыкновенный, он волшебный. Чтобы его открыть, надо сказать волшебные слова. Послушайте, какие:

«Фу-ты, нуты, лапти гнуты…

Сундучок- сундучок, открывай- ка свой бочок

- Давайте вместе с вами скажем эти слова.

- Скажем? Только ласково, как в старину разговаривали с вещами, хорошо?

Дети произносят волшебные слова. Воспитатель открывает сундук и говорит,

доставая сарафан:

- Что же это лежало в сундуке?

- Кто носил сарафаны? (такие сарафаны в старину носили все русские женщины, девушки, девочки).

- Я хочу надеть этот сарафан. Можно мне его примерить?

Дождавшись разрешения детей, воспитатель продолжает, доставая из сундука платок:

- Что это за вещь необыкновенной красоты?

- Как его носили? (на голове, на плечах).

Воспитатель: Вечером дети, мамы и бабушки собирались на посиделки, рассказывали сказки, пели песни, разговаривали и делали кукол, водили хороводы.

На завалинке, в светёлке

Иль на бревнышках, каких,

Собирались посиделки пожилых и молодых

При лучине все сидели

Иль под светлый небосвод;

Говорили, песни пели да водили …

-Хоровод,- подсказывают дети.

-Давайте и мы поведём хоровод.

6. Все встают в круг и водят хоровод: «Во поле берёза стояла»

Воспитатель: Где мы с вами побывали?

- Вам понравилось в музее кукол?

- Что вы узнали здесь нового, интересного?

- Чему вы научились в музее кукол?

- Как называются эти куклы? (пеленашки, погремушки, свадебные куклы. Это куклы-обереги).

- А теперь давайте возьмём наших замечательных кукол. Они получились такими

Красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук. Когда смотришь на них, на душе — праздник. В группе вы поиграете с ними и подарите тем, кому задумали.

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с народной куклой» (1 часть) .

Беседа «Знакомство с народной куклой» (2 часть) Воспитатель: Куклу никогда не делали одну. Оберегов изготавливали целую вереницу, но обязательно – нечётное количество. Иначе кукла не просто.

«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет.«Изготовление игольницы из ткани и поролона». Конспект ООД по ручному труду в группе для детей от 6 до 7 лет. Форма ООД: подгрупповая, индивидуальная. Цель: создание игольницы в подарок маме. Задачи: познакомить детей с правилами безопасного обращения.

Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси»Конспект НОД по ручному труду «Знакомство с культурой быта и семьи народа ханты и манси» Программное содержание: • Дать представление о традиционном убранстве хантыйской избы; • Воспитывать интерес к коренному народу Ханты –.

Конспект НОД в старшей группе по ручному труду «Платье для Золушки»Конспект НОД в старшей группе по ручному труду «Платье для Золушки» Тема «Платье для Золушки» Цели: учить называть предметы одежды, обобщающее слово «одежда», закрепить умение согласовывать числительные с.

Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы»Конспект НОД «Славянские обрядовые куклы. Изготовление народной куклы» Конспект занятия НОД по теме: «Славянские обрядовые куклы». Изготовление народной куклы» Участники: дети старшего дошкольного возраста.

Мастер-класс «Изготовление куклы-пеленашки» для детей от 1,5 до 2 летМастер-класс «Изготовление куклы-пеленашки» для детей от 1,5 до 2 лет Наш детский сад МБДОУ 29 г. Азова является муниципальной инновационной площадкой по апробации и внедрению комплексной образовательной программы.

Конспект занятия по ручному труду «Лесовичок» в старшей группеКонспект занятия по ручному труду «Лесовичок» в старшей группе Ручной труд: “ Лесовичок” в старшей группе. Автор: Седова Наталья Владимировна, воспитатель группы "Ромашка" МДОУ - Центр развития ребёнка.

Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой»Сценарий фольклорного праздника. Заключительное мероприятие «Знакомство с народной куклой» Начиная с января этого года в нашем детском саду начался долгосрочный творческий проект "Знакомство с народной игрушкой". Детей подготовительной.

Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы).Занятие по ручному труду в старшей группе «Мартинички» (нитяные куклы). Занятие по ручному труду в старшей группе "Мартинички" (нитяные куклы).Цель: -Познакомить детей с историей создания кукол. Задачи: - Научить.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытой ООД по ручному труду в старшей группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Латухова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытой ООД по ручному труду в старшей группе «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Опубликовано: 29 ноября 2020 в 14:51
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД