Лучший педагог года

Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Максимова Алевтина Владимировна
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»

Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.

Задачи:

- Развивать интерес к истории культуры Родины; воспитывать уважение к героям былин, защитникам народа; обогащение и активизация словаря па теме;

- Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий о русских богатырях;

- Учить составлять описательный рассказ на заданную тему;

- Развивать внимание, память, сообразительность;

Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе „Богатыри земли русской“» размещена в разделах

- Учить отвечать на поставленные вопросы связанно и последовательно;

- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.

Интеграция образовательных областей:

Познавательное, развитие речи, физическое, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная, музыкально - художественная. Основная образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Интегрируемые образовательные области: коммуникация, познание – формирование целостной картины мира, художественное творчество, физическая культура.

Предварительная работа:

• чтение былин о богатырях : «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Никита Кожемяка», «Исцеление Ильи Муромца», «На заставе богатырской»;

• проведение д/и «Снаряди богатыря в дорогу»;

• изодеятельность «Богатыри», «Щит и меч»;

• просмотр мультфильмов по теме.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте. Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними, подарите им тепло своих улыбок. Молодцы!

- Слава русской стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказ начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли!

- А сейчас давайте, послушаем внимательно стихотворение Феодосия Савинова и расскажем о чём оно.

«Родина»

Вижу чудное приволье,

Вижу нивы и поля –

Это русское раздолье,

Это русская земля!

Вижу горы – и долины,

Вижу реки и моря -

Это русские картины,

Это Родина моя!

Воспитатель:

- Скажите дети, о чём стихотворение? Как называется страна, в которой мы живём?

Ответы детей.

Воспитатель: А вы знаете, что очень много чудесных стран на Земле, и везде живут люди, но наша Россия, самая большая, богатая и необыкновенная страна. Как вы думаете почему?

Дети:

- Может быть потому, что в России много городов, рек и морей.

Воспитатель:

- Молодцы, а как ещё, мы можем назвать нашу Родину?

Дети:

- Россия, Отчизна, Отечество.

Воспитатель:

- Молодцы, правильно. А давайте, произнесем эти слова с любовью и гордостью.

Воспитатель: Дети, а какие вы знаете пословицы про нашу Родину?

Ответы детей:

- Русь – богатырская.

- Смелость силе воевода.

- Родина – мать умей за неё постоять.

- Вся Российская земля начинается с Кремля.

- Нет ничего на свете краше, чем родина наша.

- Золоту - старости нет, родине - цены нет.

- Человек без Родины, что соловей без песни.

- Родина любимая, что мать родимая.

- Если дружба велика, будет Родина крепка.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знали, что народная мудрость гласит, что наша Земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить себя земля не может. Это святое дело защитников нашей земли русской.

Воспитатель:

- А вы знаете, кто охраняет мирный труд людей, нас с вами, нашу страну?

Дети:

- Наша Армия.

Воспитатель:

- А вы знаете, кто служит в армии?

Дети:

- Конечно, солдаты, офицеры.

Воспитатель:

- Вот скажите, а как по-другому можно их назвать?

Дети:

- Защитники Отечества.

Воспитатель:

- Ребята, а вы знаете, кто охраняет границы нашей Родины?

Дети:

- Моряки, лётчики, танкисты, пограничники.

Воспитатель:

- Давайте сейчас послушаем отрывок из песни, и вы мне скажите, как раньше называли людей, которые защищали Родину? (Прослушивание отрывка из песни и ответы детей) «Богатырская наша сила»

Дети:

- Богатыри - это люди, которые защищали нашу Родину от врагов.

Воспитатель:

- Правильно, богатыри. Раньше на Руси наши предки называли защитников Родины – богатырями.

Богатыри - это герои русских былин, совершавшие подвиги во имя Родины, человек безмерной силы, отваги, стойкости, наделенные необыкновенным умом и смекалкой. За именем каждого из былинных богатырей стоит конкретный человек, живший когда-то давно на Руси, и совершивший свои подвиги только в былинах их характеры приукрашены народом. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, о их подвигах. Он рассказывал о том, как было. О делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту. Вот так слагалась былина. В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси. Почти в каждой из былин упоминается Киев, Русь, Русская земля, Родина, Россия – какие красивые и загадочные слова. Русь. Совсем короткое слово. Оно пришло к нам из седой древности и навеки осталось с нами.

- Так же о них слагали былины. Ребята, а что такое былина?

Дети:

- Это правда, о том, что было раньше.

Воспитатель:

- Дети, богатырями называют людей смелых, сильных, готовых встать на защиту нашей Родины. А чтобы стать такими надо с детства готовиться, заниматься спортом, закаляться, тренироваться, вести здоровый образ жизни и любить свою Родину.

Воспитатель:

- Ну, а сейчас я вам предлагаю стать богатырями, согласны?

Ответы детей.

Воспитатель:

- Тогда давайте, встанем поудобнее. И представим, что мы с вами богатыри.

Физкультминутка «Богатыри»

Богатырь - вот он каков : (Показывают силача)

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял, (Имитируют движения)

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко - зорко наблюдал,

Подрастём, мы и, смотри, (Поднимаем руки высоко вверх)

Станем, как богатыри!

Воспитатель:

- Ой, в нашей группе оказывается так много богатырей. А сейчас ребята, перед вами знакомая картина великого. Кто же написал эту картину?

Дети:

- Васнецов.

Воспитатель:

- Ну, а теперь подскажите, как же называется эта картина?

Дети:

- Три богатыря.

Воспитатель:

- А вы знаете, кому посвящается эта картина? Кто изображен на картине?

Дети:

- Русским богатырям.

Воспитатель:

- Можете назвать имена богатырей?

Дети:

- Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

(Дети рассматривают картину)

Воспитатель:

- Художник работал над картиной 30 лет. А вам нравится эта картина? Какой пейзаж окружает богатырей?

Дети:

- На картине очень красиво нарисовано - и облака, и небо, и даже елочки под ногами коней. На ней всё, как настоящее.

Воспитатель:

- Давайте с вами обратим внимание, какое спокойствие исходит от картины. Природа как бы замерла, притихла. Откуда это спокойствие?

Дети: - Природа спокойная, когда у нее есть такие защитники.

Воспитатель: - Ребята, а что делают в поле богатыри?

Дети: - Они смотрят вдаль. Нет ли там впереди опасности или врагов.

Воспитатель: - Расскажите, кто из богатырей вам больше нравится?

Алиса: - Мне очень нравится Илья Муромец – он сильнее всех, сил у него больше всех. Он хорошо вооружё н: с правой руки у него свисает булатная палица, за ней виден колчан со стрелами, в левой руке у него щит и длинное копьё.

Воспитатель: - Илья Муромец - самый популярный герой былин, могучий богатырь. Родина его – город Муром, село Карачарово. Крестьянский сын, больной Илья «сидел сиднем на печи 30 лет и три года». Однажды в дом пришли странники, «калики перехожие». Они исцелили Илью, наделив его богатырской силой. Отныне он – герой, которому предначертано служить городу Киеву и князю Владимиру. В былинах Илья Муромец стоял во главе дружины. Авторы былин подчёркивают в нём силу, мужество, надёжность, справедливость, миролюбие. Он человек уверенной силы, опыта и житейской мудрости. Память об Илье, народная любовь к нему сохранилась до сих пор. Ему воздвигнуты памятники. Его именем называют военную технику и др. Он могуч, как вековой лес, окружавший его с детства. Мощь, сила, мудрость чувствуется во всём облике. Одет в железную кольчугу, на голове шлем.

Маша: - А мне вот больше нравится Алеша Попович – он молодой, но смелый и товарищ хороший. Врага побеждает не богатырской силой, а хитростью да ловкостью.

Воспитатель: - Алёша Попович сын ростовского попа Леонтия, герой былин. Алёша грамоте не учился, за книги не садился, а учился с малых лет копьём владеть, из лука стрелять, богатырских коней укрощать. Силой Алёша не большой богатырь, зато дерзостью да хитростью взял, молодецкой удалью, находчивостью и богатырской храбростью, вспыльчивостью, хвастовством. Алеша весел, насмешлив и остер на язык. Врагов он часто побеждает не силой, а военной хитростью: притворяется глухим и заставляет противника подойти поближе, под каким-нибудь предлогом вынуждает врага обернуться и т. п. Он и воин, и гусляр. И песни петь умеет и воевать. В левой руке у него лук, а по правую руку гусли.

Тимофей: - Вот мне нравится Добрыня Никитич. Он бесстрашный воин, даже Змея Горыныча победил. Он красивый, у него русые кудри, зоркие глаза.

Воспитатель: - Жила- была под Киевом вдова Мамелфа Тимофеевна. Был у неё любимый сын- богатырь Добрынюшка. По всему Киеву о Добрыне слава шла: он и статен, и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав у Добрыни спокойный, ласковый. Никого он не заругает, никого он зря не обидит. Недаром его прозвали «тихий Добрынюшка». Добрыня Никитич прославился тем, что в тяжкой битве победил Змея Огненного, освободил из полона много людей и среди них племянницу князя Владимира Забаву Путятичну. Добрыня Никитич-сын рязанского князя. Добрыня известный и любимый в народе воин. Искусен в боях, плавании и стрельбе из лука. Одет очень богато и нарядно.

Настя: - А мне вот, все богатыри нравятся. Они все отважные и справедливые, в обиду никого не дадут.

Воспитатель: - Вот скажите, чем схожи и чем отличаются богатыри?

Дети:

- Они все вместе защищают Родину от врага. Все сидят на конях, имеют оружие и одеты в доспехи.

- Они разные по возрасту, имеют разных коней, разное оружие.

- У них разные лица и характеры. Они разные по происхождению.

Воспитатель: Молодцы, вы всё, сказали верно. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – это самые любимые и известные русские богатыри. Как стражи святой Руси, стоят они у заставы (границы) богатырской, мимо которой ни зверь не проскользнет, ни птица не пролетит.

У всех богатырей есть одна цель - не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины.

Воспитатель: Давайте вспомним с вами стих о богатырях.

Полина:

«Три богатыря

Три защитника, три брата,

Три богатыря!

Русь на воинов богата!

С поля боя нет возврата,

За спиною – Русь,

Мать-земля, родные хаты…

- Эй, смелее в бой, ребята!

Меч и лук, копьё, булава,

Щит и верный конь…

Враг! Не тронь родной державы,

Охраняет Русь по праву

Богатырь родной!

Воспитатель: Наши богатыри всегда вместе, потому что вместе легче победить врага. Вы же тоже богатыри, тогда вам предстоит преодолеть трудности на вашем пути: вам предстоит пройти через болото, через глубокий ров, чтобы узнать какие герои пришли к нам в гости.

Д /и (из частей собрать картинки богатырей)

Воспитатель: За смелость вашу, ловкость, быстроту и выносливость богатыри приготовили вам подарки, а какие вы узнаете, отгадав загадки:

• Как называется одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? (Кольчуга)

• Какой головной убор защищал голову богатыря в бою? (Шлем)

• Оружие — это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)

• Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)

Воспитатель:

- Вот вы и получили воинские доспехи, а теперь я вам предлагаю пройти присесть за столы и раскрасить наших богатырей.

Подведение итогов.

Воспитатель: Дети, понравилось ли вам наше занятие? Расскажите, о ком мы сегодня с вами узнали. Что нового узнали?

Ответы детей.

Воспитатель: Ну, а теперь давайте встанем в круг и, передавая мяч, назовите какими качествами обладает богатырь (смелый, ловкий, выносливый, сильный, отважный, храбрый, бесстрашный, решительный, героический).

ФИЗМИНУТКА.

Дружно встали Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И на право, и еще

Через левое плечо.

Буквой «Л» расставим ноги.

Точно в танце – руки в брюки.

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

Чтение стихотворения.

А и сильные, могучие богатыри на Славной Руси!

Не скакать врагам по нашей Земле!

Не топтать их коням

Землю Русскую!

Не затмить им солнце красное!

Век стоит Русь - не шатается.

И века простоит не шелохнется!

А преданья старины

Забывать мы не должны

Слава русской стороне!

Слава русской старине!

Воспитатель: - Вы сегодня были молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали. В заключение мне хочется сказать, сегодня мы убедились, что у нас подрастает достойное поколение защитников нашей Родины. Впереди у них еще много испытаний, с которыми они обязательно справятся. Ну, что ж, дети, попрощаемся с нашими гостями.

Выставка работ.

Публикации по теме:

«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе«Богатыри земли русской». Конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе "Богатыри земли русской"-конспект урока. Изобразительное искусство 4 класс. Этот урок посвящен древнерусским воинам-защитникам,образу наших.

Методическая разработка занятия «Богатыри земли русской» Задачи. • Помочь детям лучше понять и представить время, когда жили славные богатыри земли русской. • Формировать представление детей о.

Фотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группеФотоотчет по сюжетной лепке «Богатыри — защитники русской земли» в старшей группе Цели и задачи: • формировать представление детей о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях — защитниках земли русской;.

Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской»Конспект НОД по аппликации с элементами рисования в подготовительной группе «Богатыри земли русской» Тема :" Богатыри земли русской" Цель: расширить знания детей о героическом прошлом русского народа,о богатырях- защитниках Земли Русской.

Конспект НОД «Богатыри земли русской»Конспект НОД «Богатыри земли русской» Покой всех городов и сел старинных Стерег дозор богатырей былинных. Пускай те дни прошли, но слава вам, Не давшим Русь врагу – богатырям.

Конспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAMКонспект ООД по рисованию в подготовительной к школе группе «Богатыри земли Русской» ко Дню богатырей на МAAM Тема «Богатыри земли Русской»Цель: - Формировать представление о героических защитниках русской земли. Задачи: - Продолжить знакомство с.

Конспект ООД в подготовительной к школе группе «Богатыри земли русской» Цель: Формирование представления о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях – защитниках русской земли. Задачи:.

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской».Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Богатыри земли русской». Цель: «Формирование представлений о героическом прошлом Древней Руси, о русских богатырях – защитниках земли русской». Задачи. Образовательные:.

Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет)Праздник «Богатыри земли русской» (фотоотчет) Организация совместных праздников, развлечений, досугов в образовательных организациях, создаёт эмоциональный комфорт между всеми участниками.

Проект «Богатыри земли русской»Проект «Богатыри земли русской» Творческий проект «Богатыри Земли Русской: Воспитатель - Каграманова К. К. Проект познавательно- творческий в подготовительной к школе.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Максимова Алевтина Владимировна на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной группе «Богатыри земли русской»
Опубликовано: 23 августа 2021 в 20:43
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД