Лучший педагог года

Конспект открытого группового логопедического НОД «Космические приключения» для детей старшей группы

Екатерина Кутовая
Конспект открытого группового логопедического НОД «Космические приключения» для детей старшей группы

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя общеобразовательная школа – детский сад комбинированного вида №6 с углубленным изучением английского языка» муниципальное образование городской округ Симферополь Республики Крым Российской Федерации

Интерактивная презентация к занятию по обучению грамоте в подготовительной группе на тему : «Космические приключения»

Подготовила

учитель-логопед

Кутовая Е. А.

Симферополь, 2020г.

Цель: выявление уровня знаний детей; готовности к школе.

Коррекционно – образовательные задачи:

Публикация «Конспект открытого группового логопедического НОД „Космические приключения“ для детей старшей группы» размещена в разделах

1. закрепить понятия по лексической теме;

2. учить согласовывать существительные с числительными в единственном и множественном числах;

3. расширить тематический словарь: космос, космический, планета, созвездие, скафандр, космонавт, астронавт, луноход.

Коррекционно – развивающие задачи:

1. развивать психические процессы: внимание, мышление;

2. закреплять умение образовывать имена прилагательные от имен существительных;

3. закреплять умение детей делить слова на слоги, подбирать слова с заданным слогом, отвечать на вопросы логопеда полным ответом;

4. развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; определять место звука в слове; соотносить слово с заданной моделью.

Коррекционно – воспитательные задачи:

создать хорошее настроение, воспитывать взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать логопеда и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Оборудование: презентация, карточки с индивидуальными заданиями, картинки космической тематики.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед : – Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

2. Основная часть;

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Дети (хором) : – Ракета.

Логопед : – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. (Слайд 2)

Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Упражнения для языка:

«Часики»--губы в улыбке, рот открыт. Язык – стрелка часов - движется то к левому уголку рта, то к правому, подбородок неподвижен. Под счет до 10.

«Трубочка»--рот открыт, язык сворачивается в «трубочку». Повторить 3 раза по 5 сек.

• Проверяем исправность двигателя –губы в улыбке, рот открыт, сначала поцокать язычком, затем—язычок «болбочет» : бл-бл-бл-бл.

Внимание: выявлена неисправность в подаче топлива –пошлепать широкий язычок между губами, произнося слоги: пя-пя-пя и покусать зубами кончик язычка.

• Проверяем двигатель повторно –рот открыт, язычок стучит за верхними зубами, произносить звук похожий на Д-Д-Д-Д.

• Нижняя челюсть неподвижна.

• Ор-ор-ор – завели мотор!

«Моторчик»--губы в улыбке, рот открыт, пальчиком вибрировать язычок, произнося звук Д-Д-Д за верхними зубами.

Логопед : Ребята давайте произнесем специальные слова и отправимся в полет:

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

Игра с мячом «Образуй прилагательные от существительных»

Логопед : – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

Логопед : – Молодцы, все справились с заданием, заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, нам нужно ответить на все вопросы задания.

Угли пылают-

Совком не достать.

Ночью их видно,

А днём не достать (Звёзды)

Звезда (какая (Слайд 3) – маленькая, блестящая, мерцающая, серебристая, волшебная, путеводная, раскаленная, холодная.

- В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды - это огромные газовые раскаленные шары, похожие на солнце.

- Давайте соберем семейку слов к слову "звезда" – звездный, звездочет, звездолет, звездочка, созвездие, звездопад.

Игра «Придумай слово». (Слайд 4)

Логопед : – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, НА, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают слова на этот слог)

- Вокруг нашего Солнца вращаются девять планет: Меркурий, Плутон, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Это солнечная система.

(Слайд 5)

Игра «Полет в космос»

- На какой планете мы живем? (Земля) (Слайд 6)

- Как называются люди на нашей планете? (Земляне)

- Сейчас мы с вами отправимся в космос.

- Где стартуют космические корабли? космодрома)

- Кем мы будем в полете? (Космонавтами, астронавтами) (Слайд7)

Космонавты (какие) - смелые, отважные, мужественные, умелые, бесстрашные, умные и. т. п.

- Что наденем, когда полетим в космос? (скафандры) (Слайд8)

- Что такое скафандр?

- Для чего он нужен?

- Из чего он состоит? (шлем, скафандр и специальная обувь)

Игра «Слова-родственники»

Выбрать только те слова, которые нам подходят:

1) Солнце, сон, солнечный, солнышко. (Солнце, солнечный, солнышко).

2) Космос, косматый, космонавт, космический. (Космос, космонавт, космический)

3) Планета, план, планетный, межпланетный. (Планета, планетный, межпланетный)

Логопед :- За это граматейцы прислали нам первую звезду. (Слайд 9)

Гимнастика для глаз

Логопед : – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам (Слайд 10)

-Давайте вспомним, чем буквы отличаются от звуков?

(буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и говорим)

-Правильно ребята, а из чего состоит наша речь?

(наша речь состоит из слов, слова состоят из звуков)

-Какими бывают звуки? (звуки бывают согласными и гласными)

-Какие звуки мы называем гласными? (звуки которые тянутся, поются голосом). Назовите гласные звуки (а, о, у, и, ы, э)

-Какими бывают согласные звуки? (согласные звуки бывают твердыми и мягкими)

-Каким цветом обозначается твердый согласный звук? (синим)

-Каким цветом обозначается мягкий согласный звук? (зеленым)

-Каким цветом обозначаются все гласные звуки? (красным).

Логопед : – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам вторую звезду. (Слайд 11) Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. Готовимся к взлету, встаем около своих мест

Логопед : - включить моторы

Дети: - поднимают руки в стороны не высоко, произносят низкий звук УУУУУУ

Логопед : - набираем высоту

Дети: - поднимают руки на уровне плеч, звук УУУУУУ произносят выше

Логопед : - взлетаем высоко

Дети: - руки вверх, высокий звук УУУУУУ

Логопед : - Ракета набрала высоту и поднялась вверх

Чтобы не затеряться в космическом пространстве, в помощь нам прислали карту, по которой мы будем ориентироваться.

Игра «Деление слов на слоги».

Логопед : – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». (Слайд 12) На первой планете живут слова, состоящие из одного слога, на второй планете – состоящие из двух слогов, на третьей планете – состоящие из трёх слогов. Космические пираты напугали всех жителей, и они сбежали со своих планет, давайте поможем им вернуться домой. У вас на столах карточки со словами, прочитайте слова, определите количество слогов.

Дети: – Дом, луг, лес, хвост, луг, дождь. Эти слова состоят из одного слога

Дети: – Небо, космос, Земля, звезда, Луна, спутник. Эти слова состоят из двух слогов.

Дети: – Планета, ракета, комета, телескоп, космонавт, астроном. Эти слова состоят из трёх слогов.

Логопед : – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам еще одну звезду. (Слайд 13)

Дети: – А мы отправляемся дальше.

Игра «Скажи наоборот» :

Большой - маленький Далеко - близко

Высоко - низко Длинный - короткий

Северный - южный Легкий - тяжелый

Быстрый - медленный Смелый - трусливый

-

Мы с вами летим обратно на землю.

На нашем пути … отгадайте что.

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора

Это чёрная…

Дети (хором) : – Дыра. (Слайд14)

Звуковой анализ слов.

Логопед : – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова.

Логопед : – Сколько слогов в слове дыра?

Дети: – В слове дыра два слога ды – ра.

Логопед : – Назовите первый звук в этом слове.

Дети: – Первый звук Д.

Логопед : – Дайте характеристику звуку [ д ].

Дети: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед : – Назовите второй звук в слове дыра.

Дети: – Второй звук [ ы ].

Логопед : – Охарактеризуйте этот звук.

Дети: – Звук [ ы ] гласный

Логопед : – Какая третий звук в слове дыра?

Дети: – Третий звук [ р ].

Логопед : – Дайте характеристику этому звуку.

Дети: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед : – Какой последний звук в слове?

Дети: – Звук [ а ].

Логопед : – Дайте характеристику звуку [ а ].

Дети: – Звук [ а ] гласный (Слайд15)

Логопед : – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили четвертую звезду (Слайд1 6) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Пальчиковая игра «Космонавты» (Слайд 17).

Раз, два, три, четыре, пять –

(По одному загибают пальчики на обеих руках.)

В космос полетел отряд.

(Соединяют ладошки вместе, поднимают руки вверх.)

Командир в бинокль глядит,

(Пальца обеих рук соединяются с большими, образуя «бинокль».)

Что он видит впереди?

Солнце, планеты, спутники, кометы,

(Загибают пальчики обеих рук)

Большую желтую луну.

Логопед : – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Дети (хором) : – Комета. (Слайд 18)

Логопед : – На хвосте кометы разместились слова, в которых находится звуки «Р» и «Л» (мягкие и твердые)

Игра «Где спрятался звук» (Слайд 19)

Ребята я буду показывать картинку, вы внимательно смотрите и произносите, что изображено на картинке и ищете - где спрятался звук в начале слова, в конце, в середине.

Логопед : – Ну что ж, и с этим заданием мы справились. А на нашем пути следующее испытание.

- К нам на пульт управления пришло послание.

-Понятно, что послание адресовано космонавтам. Здесь зашифрованы предложения. Нужно расставить слова на места и понять смысл предложения:

Игра «Составь предложение» :

Люди, на, живут, Земля (Слайд 20)

Игра «Расшифруй послание». Из центра полетов получен сигнал, его надо расшифровать.

КК ТТ НН ММ ОО СС АА ВВ (Слайд 21)

Дети: -Космонавт (Слайд 22)

Логопед : – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (Слайд 23)

Логопед : – Чтобы узнать какую книгу похитили пираты, мы с вами должны выполнить еще одно задание.

Игра «Прочитай слово по первым звукам» (Слайд 24)

Дети: – АЗБУКА.

Логопед : – Молодцы, и за это задание мы получаем последнюю звезду (Слайд 25)и сможем узнать правильно ли мы отгадали слово. Внимание! - (Слайд 26)

Логопед : – Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Возьмитесь за руки, закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором) : – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

3. Подведение итогов.

Логопед : – Вот мы и вернулись домой. Чем мы занимались сегодня на занятии?

Дети: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения и составляли их схемы, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

Логопед : – За помощь в поиске книги и на память о сегодняшнем занятии грамотейцы хотят подарить вам свои фотографии – раскраски. На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

Дети: – До свидания.

Прикреплённые файлы:

gramota-kosmos_l9iru.pptx | 4305,19 Кб
 
Публикации по теме:

Квест-игра «Космические приключения» для воспитанников старшей специальной группы (5–6 лет)Квест-игра «Космические приключения» для воспитанников старшей специальной группы (5–6 лет) В прошлом году на День Космонавтики воспитанники старшей специальной группы поучаствовали в квест-игре. Станций было много как в самом.

Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н»Конспект группового логопедического занятия для детей с ФФНР «Звук и буква Н» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» города Смоленска Групповое логопедическое занятие.

Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ «Транспорт» (3 класс)Конспект группового логопедического занятия для детей с ОВЗ «Транспорт» (3 класс) СОГБОУ «Вяземская школа-интернат №1 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Конспект группового логопедического занятия.

Конспект группового логопедического занятия с обучающимися 1 класса с презентацией «Домашние и дикие животные» Конспект группового логопедического занятия для детей 1 класса с ОНР III уровня. Темы: Коррекционная- «Работа над словом. Слова, обозначающие.

Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе «Открывая книгу — открываем мир»Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе «Открывая книгу — открываем мир» Конспект группового логопедического занятия в подготовительной группе на тему: «Открывая книгу – открываем мир» Исполнитель: учитель-логопед.

Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) «Предлоги «НА» и «ПОД» Конспект логопедического группового занятия для детей старшего дошкольного возраста с ТНР (ОВЗ) Тема: Предлоги НА и ПОД. Цели: учить детей.

Конспект логопедического группового занятия «Беседа по картине «Зимние забавы» для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Конспект логопедического группового занятия для детей старшей группы с ТНР ОВЗ Тема: Беседа по картине «Зимние забавы» Цель: Учить составлять.

Конспект логопедического занятия «Золотой ключик или приключения Буратино» Конспект логопедического занятия по мотивам сказки А. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино» Образовательные области: развитие.

Конспект открытого коррекционно-логопедического занятия для детей c ФФНР старшего дошкольного возраста Конспект открытого коррекционно - логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну «Нехочухия».

Библиотека изображений:

Публикация Конспект открытого группового логопедического НОД «Космические приключения» для детей старшей группы (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Екатерина Кутовая на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект открытого группового логопедического НОД «Космические приключения» для детей старшей группы
Опубликовано: 16 сентября 2023 в 17:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД