МААМ-картинки

Консультация «Особенности и одна из методик заучивания стихотворений детей с ТНР в старшей дошкольной группе»

Наталья Фогель
Консультация «Особенности и одна из методик заучивания стихотворений детей с ТНР в старшей дошкольной группе»

Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. В этом возрасте ребёнок должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со взрослыми и сверстниками, успешно обучаться в школе. Чтобы речь ребенка с ТНР к концу дошкольного возраста была более содержательной, достаточно точной и выразительной, следует активно проводить работу по заучиванию стихотворных текстов, скороговорок, потешек и т. д.

Публикация «Консультация „Особенности и одна из методик заучивания стихотворений детей с ТНР в старшей дошкольной группе“» размещена в разделах

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Для методики заучивания стихов необходимо знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Особенно это касается детей с особыми возможностями здоровья с тяжелыми нарушениями речи (ОВЗ, ТНР). Легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью, стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Память ребёнка — дошкольника развивается постепенно.

Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового, логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.

Дети слабо запоминают стихи, в которых много образных выражений, метафор. Даже в старшем дошкольном возрасте дети с ТНР способны запомнить и потом воспроизвести небольшие по объему стихотворения с доступным их пониманию простым содержанием, это усложняет работу логопеда, воспитателя и музыкального работника. В связи с этим особо актуальным остается вопрос развития речи у детей дошкольного возраста с ТНР посредством заучивания стихов на основе зрительных опор, т. к. наглядный материал усваивается лучше вербального.

Существуют разнообразные, традиционно используемые в практике логопедов, приемы работы, позволяющие добиться определенных успехов в коррекционной работе по развитию связной речи – мнемотехника или метод иллюстрации.

Воспринимая стихотворение, обучающиеся мысленно «рисуют» его содержание. Здесь на помощь приходит мнемотехника.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается или подбирается картинка (изображение, т. о. все стихотворение зарисовывается схематически. После этого обучающийся по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе логопед предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы и сможет самостоятельно это сделать.

МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОВ

Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Обратить внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

Затем уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросить произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т. к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

На примере ниже показана картинно-графическая схема к стихотворной загадке «Тигр»

Так через зрительные опоры — картинки — иллюстрации мы материализовываем для детей содержание стихотворения. Такой подход помогает детям с ОНР вспоминать сюжет и не перепутать в нём порядок событий

Использование данного метода в работе с детьми с ТНР повышает эффективность заучивания стихов, значительно сокращается время заучивания, облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов, т. е. качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению. Данный метод активизирует речь детей в целом : пассивный словарь переводит в разряд активного, побуждает к самостоятельному воспроизведению

стихотворения, обогащает словарный запас.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет «Дед Мороз» и подборка стихотворений про Деда Мороза для заучивания наизусть с детьми дошкольного возрастаФотоотчет «Дед Мороз» и подборка стихотворений про Деда Мороза для заучивания наизусть с детьми дошкольного возраста *** Ой, Мороз, Красный нос, Мы тебя не знаем. И тебя, Дед Мороз, Радостно встречаем. Ой, Мороз, Красный нос, Песню запеваем И тебя в хоровод.

Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето»Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4–5 лет «Лето» Картотека стихотворений для заучивания с детьми 4-5 лет на тему "Лето" Вот и наступило долгожданное лето! А это значит, что пора менять.

Консультация для воспитателей и родителей «Секреты заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста» Как правильно выбрать стихотворение для ребёнка? 1. Стихотворение соответствует возрасту ребёнка. 2. Подбирайте стихи, которые интересны детям.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для дошкольниковМнемотаблицы для заучивания стихотворений для дошкольников Воспитатель высшей квалификационной категории Курнина Любовь Владимировна г. Ковров Владимирская обл. “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста (Часть 2)Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста (Часть 2) При заучивании стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста использую Мнемотехнику. Эта технология помогает ребенку быстро запомнить.

Мнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возрастаМнемотаблицы для заучивания стихотворений для младшего дошкольного возраста Некоторые дети 3 – 4 лет не могут выучить стихотворение наизусть. Принуждать не стоит, так как это может негативно отразится на обучении.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методикОсновные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик Основные особенности воспитательно-образовательного процесса детей, использование инновационных методик. К ведущим направлениям инноваций.

Особенности работы по заучиванию стихотворений с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с ОНР (часть вторая) .

Особенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группеОсобенности работы в сельской разновозрастной дошкольной группе Большевистская школа, Кольчугинский район Владимирской области. Воспитатель: Бурмистрова Анна Степановна. Особенности работы в сельской.

Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей 5–6 лет» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

Библиотека изображений:

Публикация Консультация «Особенности и одна из методик заучивания стихотворений детей с ТНР в старшей дошкольной группе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Наталья Фогель на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Консультация «Особенности и одна из методик заучивания стихотворений детей с ТНР в старшей дошкольной группе»
Опубликовано: 9 января 2023 в 11:11
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД