Папки-передвижки

Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мир камушков»

Ирина Захарова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мир камушков»

Воспитатель: Захарова И. С.

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами.

Задачи:

Обучающие: уточнить представления детей о свойствах камней, расширять знания детей о разнообразии мира камней, обогащать словарь детей (пемза, кремень, закрепить правила безопасного поведения при проведении опытов, навыки работы с увеличительными приборами.

Развивающие:

Развивать любознательность, мыслительные операции. Стимулировать самостоятельность, познавательную активность. Побудить детей выражать словами свои тактильные и визуальные ощущения. Способствовать развитию эстетического вкуса.

Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Мир камушков“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в микрогруппе; развивать коммуникативные навыки; воспитывать бережное отношение к неживой природе.

Демонстрационный и раздаточный материал:

Малахитовая шкатулка

Набор камней.

Схема «Правила поведения в лаборатории»

Прозрачные контейнеры

Банка с водой

Молоток

Мел

Листы бумаги

Набор карандашей

Лупы

Большой разнос

Предварительная работа:

Беседа с детьми о горах и горных породах. Рассматривание глобуса, иллюстраций, фотографий. Создание коллекции камней в группе. Ознакомление с произведениями Бажова «Медной горы хозяйка», «Малахитовая шкатулка».

Форма проведения: подгрупповая

Планируемые результаты:

Расширение знаний детей о мире камней и его свойствах.

Проявляет интерес к экспериментированию.

Владеет навыками анализа, обобщения, умением делать вывод.

Ход занятия.

Воспитатель звонит в колокольчик. Дети подходят к воспитателю.

Воспитатель: Ребята, сегодня я повстречалась с Хозяйкой горы, и она передала вам вот эту малахитовую шкатулку. Посмотрите, какая она красивая. А как вы думаете, что в ней может быть? Почему?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: Действительно, владения Хозяйки горы богаты разнообразием камней.

Сейчас вы по очереди будете опускать руку в шкатулку, брать камушек и, не видя его, рассказывать, какой он. Но запомните, повторяться нельзя.

Проводиться игра «Шкатулка ощущений»

Последний ребенок, опустив руку в шкатулку, обнаруживает там конверт.

Воспитатель: Да это же письмо. Давайте его прочтем.

«Ребята, в моих владениях случилась беда. Злой волшебник перемешал все камни, и я не могу определить, какие из них для чего нужны. Пожалуйста, помогите мне разобраться. Мои жители будут очень вам благодарны.»

Вы готовы помочь Хозяйке горы и ее жителям?

Дети: Да!

Воспитатель: Я предлагаю вам превратиться в ученых и отправиться в лабораторию для изучения камней. А сейчас давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети называют правила безопасности, изображенные на схеме.

Воспитатель: Итак, теперь вы настоящие ученые и сначала я вам предлагаю посмотреть на это множество камней и объединить их в три группы.

Дети раскладывают все камни в три контейнера.

Воспитатель: Объясните, по каким признакам вы поместили камни в каждый контейнер?

Дети: все камни отличаются размером, поэтому в первый контейнер мы поместили крупные камни, во второй - средние и в третий контейнер мелкие камни.

(дети могут разложить камни и по другим признакам)

Воспитатель: Молодцы ребята! И сейчас я предлагаю испытать камни на прочность. Как вы считаете, что для этого необходимо?

Дети предполагают, что нам понадобится молоток. (дети поочередно стучат по граниту, мелу и пемзе)

Дети делают вывод о том, что все камни разные по прочности, одни крошатся от малейших ударов, другие, настолько прочные, что никакие удары им не страшны.

Воспитатель: Возьмите по одному камню, рассмотрите его через увеличительное стекло. Что вы увидели?

Дети: На камнях есть крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д.

Физминутка

Мы ногами – топ-топ,

Мы руками – хлоп-хлоп,

(движения выполняются по содержанию текста)

Мы глазами – миг-миг,

(руки на поясе. Моргаем глазами)

Мы плечами – чик-чик.

(руки на поясе, плечи вверх-вниз)

Раз - сюда, два – туда,

(руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево)

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два – привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели- встали, сели-встали,

Ванькой - встанькой словно стали.

Руки к телу все прижали

И подскоки делать стали,

А потом пустились вскач,

Будто мой упругий мяч.

Раз-два, раз-два,

Заниматься нам пора.

(Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз)

Воспитатель: Перейдем к следующему испытанию – водой. Опустите камни в воду и посмотрите, что с ними произойдет.

Дети делают вывод о результате эксперимента.

Воспитатель: Молодцы, верно заметили – не все камни тонут. Эти камни образовались во время извержений вулканов. Они легкие и имеют пористую поверхность, а называются они – пемза. Служат они чаще всего для изготовления губок для бани, а также для декоративного украшения аквариумов.

Сегодня мы с вами познакомимся со свойствами еще с одного удивительного камня – это кремень. Возьмите два таких камушка и постучим друг о друга. Что вы увидели?

Дети рассказывают, что увидели искру.

Воспитатель: В древние времена, когда еще не было спичек и зажигалок, люди разводили костер от искры, которую образует кремень.

А теперь давайте подведем итог о свойствах камней.

Дети: камни бывают разного размера, цвета и формы, они могут быть плоскими и объемными, гладкими, шероховатыми или острыми. Существуют прочные камни и те, что легко крошатся и разрушаются под действием окружающей среды.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям нужны камни?

Дети: Камни применяют для строительства дорог, мостов, домов, изготовлении скульптур и памятников. И т. д.

Воспитатель: Я предлагаю вам еще раз разложить все камни в три контейнера и нарисовать к каждому из них инструкцию по использованию данных камней.

Дети выполняют задания.

Рефлексия: Вы сегодня были настоящими учеными и проводили опыты в настоящей лаборатории. Как вы считаете, справились ли вы с поставленной задачей, смогли помочь Хозяйке горы? Если да – то возьмите красный шар и положите в банку, если с чем-то не справились опустите в банку синий шар.

Публикации по теме:

Перспективный план по созданию мини-музея камней и организации работы с детьми и родителями Основная образовательная задача Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя с детьми Свободная самостоятельная.

«Ознакомление с особенностями песка, глины и камней». Творческий проект исследовательской деятельности «Я — исследователь» «Ознакомление с особенностями песка, глины и камней» Автор: Ярославцев Давид Дмитриевич. Подготовительная к школе группа Воспитатель: Перетятько.

Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мир камушков»
Опубликовано: 21 апреля 2014 в 07:08
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Мир камушков»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Захарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД