Папки-передвижки

Конспект опытно-экспериментального занятия «Соль дороже золота!»

Елена Шапошниченко
Конспект опытно-экспериментального занятия «Соль дороже золота!»

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес

Задачи:

- расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность;

- продолжать знакомить детей со свойствами соли, способами её добычи и применения;

- упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности,

- развивать навыки экспериментирования, любознательность;

- формировать умение планировать предстоящую деятельность, делать выводы;

Публикация «Конспект опытно-экспериментального занятия „Соль дороже золота!“» размещена в разделах

- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;

- развивать умение выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем, связную, грамматически правильную речь, расширять словарный запас;

- воспитывать бережное отношение к соли и навыки правильного ее потребления;

- формировать ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю;

Оборудование

Демонстрационный материал: 4 мешочка для проведения дидактической игры, декоративная баночка с окрашенной солью, свеча, гуашь, кисточка

Раздаточный материал: карандаши, блокноты, клеёнчатые фартуки и шапочки, влажные и сухие салфетки, оборудование для проведения опытов (ёмкости с солью, подносы, стаканчики, вода, ложки, баночки с краской)

Словарная работа каменная, поваренная,, кристалл, минеральное вещество, шахта, выпаривание.

Предварительная работа

- беседы о традициях и гостеприимстве русского народа, о применении обычной соли в домашних условиях;

- рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли;

- рассматривание различных видов соли, экспериментирование с солью;

- творческое рассказывание «Как мама использует соль»,

дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный».

- изодеятельность «Лето» (рисование солью).

Ход

Ребята, давайте возьмёмся за руки, посмотрим, друг на друга и подарим свои улыбки друг другу.

Игра «Подари хорошее настроение»

Теперь я вижу, что у всех отличное настроение, и пусть оно не покидает нас весь день.

(Картинка сказки)

Воспитатель:

Ребята, а знаете, что в некоем городе жил-был купец, у него было три сына: первый — Федор, другой — Василий, а третий — Иван. Жил тот купец богато, на своих кораблях ходил в чужие земли и торговал всякими товарами.

И вот однажды нагрузил он два корабля дорогими товарами и отправил их за море с двумя старшими сыновьями. А меньшому сыну ничего не доверял по торговле.

Вот как узнал младший сын Иван, что его братья за море посланы, тотчас явился к отцу и стал у него проситься в иные земли — себя показать, людей посмотреть.

Купец долго не соглашался, но все же и ему дал корабль с самым дешевым грузом: с бревнами и досками.

Собрался Иван в путь-дорогу, отплыл от берега и скоро нагнал своих братьев.

Плывут они вместе по синему морю день, другой и третий, а на четвертый поднялись сильные ветры и забросили Иванов корабль к одному неведомому острову.

Вылез он на остров, и пошел по тропинке; шел, шел и добрался до превеликой горы, смотрит — в той горе не песок, не камень, а чистая русская соль.

Вернулся назад к берегу, приказал работникам все бревна и доски в воду покидать, а корабль нагрузить солью и поплыл дальше.

Долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли — приплыл корабль к большому богатому городу, остановился у пристани и якорь бросил.

Иван — купеческий сын сошел в город и отправился к царю, чтобы он позволил ему торговать солью; а для показа понес узелок своего товару — русской соли.

А царь этого города про соль и не слыхивал : во всем его царстве без соли ели. Удивился он, что такой за новый, небывалый товар? И попросил Ивана рассказать все про соль и какими свойствами обладает.

Воспитатель:

Ребята, давайте поможем Ивану раскрыть все секреты соли.

А как вы думаете, где мы можем узнать все секреты соли и провести самостоятельные исследования?

Дети:

В научной лаборатории

Воспитатель:

Кто работает в лаборатории и чем занимаются в лаборатории

(ученые, лаборанты. Они исследуют, проводят опыты, изучают, делают выводы)

Воспитатель:

Я вам предлагаю сейчас туда отправиться

Давайте произнесем волшебные слова:

Хлоп – хлоп, топ – топ, повернись,

И в чудо – лаборатории очутись.

- Вот, мы с вами находимся в лаборатории, где проводят эксперименты и опыты (дети переходят к другим столам).

А встречает нас научный сотрудник.

- Здравствуйте, ребята!

Вас приветствует лаборатория!

Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было.

Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!»

Что вас к нам привело?

Дети:

Мы проводим исследование и нас заинтересовал вопрос: для чего нужна соль? Вы можете нам помочь?

Научный сотрудник: конечно, помогу. Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения в лаборатории.

Дети:

Правила безопасности для детей:

1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.

2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.

3. Каждую вещь клади на место.

4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.

5. Делать все нужно дружно!

Научный сотрудник:

А, самое главное, не забудьте надеть специальную одежду.

Дети одевают фартуки. Проходят в «лабораторию».

Научный сотрудник:

А вы знаете, что такое соль?

Дети:

Соль – это пищевой продукт, приправа к нашей пище.

Соль - вещество белого цвета.

Научный сотрудник:

Соль таит в себе много удивительных и далеко не всем известных свойств.

Без соли не может жить ни один живой организм. Соль влияет на работу мышц и нервной системы. Однако важно помнить, что переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом овощи – вы знаете, что на зиму всегда запасают квашенную капусту, солёные огурцы и помидоры.

Соль употребляют не только как приправу к пище, но и как лечебное вещество. В сочетании с водой соль снимает воспаления, ею можно лечиться от легких отравлений. Раствор соли используют для полоскания горла при ангине, для промывания носа, солевые компрессы помогают при ушибах и укусах насекомых. Очень полезны ванны с морской солью.

Есть несколько видов соли: Пищевая; Морская, Каменная соль, добытая из горных месторождений, Техническая;

Пищевая соль делает нашу еду очень вкусной.

Морскую соль тоже можно есть, но применяют её по-разному: в медицине; в косметологии.

Технической солью посыпают дорогу от гололёда зимой.

Соль ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно.

Научный сотрудник:

Ребята, вы уже немного знаете о соли. А хотите проверить себя? Узнать соль в игре-загадке «Три волшебных мешочка». У меня в мешочках - разные вещества. Попробуйте на ощупь определить, в котором из них спряталась соль.

Дидактическая игра «Три волшебных мешочка»

(Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль)

Молодцы, вы правильно все определили мешочек, в котором находится соль

А из чего состоит соль?

Опыт № 1 : «Из чего состоит соль».

Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим

Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок)

Действительно, что с виду соль похожа на порошок.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

«Соль сыпучая, без запаха»

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов

Опыт №2 «Соль хрустит»

Ребята, давайте надавим на соль сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей – мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод:

Соль, как и снег, состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт № 3 : «Соль поглощает воду»

Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит, соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с соль.? (соль растворилась в воде)

Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде

Опыт № 4. «Плавающее яйцо». Есть у соли такой секрет – соленая вода выталкивает предметы. в солёной воде легче плавать Хотите проверить?

Поможет нам в этом обычное яйцо Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

(Яйцо не тонет).

Воспитатель.

- У нас в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит?

Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.

Опыт «Получение соли из солёной воды»

Воспитатель. А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей).

Хотите, вместе попробуем добыть из соленой воды соль? Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).

Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.

Соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.

Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу»

Скажите, пожалуйста, может ли соль быть цветной?

- Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)

- Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.

Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы

Игра «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: Ребята, а ведь соль – не только Волшебница, она ещё и Художница. При помощи соли можно создавать интересные и красивые творческие работы

Приглашаю вас в свою творческую мастерскую

Дети рисуют

Как красиво у вас получается!

Воспитатель:

Вот и подходит к концу наши исследования. Я предлагаю вам поделиться полученными знаниями и сделанными открытиями. Давайте вместе сделаем «круг открытий» (дети и воспитатель встают в круг) и с помощью нашего «микрофона исследователя» расскажем о своих открытиях.

Воспитатель: ребята, мы с вами столько интересного и познавательного узнали о соли, тем самым сможем теперь поделиться своими знаниями с Иваном.

Публикации по теме:

Квест-игра «Сундук золота» в подготовительной группеКвест-игра «Сундук золота» в подготовительной группе Конспект квест - игра «Сундук золота»в подготовительной группе - Дети, что такое золото? - Хотите найти сундук с золотом? - Что вы с ним.

Конспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группыКонспект опытно-экспериментального занятия «Вода. Круговорот воды в природе» для подготовительной группы Программное содержание: 1. Формировать представления о круговороте воды в природе. 2. Учить умению устанавливать причинно-следственные.

Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам»Конспект открытого занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие по островам» Конспект открытого занятия победителя муниципального конкурса «Воспитатель года» 2020 Конспект интегрированного занятия в подготовительной.

Конспект опытно-экспериментального занятия по ЗОЖ и правилам гигиены «Микробы»Конспект опытно-экспериментального занятия по ЗОЖ и правилам гигиены «Микробы» Цель: Формирование основ здорового образа жизни, правил гигиены. Задачи: Формировать знания о том, что все заболевания носят инфекционный.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики»Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Гелевые шарики» Конспект занятия опытно-экспериментальной деятельности "Гелевые шарики" в средней группе. Форма эксперимента:нетрадиционное занятие по.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в водный мир» для детей 5–7 летКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в водный мир» для детей 5–7 лет Тема: «Путешествие в водный мир» Цель: Продолжать изучение свойств воды. Задачи: 1. Образовательные Закреплять и систематизировать знания.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — таинства наук» в младшей группеКонспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Соль — таинства наук» в младшей группе Цель: познакомить детей с солью и её свойствами в процессе опытно-экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательные: содействовать.

Конспект занятия по правовому воспитанию с использованием ИКТ во второй младшей группе «Нет ничего дороже жизни» Задачи: Познакомить детей с тем, что каждый имеет право на жизнь. Способствовать речевому общению детей с персонажами.

Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука»Проект опытно-экспериментального занятия во второй младшей группе «Посадка лука» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Цель проекта: Привлечение детей к самостоятельной посадке лука,.

Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?»Совместная опытно-экспериментальная деятельность в старшей группе «Соль. Какая она?» Ведущая образовательная область: познавательное развитие Цель: Систематизировать представление детей о соли и её свойствах. Задачи: Закреплять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект опытно-экспериментального занятия «Соль дороже золота!»
Опубликовано: 1 августа 2023 в 22:31
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект опытно-экспериментального занятия «Соль дороже золота!»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шапошниченко на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД