Папки-передвижки

Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись» (1 фото)

ольга кузнецова
Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»

КОНСПЕКТ ООД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

ТЕМА: Знакомство с декоративно – прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись.

МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №79 «Лучик»

Старший воспитатель Кузнецова Ольга Анатольевна, г. Вологда

Тема: Знакомство с декоративно - прикладным

искусством родного края.

Глубоковская роспись.

Задачи:

Публикация «Конспект ООД „Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края, Глубоковская роспись“» размещена в разделах

• дать детям общее представление о некоторых видах декоративно-прикладного искусства родного края : резьбы по дереву, плетения кружев, Великоустюгской черни, плетению и резьбы по бересте

познакомить детей с новым видом росписи - Глубоковской, кратко рассказать об истории росписи, основных элементах, их символическом значении, колорите, построении композиции;

• формировать понятия, что произведения декоративно-прикладного искусства создаются на основе сложившихся традиций, передающихся от поколения к поколению;

• воспитывать уважительное, бережное отношение к труду народных мастеров

Материал:

Предметы разных видов народного искусства : вологодские кружева, деревянные изделия с резьбой, плетеные предметы из бересты, а так же с резьбой по бересте, Великоустюгские украшения и посуда, их изображения.

Предметы, фотографии и образцы с Глубоковской росписью, силуэтное изображение прялки, книга «Мастера Русского Севера».

Мультимедийное сопровождение (при отсутствии реальных предметов).

Предварительная работа: рассматривание книг о Вологодском крае, беседы с детьми, экскурсия в краеведческий музей

Ход:

Рассказ воспитателя с использованием наглядного материала.

В. – «Ребята, посмотрите вокруг, сегодня мы с вами попали в необычный музей, на выставку народных промыслов (дать возможность детям оглядеться, рассмотреть предметы). Посмотрите сколько здесь всего необычного: украшения и посуда из серебра, туеса, доски для кухни …» (может быть виртуальный музей)

- Вам нравятся эти изделия?

- У кого дома есть такие же или похожие?

Заслушиваются ответы детей.

- А как вы думаете, кто их сделал?

- Их изготовили народные мастера - художники.

В. – «Издавна мастера нашего родного края - Русского Севера -славились своим умением в изготовлении красивых предметов; будь то украшения из серебра, одежда изо льна, посуда из дерева и бересты, игрушки из дерева и глины, кружева. Изделия наших мастеров предназначались для применения в хозяйстве, но из красивой чашки, украшенной узором, не только пили, а и любовались ею. В руках мастера обычный берестяной лист (показ) превращается в кружево из листьев, цветов, птиц (показ туеска, шкатулки). А какое красивое вологодское кружево. Про него даже стихи пишут:

Вологда завьюжена

Белыми снегами,

Вьюга стелет кружево

Прямо под ногами.

Рассыпают искорки

Северные краски,

Снежные присказки,

Кружевные сказки.

Девицы – красавицы

Взяли, поглядели,

Как переплетаются

Звонкие метели.

И рисуют девицы

Белые картинки,

Кружево стелется

Тоньше паутинки …

Наш Север богат лесами. На тысячи километров простираются они в Архангельской и Вологодской областях. Это главное богатство нашего края. С давних времен дерево поило, кормило, одевало, обогревало человека. Из дерева строили дома, делали посуду, игрушки и многое другое. В дело шла не только древесина, но и ветви, прутья, кора молодой березы - береста».

Педагог показывает по 2-3 изделия каждого промысла - предметы из бересты и украшенные резьбой, Вологодские кружева, изделия из черни. При необходимости можно показать фотографии из альбомов (например, «Мастера Русского Севера»). По ходу показа дается краткая характеристика промысла. Последними показываются фотографии и изделия (современные кухонные доски, солонки с Глубоковской росписью, выполненные на Вологодском заводе художественных промыслов, в училище №15 г. Вологды). (Задействовано мультимедийное сопровождение).

В. - А это Глубоковская роспись, она совсем другая, не похожая на те, что мы знаем (Городец, Хохлома, Гжель, у нее свои законы и свои краски.

В. - Сейчас я расскажу вам как появилась эта роспись. Слушайте внимательно, чтобы рассказать дома своим родителям, братьям и сестрам, договорились?

«Эта роспись возникла давным – давно, в нашем северном крае – в Вологодской области; глубоко в лесах, в деревне Глубоковка, поэтому ее так и назвали – Глубоковская. Давайте повторим название росписи все вместе (повторяют).

Жили в Глубоковке люди, умеющие и трудиться и веселиться. Очень любили они природу нашу северную: весной все пробуждалось, зеленело, летом в лесах, полях, лугах яркое цветение, осень золотом все разукрашивала, а вот зимой - стужа и кругом белым – бело, глаз некуда отвести. Надоело людям зимой сидеть по домам без многоцветья. И решили они сами в свои дома поселить цветы, зелень и веселое летнее настроение.

Стали они расписывать сначала прялки (показ, по возможности натуральной, выяснить для чего была нужна прялка, потом хлебницы, солонки, двери, рамы оконные, сундуки. И стало у них в домах светло и радостно.

Светло, потому что вот такие цветы (показ главного большого цветка) напоминали им солнце, от которого вокруг зацвела буйная зелень листьев (показ). А из таких вот бутонов (показ) распускались разные цветы, а еще начали созревать ягодки.

- Какой цвет использовали мастера для росписи? (зеленый, красный, охра, коричневый, темно - синий, белый, черный)

Словно от ветра завихрились травы и превратились в завитки и вихревые розетки – бутоны (показ). Как - будто после дождя появились капельки и украсили цветы, листья, бутоны.

А вот от того в какую сторону загнуты были завитки менялся смысл росписи. Например, если они тянулись вверх (показ, то людям они казались ростками, а если вниз (показ, то корнями растений.

Маленькие точки вокруг или в самих цветах и бутонах означали семена растений, а маленький завиток в сердцевине цветка был символом продолжения жизни.

Некоторые элементы мастера рисовали, словно одевали много одежд – накладывали один цвет на другой, а некоторые оставляли одноцветными.

- А как располагаются цветы, бутоны, листья в рисунке Глубоковской росписи? (рассматривание предметов, высказывания детей).

- У Глубоковской росписи все элементы будто связаны между собой, и еще все они словно оживают от того, что их тоненько, очень искусно обводили мастера черной линией – «разживляли» (повторить всем вместе)

И так, появившись на свет, глубоковская роспись росла и развивалась. Ее узнали и в других селах. Люди возили свои изделия на ярмарки, где продавалось много изделий других промыслов: резные и берестяные, украшения и кухонная утварь.

А потом началась война и многие мастера не вернулись домой. Некому было передать свой опыт детям. Остались только старички, которые сами по себе иногда рисовали Глубоковскую роспись и с горечью вспоминали былые времена ярмарок.

Возможно, мы и не узнали бы об этой росписи. Но много лет назад пошла в поход одна экспедиция в эти места и обнаружила замечательную роспись в деревне Глубоковка. Жители поделились секретами росписи, и теперь в нашем городе Вологде есть завод, выпускающий такие изделия (рассматривание изделий с росписью денного завода). А еще в нашем городе есть училище, где учат Глубоковской росписи.

- Чем отличается современная роспись от старой?

Цветом – много желтого, оранжевого, зеленого, встречается розовый. Цвет стал более ярким, радостным, светлым.

- Кто догадался, почему роспись назвали Глубоковской? (по месту нахождения)

- Вы хотите научиться рисовать такие узоры?

- Ну, тогда, на следующих занятиях за работу!

Литература

Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»

1. Богуславская И. Я. Северные сокровища – Архангельск, 1980 – 80с.

2. Иванова Ю. Секреты старой прялки // Важская область – 1992г. №9 Изд. Шенкурск, архангельская обл.

3. Максимов Ю. В. У истоков мастерства: народное искусство в художественном воспитании детей – М. : Просвещение,1983 – 159с.

4. Мастера Русского Севера. Фотоальбом/ сост. Р. А. Армеев, А. В. Блохин, М. : изд. Планета, 1987г.

5. Пузенкова Л. А. Шенкурская роспись Изд. : Архангельск, 1995г.

6. Путилова Н. В. Глубоковская роспись. Ярославль изд. «Нюанс», 1994, 54с.

7. Родной край / под ред. С. А. Козловой, - М. : Просвещение, 1985г.

8. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003г. – 128с.

9. Соломенникова О. А. Радость творчества 2е изд., испр. И доп. М. : Мозаика Синтез, 2005 – 168с.

10. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Старшая группа. М. : гуманит. центр ВЛАДОС, 2000г.

11. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Подготовительная к школе группа. М. : гуманит. центр ВЛАДОС, 2000г.

Публикации по теме:

Анкета для педагогов. Работа по эстетическому воспитанию Анкета для педагогов Цель: изучение состояния педагогической работы по эстетическому воспитанию в детском саду Ф. И. О. Детский сад Группа.

Педагогический проект «Народная игрушка» «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы в которых воплощается Родина».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»
Опубликовано: 29 января 2013 в 13:06
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ООД «Знакомство с декоративно-прикладным искусством родного края. Глубоковская роспись»» (включая файлы) размещена пользователем ольга кузнецова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД