Лучший педагог года

Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Оксана Коренная
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»

Подготовила и провела ООД в старшей группе Коренная Оксана Александровна.

Цели и задачи: Дать первоначальные знания об изготовлении бумаги. Научить отличать вещи, сделанные из бумаги, определять ее качество на ощупь, гладкость, прочность, толщину) Помочь детям с помощью разнообразных опытов определить свойства бумаги. Учить детей анализировать, делать простейшие умозаключения. Развивать наблюдательность, внимание. Активизировать в речи детей слова, обозначающие свойства бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, воспитывать бережное отношение к природе.

Публикация «Конспект занятия по экспериментальной деятельности „Свойства бумаги“» размещена в разделах

Предварительная работа:

- беседы, рассматривание иллюстраций об изготовлении бумаги;

- рассматривание предметов, изготовленных из бумаги.

Дети стоят полукругом в групповой комнате. Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются, в это время в группу влетает воздушный шар, к которому на ленте привязано письмо.

- Ребята! Что это такое? Письмо без обратного адреса, ребятам группы «Сказочная полянка», открывают и читают:

«Здравствуйте, ребята! Я Знайка. Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник забрал все мои знания. И запер их в волшебной коробке. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты и ответите на все вопросы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, знания и подарки будут ваши. Удачи!

Для начала отгадайте загадку:

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой и при этом

Она бывает и деньгами.

Что это? Догадайтесь сами! (БУМАГА)

Да, ребята правильно, сегодня мы поможем Знайке вернуть знания о бумаге.

- Назовите предметы, которые стоят у меня на столе. (Дети перечисляют предметы)

- Все предметы разные, но скажите, что их все объединяет? Что у всех этих предметов общее? (Если дети будут затрудняться, воспитатель просит их сказать, из какого материала сделаны все предметы.)

- Да, все эти предметы сделаны из дерева. Но почему среди деревянных предметов лежит бумага? Вот об этом вы сегодня узнаете.

Сегодня я хочу вам рассказать о том, откуда же пришла к нам бумага. Вы узнаете, какой путь прошла бумага, прежде чем стать такой, какой вы ее видите.

Так почему же мы говорим, что бумагу делают из дерева? Конечно, бумага не растет на деревьях, и все же жизнь любого листочка бумаги начинается в лесу. От дерева до бумаги длинный путь.

Рано поутру лесорубы шагают в лесную чащу. Там за оврагом участок тайги, где топором помечены деревья. Их надо спилить. Жужжит в умелых руках лесоруба бензопила (пила с мотором на бензине) и одно за другим падают на землю деревья.

Вот по лесной дороге на помощь лесорубу спешат трактора. Они обрубают ветки, тугостягивают стволы железными канатами.

Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.

Голубая дорога. Река - самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины, плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется будто вся река наполнена лесом. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга. Образуют заторы (место на реке, где собираются много бревен и они дальше не проходят, а чтобы заторов не было, за движением бревен зорко следят сплавщики (рабочие, которые сплавляют лес по реке). Они подплывают на моторных лодках к месту затора, длинными острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепленные бревна. И вот они снова продолжают свой путь по голубой широкой дороге.

Голубая дорога приведет стволы на бумажный комбинат. Вот бревна зашагали из цеха в цех. Деревья там распиливают, измельчают в опилки и даже варят, чтобы получить массу, похожую на жидкое тесто. Его месят и разливают по формам. Все это делают машины. Они разливают, раскатывают бумажное тесто в длинные широкие полосы, а потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и скатывается в огромные бумажные рулоны. Бумага готова.

Вы узнали, какой длинный путь проходит бумага пока попадет на прилавки магазинов. Скажите ребята чей труд вложен в подготовку каждого листочка бумаги? Какие профессии людей вы запомнили? (Лесорубы, сплавщики, водители) .

Скоро вы пойдете в школу и будете читать не только сказки, рассказы, но и разные учебники, из которых узнаете много интересного. Вы будете не только рисовать, но и писать. Никогда не забывайте, сколько людей трудилось, чтобы у вас были книги, тетради относитесь к ним бережно.

А сейчас ребята и мы с вами попробуем показать как делают бумагу, физминутка:

Лесорубы дерево срубили,

На станке на части разделили,

Чурбачки на щепки порубили,

И в растворе долго их варили.

А потом всю жидкость отжимают,

Валиком утюжат, сушат, гладят.

Так выходит чистый лист бумаги

Для журнала, книги и тетради.

(Дети выполняют имитационные движения.)

-Посмотрите вокруг и назовите предметы, при изготовлении которых использовалась бумага. Как часто и для каких целей нам нужен этот материал? (салфетки, обои, туалетная бумага, открытки, книги, журналы, газеты, коробки, тетради и т. д.)

Представьте себе, что бумага исчезла. Как изменится в этом случае ваша жизнь? Сможете ли вы чем- то заменить бумагу? (ответы детей)

-А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру: Обратите внимание на наше необычное дерево, чем оно не обычно? (листики бумажные). Вы по очереди будете снимать листики с нашего дерева, с вопросами от Знайки. И мы постараемся на них ответить.

1. Лера снимает листочек с цифрой 1.(Ищет стол с цифрой 1, на нем лежат листки бумаги) - Послушайте, что написано на обратной стороне: Ребята, какая она?

Погладьте ладошкой бумажные листочки и скажите, какие они (гладкие, плотные, ровные). Верно.

2. Тимофей найди листочек с цифрой 2. (ищет стол с цифрой 2)

На обратной стороне написано «Возьмите по листу бумаги и поиграйте в игру «Угадай кто я?»

- Ребята, вы знаете такую игру? (Нет)

- А я знаю. Возьмите игрушку в руку. Сейчас я вижу, что у Леры– мишка, у Алены – зайка. Как можно использовать бумагу, чтобы я не угадала вашу игрушку? (Завернуть в бумагу, спрятать за бумагу). Выполняйте.

- Почему сейчас я не вижу вашу игрушку? (Бумага не прозрачная). Верно.

3. Виолетта Ф. найди листочек с цифрой 3. Читаю: «Приглашаю вас в морское путешествие» (ищет стол с цифрой 3,на нем стоит чашка с водой.)

- Возьми кораблик. Из чего он сделан? (Из бумаги). Значит он какой? (Бумажный)

- Пусти его в плавание

- Что делает твой кораблик? (Плывет)

- А вот еще один кораблик. Из чего он сделан? (Из пластилина)

- Пустим его путешествовать. Что вы видите? (Утонул)

- Почему? (Тяжелый, из пластилина)

- Бумажный кораблик – легкий, плавает. Хотели бы вы плавать на бумажном корабле? Почему? (Нет. Он намокнет, порвется и утонет)

- Верно. Бумага легкая, плавает, но размокает под воздействием воды.

4. Никита, найди листочек с цифрой 4. (Ищет стол с цифрой 4)

- Здесь написано «Сомните лист и послушайте, что делает бумага, когда вы ее мнете?» (Шуршит, скрипит)

5. Мухаммед найди листочек с цифрой 5. (Ищет стол с цифрой 5) Читаю: «Пора отправлять друзьям поздравительные письма».

- Ребята, возьмите свое большое письмо и постарайтесь вложить его в маленький конверт. Выполняйте.

- Что вы делаете с бумагой? (Складываем, сгибаем)

- Легко сгибается или сопротивляется? (Легко)

- Верно. Бумага пластичная, ее можно сгибать и складывать.

Физминутка: «Три строителя бобра.»

6. Виолетта Б. найди листочек с цифрой 6.(Ищет стол) Читаю: «Помни правило – ты бумагу и огонь никогда один не тронь»

- Как вы думаете, о чем нас предупреждает дерево? (Что бумага горит)

- Это хорошо или плохо? (Плохо, может случиться пожар)

- Верно. Поджигать бумагу мы не станем, все знают, что она горит. Ребята, запомните: «Спички детям не игрушка»

7. Алена, снимай листочек с последней цифрой (7).Читаю задание, (Ветер, ветер, ветерок.) Предлагаю, поиграть. (Переносим бумажные шарики, на ракетке)

(Бумага легкая, а значит ее легко сдует даже самый легкий ветерок).

Ребята, посмотрите на дерево. Остался последний листочек и я его сейчас сниму. На нем написано помогите другу, а вот и друг Знайки -– бумажный человечек. Представьте, что друг ЗНАЙКИ попадает в сказку, где его подстерегает много опасностей. Что именно может угрожать герою, сделанному из бумаги?

Вот посмотрите – это карта опасностей. Наш герой попытается по ней пройти, а мы будем помогать ему. На карте нарисованы «сказочные» препятствия, с которыми может столкнуться наш бумажный человечек. Задача нашего героя пройти по дорожке, объясняя, какие препятствия он должен обходить и почему. Можно ли сказать о нашем герое, что он «в огне не горит и в воде не тонет?».

Значит бумага материал не прочный. Вот поэтому ребята надо бережно относиться к вещам, сделанным из бумаги. Беречь книги, картонные коробочки, в которых лежат игры.

Звучит сказочная музыка, воспитатель обращает на нее внимание детей, ищут по группе, что это может быть, оказывается волшебная коробка с знаниями Знайки и подарками для ребят открылась.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Перспективное планирование по опытно-экспериментальной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста". Сентябрь. 1. «Свойства песка».

«Овечка». Непосредственно образовательная деятельность в средней группе с использованием нетрадиционных техник рисования Китиашвили Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 92 "Радуга" общеразвивающего вида" Великий Новгород Конспект непосредственно.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Коренная на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект занятия по экспериментальной деятельности «Свойства бумаги»
Опубликовано: 7 февраля 2015 в 20:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД