Папки-передвижки

Конспект ООД в старшей группе «Рассказ воспитателя «Труд и быт жителей Кубани»

Елена Назарова
Конспект ООД в старшей группе «Рассказ воспитателя «Труд и быт жителей Кубани»

Интеграция образовательных областей: познавательная, художественно-эстетическая.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная.

Возрастная группа : старшая группа.

Тема: Рассказ воспитателя «Труд и быт жителей Кубани»

Цель: расширить знания о труде и быте жителей Кубани.

Программное содержание

Публикация «Конспект ООД в старшей группе „Рассказ воспитателя „Труд и быт жителей Кубани“» размещена в разделах

Образовательные задачи: познакомить детей с трудом, бытом и традициями Кубанских казаков, названиями некоторых предметов быта (скрыня, глэчик, рубель, чугунок и т. д., знать их назначение. Формировать элементарные представления о народных промыслах на Кубани, происхождении фамилий, о том, что такое род и родословная.

Развивающие задачи: развивать связную речь, познавательный интерес, логическое мышление.

Воспитательные задачи : воспитывать любовь к родному краю, родным, предкам, интерес к его истории.

Словарная работа: родные, родственники, предки, батюшка, матушка, сестрица, братец; прялка, рубель, глэчик, скрыня – объяснить значение старинных слов; кузнец, гончар, бондарь, сапожник, ткач и др.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о труде и быте жителей Кубани, предметов быта (прялка, глэчик, чугунок, скрыня, рубель и др., чтение произведений о Кубани, заучивание пословиц о труде, народные игры Кубанских казаков «Зевака», «Краду кавуны», «Золотые ворота», «Лымкач».

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, папаха, д/и «Найди такой же предмет», иллюстрации с изображением различных ремесел, профессий, изделия народных умельцев: плетение из лозы, соломки, резьба по дереву, гончарное дело и др., воспитатель в костюме казачки.

Ход деятельности

Воспитатель : «Я, казачка молодая,

Озорная, удалая,

К вам приехала с Тамани

Славной родины Кубани»

Здравствуйте, ребята, я приехала к вам из станицы Атамань. Это музей под открытым небом. Там собраны уникальные старинные вещи, построены настоящие хаты казаков. В давние времена на берег Атамани высадились казаки и заселили эти земли, построили сторожевые башни, дороги. Полюбили они бескрайние цветущие степи, кубанские плодородные земли, этот теплый, щедрый край.

Воспитатель : Ребята, а как называется край, в котором мы живем?

Дети: Краснодарский край, Кубанский.

Воспитатель : Как называется главный город Краснодарского края?

Дети: Краснодар.

Воспитатель : Краснодар – столица Краснодарского края. Более 200 лет живут люди на Кубанской земле.

Воспитатель : А вы хотели бы попасть в прошлое, посмотреть, как жили тогда казаки, наши предки.

У меня есть волшебная шапка, называется папаха. Нужно надеть на голову папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам – повернись!»(надеть папаху, закрыть глаза и повернуться три раза)

(На м/м установке картинки старинной казачьей хаты)

Воспитатель : Посмотрите на эти картинки. На них изображен быт старинной казачьей семьи. В каждой казачьей хате была печь. Она согревала хату, в ней готовили еду, на лежанке отдыхали. Еду готовили в чугунке. Он тяжелый, чугунный, зато каша в нем получалась вкусная, пальчики оближешь.

Воспитатель : А сейчас, в чем готовят еду и где?

Дети: Еду готовят в кастрюле, сковороде на газовой плите, в микроволновке.

Воспитатель : Ложки раньше были деревянные. А сейчас?

Дети: Сейчас ложки металлические.

Воспитатель : Молоко хранили в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Сундук, где хранились вещи, одежда называли скрыня. Как вы думаете, почему его так назвали? Где теперь хранят одежду?

Дети: Скрыней назвали сундук, потому что вещи в нем скрывали, прятали. Сейчас одежду хранят в шкафу, комоде.

Воспитатель : Белье раньше гладили вот этим ребристым предметом. Называется он рубель. На каталку наматывают мятое полотенце и несколько раз проводят по нему рубелем. Белье получается гладким и пахучим. Чем сейчас гладят белье?

Дети: Сейчас белье гладят утюгом.

Воспитатель : Рядом с хатой во дворе располагались хозяйственные постройки: амбар, погреб, колодец, летняя печь, сарай для скота, навес для повозок. Оградой служил плетень из хвороста.

Воспитатель : Давайте поиграем в игру, которая называется «Найди такой же предмет». Я буду показывать и называть предмет, а вы должны найти такой же на казачьем подворье.

Воспитатель : На Кубани семьи всегда были большие, дружные, родственники всегда помогали друг другу: вместе строили хаты, убирали урожай. По традиции к старикам в семье относились с особым уважением. Женщины вели домашнее хозяйство, готовили пищу, стирали, присматривали за детьми. Мужчины в летнее время работали в поле, а зимой занимались ремонтом построек, орудий труда. Дети всегда помогали своим родителям, выполняли их поручения.

Как вы помогаете взрослым? Какие поручения взрослых выполняете?

Дети: Убираем свои игрушки на место, посуду со стола и т. д.

Воспитатель : В старинной семье было принято ласково, уважительно называть своих родных: матушка, батюшка, сестрица, братец. Тетушка, дядюшка.

Как сейчас называют своих родных?

Дети: Мама, папа, сестра, брат, тетя, дядя, дедушка, бабушка.

Воспитатель : Собираясь вместе, казаки и казачки любили петь, играть в игры. Давайте поиграем в старинную казачью игру «Золотые ворота».

(Выбирают двух водящих «солнце» и «луну». Они становятся лицом друг к другу, берутся за руки и поднимают их, образуя купол – «ворота». Остальные берутся за руки и вереницей идут через них. Водящие в это время приговаривают нараспев:

«Золотые ворота пропускают не всегда,

Первый раз прощается,

Второй раз запрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Закрываются «ворота» на последнем слове, и пойманным оказывается тот, кто в этот момент проходил через них. Все стараются быстро проскочить «ворота». Пойманный становится позади «луны» или «солнца»). И имен и

Воспитатель : Славится Кубанская земля умельцами. Девочки в казачьих семьях пряли, ткали, вышивали. Мальчиков учили мастерить домашнюю мебель, выполнять строительные работы. Трудолюбивый, умелый мастер – золотые руки, всегда был на Кубани в почете, а над лентяем и неумехой смеялись.

Воспитатель : Ребята, какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Дети: «Почет и труд рядом идут»

«Всякая работа мастера хвалит» и др.

Воспитатель : Плетение из лозы, соломки, резьба по дереву, роспись, гончарное дело… Каких только ремесел нет на Кубани!

А по названию ремесла, профессии произошли фамилии: гончар – Гончаров, сапожник – Сапожников, бондарь – Бондаренко, ткач – Ткачев.

(На м/м установке картинка с изображением людей различных профессий, ремесел).

Воспитатель : Посмотрите, пожалуйста, на эту картинку. Постарайтесь угадать фамилии тех, кого изобразил художник.

Дети: Кузнец – Кузнецов, мельник – Мельников, танцор – Танцура и др.

Воспитатель : Не только много необычных вещей и имен было на Кубани, но и разных игр. В одну из них мы сейчас поиграем. Называется она «Зевака».

(Выбрав пару, дети становятся в общий круг, взявшись за руки. Тот, кто остался без пары, становится водящим – «зевакой». Под музыку все идут по кругу, выполняя танцевальные движения: хороводный шаг, подскоки, бег и т. д. «Зевака» ходит в кругу в обратном направлении. По окончании музыки все должны взяться за руки по двое, а «зевака» в это время, пока дети не успели взяться за руки, быстро хватает кого – либо из них. Если он успевает кого-нибудь схватить, то становится с ним в пару. Оставшийся без пары становится «зевакой»).

Итог:

Воспитатель : Чем же мы сегодня занимались? Что узнали нового?

Спасибо вам, ребята, вы все сегодня молодцы!

Публикации по теме:

Дидактическая игра-пособие «Наша Родина — Кубань» Дидактическая игра-пособие «Наша Родина – Кубань». Задачи игры: способствовать расширению и закреплению знаний детей о символах Кубани,.

Зима на КубаниЗима на Кубани Я Вас всех приветствую в своём блоге! Все мы живём в разных уголках нашей необъятной Родины. Многие из Вас рассказывают о сказочной, снежной.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД в старшей группе «Рассказ воспитателя «Труд и быт жителей Кубани» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Елена Назарова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД в старшей группе «Рассказ воспитателя «Труд и быт жителей Кубани»
Опубликовано: 31 января 2015 в 18:23
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД