Лучший педагог года

Конспект ОД в старшей группе «Ознакомление детей с народной игрушкой»

Ксения Алехина
Конспект ОД в старшей группе «Ознакомление детей с народной игрушкой»

Конспект ОД в старшей группе «Ознакомление детей с народной игрушкой»

Цель: Ознакомление детей с народной игрушкой.

Задача:

Образовательная: Дать первые представления о русских народных игрушках, их своеобразии, основных видах;

Публикация «Конспект ОД в старшей группе „Ознакомление детей с народной игрушкой“» размещена в разделах

Развивающая: Развивать связную речь, обогащать словарный запас;

Воспитательная: Вызвать интерес, яркий эмоциональный отклик к народной игрушке.

Материалы:

Образцы разнообразных пар игрушек (в материале и репродукциях, фотографии народных мастеров-игрушечников за работой (Г. Бабкиной, С. Рябова и др.). Кукла в народном костюме. Панно на ватмане «Деревенька».

Ход занятия:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы начинаем с вами разговор о русских народных игрушках.

Все вы, конечно, знаете, что такое игрушка. Дома у вас, конечно же, много разных игрушек. Да? И, наверняка, у каждого есть своя самая любимая игрушка. (Дети в ходе беседы рассказывают о своих любимых игрушках)

Ребята, а знаете ли вы, что много-много лет назад, таких различных и дорогих игрушек у большинства детей не было. Но дети есть дети – играть им всегда хочется – и они играли. У них тоже были свои любимые игрушки. Только они были совершенно другими.

А сейчас я вам расскажу одну историю. У меня в руках кукла. Познакомьтесь, ее зовут Матрена. Живет она в сказочной стране, а правит там царь Матвей…

Вызвал как-то царь Матвей Матрену и говорит:

«Приключилась у нас в царстве беда, стали исчезать мои поданные игрушки. Уже целые деревни опустели.

Отправляйся-ка Матрена к людям, разыщи мастеров, что игрушки делают, пусть они горю нашему помогут».

И отправилась Матренушка мастеров искать. Долго ли ходила, коротко…

Приходит в город Загорск, что раньше Сергиевым Посадом назывался и спрашивает: «Делают ли здесь игрушки?» - «Конечно делаем. Наши игрушки по всей Руси известны. Мы их из дерева вырезаем, а потом красками и лаком покрываем. И какие игрушки красивые получаются: всадники, солдаты, барыни, животные разные»

Просит их Матрена помочь царство спасти. Дали мастера ей несколько игрушек и пошла она дальше.

Пришла в село Богородское. Прослышала она, что там умельцы народные удивительные игрушки делают. Рассказала она мастерам про беду свою, просит помочь.

Мастера ей отвечают: «Хорошо, поможем. Только ты послушай наши придания, да истории о том, как появилась игрушка наша…

Жила-была женщина и детям ее играть нечем было. И вырезала она для своих детей из треугольной чурочки фигурку и назвала ее «аука».

Поиграли дети, да бросили. А муж подобрал фигурку, да продал ее в Сергиевом Посаде. Подивились в городе люди: «Мы давно игрушки делаем, а такой не видели». И заказали мужику еще. Стали и соседи учиться резать из дерева игрушки. С тех пор и гремит слава об этом селе.

Богородские изделия отличаются выразительностью и свежестью. Каких игрушек здесь только нет…Здесь и мужики веселые, и степенные старушки, всадники, и хитрые медведи. Посмотрите, какие они красивые, да веселые».

Поблагодарила Матрена мастеров, взяла игрушки и дальше направилась.

Недалеко от города Каргополя набрела она на удивительную деревушку. Смотрит … боже мой! Сколько здесь игрушек, да какие они нарядные! Бросилась Матрена к мастерам и спрашивает: «Из какого же дерева вырезали вы это чудо?» - Смеются мастера: «Не из какого». – «Как так?» - «Мы игрушки из красной глины лепим, в печке обжигаем, белой меловой краской покрываем, а потом расписываем. Одеваем в яркие одежды о черточками узоры наводим».

Говорит Матреша: «Нигде, наверное, больше глиняных игрушек не найду, надо ваших поболе захватить». – А мастера опять смеются: «Как так нет… Издревле лепит человек глиняные игрушки. Еще когда в звериной шкуре у костра сидел и тогда лепил». И до сих пор по Руси великой многие мастера глиняную игрушку делают.

У нас вот такие игрушки: медведи да барыни, гармонисты да полканы (полулюди-полукони, а в других местах другие.

Абашевские свистульки с длинной шеей, коротконогие. Мажут их половой или масляной краской, а потом золотят, да серебрят.

А еще есть Филимоновские игрушки. Просили дети у деда Филимона: «Сделай нам лошадку».

Слепил дед коня. Красивый он получился, да странный: ноги длинные, а изогнутая шея ещё длиннее. Покрасил он вначале игрушки белой краской. А потом стащил потихоньку у бабки своей краски, которыми она ткани красила и разрисовал коня полосками: красными, зелеными, желтыми, фиолетовыми.

Яркая игрушка понравилась не только внукам, и стали в селе деда Филимона такие игрушки лепить.

А есть еще одна замечательная игрушка – дымковская, но туда тебе лучше самой пойти. Пусть тебе мастера все сами расскажут.

Приходит Матрена в село Дымково. С древних времен лепят из глины и ярко раскрашивают в этом селе лихих всадников, важных индюков, наряженных красавиц.

Посмотрела Матреша на игрушки и очень они ей понравились. По белому фону яркие узоры, все больше круги, да сеточки. А краски все веселые, звонкие: круги, горошки, баранки, а то извилистая линия пройдет как волна. Понравились игрушки Матрешенке, тянется к нарядному индюку…

Подарили Матрене дымковские мастера свои игрушки, и вернулась она с ними в свое царство – государство.

Расселились игрушки народных мастеров по сказочной стране. Снова кипит всюду жизнь.

А теперь, давайте-ка, дети, выясним какие же игрушки поселились в сказочной стране? Давайте сначала выясним из чего они были сделаны?

Кто мне скажет? Кто внимательно слушал?

Какие были деревянные игрушки? Какие глиняные?

Поговорим о глиняных игрушках, как их отличить?

(Дети отвечают на вопросы)

Вот мы с вами и вспомнили игрушки, а теперь давайте вернемся к Матрене. У нее незадача вышла.

Тихо в одной деревеньке… Не хватило на нее игрушек.

Вот Матрена вас и просит, ребята, распишите игрушки, вырезанные из бумаги, украсьте их яркими узорами, чтобы было кому в деревеньке жить, чтобы снова она ожила.

Раздаются детям вырезанные бумажные шаблоны игрушек, изображающие барынь, всадников, коней и т. д. и предлагается раскрасить их детям.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина)Дидактическое пособие по ознакомлению с Дымковской народной игрушкой. (Игрушки из ковролина) Описание: Для изготовления дидактического пособия использовали ковролин "Радуга" (тонкий ковролин, используемый для оформительских работ).

Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина)Дидактическое пособие по ознакомлению с филимоновской народной игрушкой (игрушки из ковролина) Описание: игрушка изготовлена из ковролина "Радуга" (тонкий ковролин, используется для оформительских работ); представляет собой набор.

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Календарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклоромКалендарь народной куклы «Хоровод круглый год». Ознакомление дошкольников с фольклором Ознакомившись с публикациями коллег с любимого сайта МААМ о народных куклах,я решила попробовать изготовить календарь народной куклы в.

Конспект НОД по окружающему миру «Ознакомление с воздухом» в старшей группе Цель: ознакомление с воздухом. Задачи: Образовательные: - познакомить детей со способами обнаружения воздуха, и его свойствами; - показать,.

Конспект НОД в старшей группе «Ознакомление с газетой» Программное содержание. Знакомить с газетой как видом периодической печати, ее назначение, отличаем от книг, стилистической публицистического.

Лепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группыЛепбук «Знакомство с романовской игрушкой» для детей старшей группы В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности,.

Ознакомление детей с нравственными качествами, через знакомство с русской народной сказкой «Заяц — хваста» Цель: Ознакомление детей с такими нравственными качествами, как: хвастовство – скромность, трусость – смелость через знакомство с русской.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ОД в старшей группе «Ознакомление детей с народной игрушкой»
Опубликовано: 3 ноября 2022 в 12:51
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект ОД в старшей группе «Ознакомление детей с народной игрушкой»» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Алехина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД