Получи документы

Конспект ООД «Традиции и обряды мордовского народа»

Лидия Федоровна Водникова
Конспект ООД «Традиции и обряды мордовского народа»

«Традиции и обряды мордовского народа»

Программное содержание:

1. Расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине,

дать детям общее представление о Республике Мордовия.

2. Формировать представления о народах, населяющих Мордовию.

3. Познакомить с мордовскими, татарскими и русскими костюмами.

4. Закрепить знания о быте, одежде татар, мордвы, русских.

6. Познакомить с понятиями «большая» и «малая родина».

7. Способствовать развитию любознательности, мышления

Публикация «Конспект ООД „Традиции и обряды мордовского народа“» размещена в разделах

3. Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям мордовского народа.

Материал к занятию:

Презентация – карта России, флаги и гербы России Мордовии;

Народный мордовский, русский, татарский костюм, иллюстрации одежды мордвы, русских, татар;

Аудиозапись с мордовскими песнями;

Иллюстрации мордовских узоров.

Раздаточный материал:

Кисти, подставки для кистей, салфетка, стакан-непроливайка, яйцо.

Предварительная работа:

Чтение русских, татарских, мордовских сказок, легенд.

Рассматривание национальных народных костюмов (русских, татар, мордвы,рассматривание предметов вышивок мордовским узором.

Заучивание стихов о Мордовии, беседы о быте людей разных национальностей. Знакомство с гербом, флагом Мордовии, России.

Разучивание подвижных мордовских народных игр «Раю-раю», «Хоровод», «В круги».

Слушание народной мордовской, русской, татарской музыки.

Словарная работа:

Панго, береста, лыко, пулай, панар, калфак, кокошник, сарафан.

Ход ООД

(Дети проходят в группу, здороваются с гостями, становятся в круг.)

Воспитатель. (Воспитатель обращает внимание детей на карту)

Ребята, посмотрите, какую огромную территорию занимает наша страна. Как называется наша страна?

Дети. Наша страна называется Россия.

Воспитатель. Назовите столицу России.

Дети. Это город Москва.

Воспитатель. В центральной части России (показывает на карте) находится наша республика. Как называется наша республика?

Дети. Наша республика называется Мордовия.

Воспитатель. Посмотрите, вот так выглядит наша республика на карте.

Нашу Мордовию прославляют писатели и поэты. Послушайте замечательное стихотворение «Моя Мордовия».

Мордовский край! Родимая Отчизна!

Мне близок сердцу каждый уголок,

И пенье птиц, и щебет соловьиный,

Краса полей и широта лесов.

Мордовский край! Любимая Отчизна!

Твоя краса мне очень дорога:

Знакомая тропинка к дому,

Знакомый пруд, крутые берега.

Воспитатель. На самом деле, Мордовия - это чудесный край, с очаровательной природой, с большими лесами, бескрайними полями, с глубокими озерами и реками.

Воспитатель. Ребята, каждая страна, республика имеют свою символику.

Что такое символика?

Дети. Это герб, гимн и флаг.

(Воспитатель демонстрирует флаги России, Мордовии, гербы, гимны).

Воспитатель: Когда мы говорим о Родине, мы имеем в виду не только огромную страну, но и маленький уголок в этой стране – город, деревню, даже улицу или дом – место, где каждый из нас родился и вырос, где живут наши родители, близкие люди и друзья. Родина – значит место, где родился человек, называют малой родиной. У каждого из нас есть малая родина. Большинство из вас родились в поселке Ялга.

Значит, это ваша малая родина.

Воспитатель: Дети, давайте-ка вспомним, люди каких национальностей живут у нас в Мордовии?

Дети. Русские, мордва, татары.

Воспитатель: В нашем детском саду тоже есть дети разных национальностей. Все они вместе дружат, вместе играют.

Воспитатель: А сейчас, рассмотрим национальные костюмы этих народов.

(Дети рассматривают костюмы, повторяют за воспитателем названия: русский, мордовский, татарский.)

Воспитатель: Я предлагаю вам поближе познакомиться с одним из народов, который называется - мордва.

(Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь.

Входит девочка в национальном мордовском костюме).

Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут,девочка?

Девочка. Меня зовут Алдуня.

Воспитатель: А какая красивая и необычная у нее одежда. Эта девочка – мордовочка-эрзяночка, и на ней мордовский эрзянский национальный костюм.

(Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм).

Воспитатель: Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня: Ребята, я вам принесла фотографии с изображением одежды нашего народа.

1. Панго – праздничный головной убор замужней женщины.

2. Панар – это белая женская рубаха.

3. А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай.

Воспитатель: Алдуня, мы хотели бы узнать о мордовских обычаях, культуре, фольклоре. Пожалуйста, расскажи нам все, что ты знаешь о своем народе.

Алдуня: С удовольствием расскажу.

(Рассказ об истории и культуре мордовского народа)

«Вы уже знаете, что мордовский народ делится на две группы: мокша и эрзя. У них отличается язык, национальные костюмы, обычаи. Мордва селилась в лесах в деревянных избах – «кудо». Наши предки славились своим трудолюбием. Мужчины занимались охотой, рыболовством, земледелием. А женщины были искусными рукодельницами и хорошими хозяйками. Посмотрите, какие замечательные костюмы вышивали они своими руками.

(Показывает фотографии людей в национальной одежде.

Воспитатель демонстрирует фотографии эрзянского и мокшанского костюма и сравнивает их, и говорит, что на Алдуне эрзянский костюм).

Воспитатель: Мордовские семьи были очень большими. Самым главным в семье был «тятяй» - папа. А мама по-мордовски называется ласково – «авай».

Воспитатель: Ребята, скажем спасибо нашей Алдуне за её рассказ. У каждого народа есть свои народные игры. Ведь они, тоже часть национальной культуры. Предлагаю вам отдохнуть и поиграть в мордовскую народную игру.

Мордовская игра «В круги» под народную песню.

Содержание и правила игры: Играющие становятся в круг, на нескольких детей, воспитатель надевает национальные головные уборы. Выбирают водящего, который стоит в центре круга с плотно завязанными глазами.) Игроки ходят по кругу и приговаривают:

Отгадай, чей голосок,

Становись в кружок

И скорей кого-нибудь

Своей палочкой коснись.

(После этого игроки останавливаются, а водящий приближается к ним и ощупывает их головы: по длине волос, головному убору и другим признакам он должен узнать стоящего перед ним игрока. Тот, чьё имя будет угадано, становится водящим. Если же игрок не будет угадан, он становится в круг и игра продолжается.

Дети садятся на свои места, занятие продолжается).

Воспитатель: Ребята, кроме таких замечательных игр, песен, наш народ придумывал замечательные сказки, былины, героями которых были деревья, птицы, звери и разные мифические существа. Самым любимым персонажем мордовских сказок был Куйгорож – маленький летучий змееныш (показывает иллюстрацию).

Куйгорож – большой непоседа, ни минуты не мог сидеть он без дела. Хорошим людям он помогал по хозяйству, а плохих, ленивых – наказывал: шалил, прятал вещи, портил одежду.

Воспитатель: Ребята, мордовский народ очень трудолюбив и гостеприимен, есть у нас и свое народное творчество. Чем занимался народ Мордовии?

Дети. Это охота, вышивка, работа с деревом, плетение корзин, туесков

(дети рассматривают иллюстрации).

Алдуня: Очень богат наш край, наш народ любит свою Родину и заботится о лесах, реках, бережет достояние республики. У нашего народа много традиций и обычаев. А какие у вас в группе есть традиции?

(Дети рассказывают, какие народные праздники празднуют в детском саду.)

Воспитатель. Основной составной частью духовной культуры эрзян являются народные обряды вокруг Пасхи - одного из главных христианских праздников.

Мордва устраивала «встречи» и «проводы» Пасхи. В ее роли выступала нарядно одетая девушка. Подружки встречали ее с ведром пуре (напиток, кланялись, называли посланницей Нишке паза (верховного бога, который создал небо и землю). Вместе с ней они всю пасхальную неделю обходили дома, совершая обряд, напоминающий колядование. Девушки желали хозяевам здоровья, благополучия, большого урожая. Также на Пасху красились яйца в луковой шелухе и мы с вами сейчас попробуем сами раскрасить яйца мордовским национальным узором.

Дети рассаживаются за столы и приступают к работе.

Воспитатель: Какие красивые яйца у вас получились, но наше занятие подошло к концу, Ребята, а понравилось вам наше занятие? Чем?

(Ответы детей).

Литература:

«Мы в Мордовии живём» - региональный модуль программы дошкольного образования.

1. Брыжинский, В. С. Мордовские народные игры / В. С. Брыжинский. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 272 с. 2. Все о Мордовии / сост. : Е. М. Голубчиков, В. Д. Еремкин, В. С. Ионова, А. С. Лузгин; Худож. : В. Пресняков, Ю. Смирнов. – Саранск : Мордов. кн. изд. -во, 1997. – 720 с. 3. Голенков, Н. Б. Уроки мокшанского, эрзянского : учеб. пособие /

2. Мордовские народные сказки / собр. и обраб. К. Т. Самородов; сост. : А. А. Долгачев, А. Д. Шуляев. - 2-е изд., доп. и прераб. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2006. - 386с.

3.. Мордовские пословицы, поговорки, приметы и загадки: поэтические образцы житейского опыта / сост. Л. В. Седова. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. – 336 с

4. Народные приметы мордвы-мокши / сост. Т. П. Девяткина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1992. – 84 с.

5. По районам Мордовии : книга-путешествие / сост. А. Ямашкин, Т. Задкова, К. Шапкарин. – Саранск : Фонд «Открытая Мордовия», МГУ им. Н. П. Огарева, 2009. – 48 с. 25. Поляков, О. Е. Учимся говорить по-мокшански : учеб. пособие / О. Е. Поляков. – Саранск, Мордов. кн. изд-во, 1995. – 200 с.

6. .Салищев, А. И. Знаете ли вы Мордовию (Краевед. викторина) / А. И. Салищев, В. Я. Силенок. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1983. - 83 с.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза»Конспект НОД «Традиции и обычаи народа абаза» Цель НОД: Систематизировать знания детей о народном фольклоре и закрепить знание народной сказке «Ходжа Насреддин» через игровую деятельность,.

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа»Фотоотчет о проекте «Традиции и обычаи русского народа» Уважаемые коллеги в предыдущем посте я рассказывала, что мы почти весь январь работали над проектом "Обычаи и традиции русского народа".Я.

Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Осенние традиции и обычаи русского народа» Конспект заседания вечернего клуба в подготовительной логопедической группе «Секреты волшебного сундучка» «Осенние традиции и обычаи русского.

Неделя «Традиции русского народа» в подготовительной группеНеделя «Традиции русского народа» в подготовительной группе Неделя "Традиции русского народа" Современные дети дошкольного возраста ловко справляются с телефоном. Могут фотографировать, играть и скачивать.

Проект для средней группы «Традиции и обычаи русского народа» Яркая русская культура складывалась из обрядов, обычаев, традиций, праздников. Народные традиции и праздники – это отражение языческих взглядов.

Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа «Наши руки не знают скуки» Проект по декоративно-прикладному искусству мордовского и русского народа Тема: «Наши руки не знают скуки».В старшей группе № 10. Выполнила:.

Проект «Традиции и обычаи бурятского народа» для детей 6–7 летПроект «Традиции и обычаи бурятского народа» для детей 6–7 лет Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное учреждение детский сад «Чебурашка» ПРОЕКТ «Традиции и обычаи бурятского народа».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД «Традиции и обряды мордовского народа»
Опубликовано: 7 ноября 2023 в 21:39
+12Карма+ Голосовать

Публикация «Конспект ООД «Традиции и обряды мордовского народа»» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лидия Федоровна Водникова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД