Получи документы

Конспект ООД «Казак с конем — и ночью, и днем»

Татьяна Бирюлина
Конспект ООД «Казак с конем — и ночью, и днем»

Конспект ООД по теме : «Казак с конем – и ночью, и днем».

Цели работы: создание условий для приобщения детей к культурным казачьим традициям на основе пословиц и поговорок донских казаков; развитие творческих способностей детей через активные формы работы на занятии.

Задачи:

Публикация «Конспект ООД „Казак с конем — и ночью, и днем“» размещена в разделах

воспитательные: воспитание любви к Родине – России, воспитание любви к родному донскому краю; воспитание бережного отношения к окружающим, к животным, к природе донского края;

развивающие: развитие интереса ребенка-дошкольника к культурным традициям донских казаков на основе пословиц и поговорок;

образовательные: углубление понятия детей о быте и традициях донских казаков через пословицы и поговорки.

Оборудование.

• Книжная выставка «Родимый край казачий».

• Экспозиции о быте и культурных традициях донских казаков.

Выставка: «Казаки на Дону».

• Выставка детских рисунков «Мой замечательный конь».

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Оргмомент

2. Постановка цели и задач занятия, актуализация знаний

3. Творческая работа «Определение темы занятия»

Педагог. Мы продолжаем изучать традиции, обычаи и жизнь казаков Дона. Тему сегодняшнего занятия вы, ребята, должны определить сами. А поможет вам в этом подсказка, которая находится в волшебной корзинке. Вам сегодня на занятии надо будет тоже хорошо потрудиться, чтобы порадовать всех.

А сейчас мы с вами посмотрим, что же в нашей корзиночке волшебной?

(Педагог достает из корзинки Зайчика книгу В. В. Воронина «Люска», на обложке которой нарисована красивая донская лошадь, и показывает ее детям).

Педагог. Ребята, как вы думаете, о ком будет наше сегодняшнее занятие?

Дети. Мы думаем, что сегодня мы поговорим о казачьем коне.

Педагог. Правильно, ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Казак с конем – и ночью, и днем». Вот эту книгу-повесть Владимира Васильевича Воронина «Люска» мы добавим в нашу библиотеку, с ней мы познакомимся позже. Слайд № 1

(Педагог убирает книгу «Люска» В. В. Воронина).

Педагог. А сейчас мы, как настоящие следопыты – юные донские казаки и казачки, отправляемся в путешествие, в котором нас ждут замечательные станции, в названии которых – пословицы. Вам, ребята, нужно будет внимательно слушать на каждой станции рассказ о верном друге казака – его боевом коне, да разгадать мудрый смысл названий станций, и определить назначение представленных на станциях экспонатов. Вы готовы к путешествию?

Дети. Да.

Педагог. В путь, ребята!

4. Путешествие «Верный друг казака - его боевой конь» (объяснение нового материала, проверка знаний, полученных ранее, обобщение новых знаний). Слайд № 2

Педагог. Наша первая станция называется «Казак с конем – и ночью и днем». И это, ребята, действительно так. Ведь в неспокойное время жили казаки – воевать им часто приходилось. Слайд № 3

Они защищали свой родной дом, свой благословенный Дон, свою Родину от врага. И верным другом казака, конечно же, был его боевой конь. Все тяготы военной жизни казак и его боевой друг делили поровну. Казачий конь должен быть сильным, выносливым, быстрым, поэтому казак заботился о нем как о верном друге своем. Казаки жили в то неспокойное время по своим казачьим законам – казачьим заповедям. Вот они, ребята.

(Педагог зачитывает детям заповеди). Слайд № 4

Педагог. В главном законе нашего государства – Конституция Российской Федерации говорится о том, что защита Отечества – долг и обязанность гражданина Российской Федерации.

Когда вы пойдете в школу, то многое узнаете на уроках истории, географии, на уроках иностранного языка и других. Я вижу, что вам очень хочется узнать о том, кто этот донской казак на прекрасном боевом коне.

(Педагог показывает портрет Матвея Ивановича Платова, представленный в презентации). Слайд № 5

Дети. Да, очень хочется узнать об этом казаке.

Педагог. Это, ребята, – замечательный донской казак, прославивший Дон и Россию в давние времена, – это атаман Войска Донского, казачий генерал Матвей Иванович Платов. Родился Матвей Платов в столице донского казачества городе Черкасске (ныне — станица Старочеркасская Аксайского района Ростовской области). Его отец-казак Иван Фёдорович Платов был войсковым старшиной. Мать — Платова Анна Ларионовна. В браке с Иваном Фё доровичем у них было четверо сыновей: Матвей, Стефан, Андрей и Пётр. Это сейчас мы знаем его как Известного русского военачальника, войскового атамана Донского казачьего войска, генерала от кавалерии, графа.

А начинал свою службу Матвей Иванович в чине урядника, а позже получил чин есаула. Принимал участие во всех войнах Российской империи конца XVIII — начала XIX века.

За свои подвиги был награждён по указу императрицы Екатерины II именной золотой медалью. Тогда и прозвучали знаменитые слова Матвея Ивановича Платова, ставшие его жизненным девизом:

Честь дороже жизни.

В атаманском звании Матвей Иванович занялся «усовершенствованием» вверенного ему казачьего войска, много сделав для улучшения его военной организации и повседневной жизни. Одним из значимых событий в истории и биографии Матвея Ивановича Платова является основание им города Новочеркасска, и перенесение столицы Донского казачьего войска в новый город. (дети присаживаются на свои места).

Сейчас традиции донского казачества возрождаются. Приятно чувствовать свою сопричастность к этому процессу.

В настоящее время атаманом Войска Донского является Виктор Георгиевич Гончаров. Слайд № 6

(Педагог рассказывает о донском казаке Матвее Ивановиче Платове).

Педагог. Понравился вам рассказ о Матвее Ивановиче Платове?

Дети. Да. Очень понравился.

Педагог. Хотели бы вы, ребята, быть похожими на нашего знаменитого донского казака Матвея Ивановича Платова?

Дети. Да. Он был храбрым, добрым, справедливым. Матвей Иванович Платов очень любил свою родную донскую землю. Он учит нас любить свою Родину.

Педагог. Наше путешествие продолжается. Вторая станция – «Дончак под седлом – казак на нем». Слайд № 7

Вот какая замечательная казачья история произошла давным-давно, послужившая названием этой станции. Послушайте рассказ, ребята.

(Педагог рассказывает о донских казаках – героях Отечественной войны 1812 года, о героях Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.). 12 июня 1812 года французский император Наполеон с 640-тысячной армией двинулся на Москву. Слайд № 8

Правительство России обратилось с призывом ко всем губерниям собирать народное ополчение для борьбы врагом. Донские казаки живо на него откликнулись. Их желание защищать свое Отечество было на столько велико, что кроме выставленных в действующую армию казачьи полков, на Дону стало формироваться ополчение. Ни в одну из войн России донские казаки не проявили столько массового и беспримерного героизма, как в Отечественную войну 1812 года. Слайд №9

В Бородинском сражении в составе русской армии участвовало 20 казачьих полков и 2 конно-артиллерийских роты, 14 казачьих полков и 2-я рота донской конной артиллерии войскового старшины П. В. Суворова оставляли корпус под командованием М. И. Платонова. Также казачьи полки были включены в кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта Ф. П. Уварова.

Слайд № 10 Многие казачьи полки были награждены Георгиевскими знаменами. За проявленную в боях доблесть награды получили и многие казаки. Среди них: казаки станицы Пятиизбянской сотники: Антонов Герасим Аверьянович- награжден Знаком Отличия Военного Ордена Георгиевским крестом, двумя орденами Св. Анны 4-й степени;

сотник Горин Дмитрий Львович – орденом Св. Анны 4-й степени, медалями за участие в войне 1812 года и взятии Парижа;

Егоров Александр Иванович –серебряной медалью, золотым полевым крестом, Знаком отличия ордена Св. Георгия;

Гусев Тихон Анатольевич - орденом Св. Анны 4-степени, серебряными медалями за участие в Отечественной войне 1812года и за взятие Парижа.

Слайд № 11 За годы Великой Отечественной Войны звания Героя Советского Союза были удостоены 262 казака. Казаки воевали не только в казачьих кавалерийских соединениях. Сотни тысяч служили в пехоте, артиллерии, танковых войсках, авиации. Много казаков стяжало себе славу в лихих и яростных воздушных боях – (Слайд № 12) в том числе дважды Герой Советского Союза Александр Николаевич Ефимов (будущий Маршал авиации, Герой Советского Союза Георгий Андреевич Кузнецов (впоследствии – командующий авиацией Военно-Морского Флота). За годы Великой Отечественной войны прославил свой народ и крупный военачальник, Герой Советского Союза, донской казак, уроженец станицы Преображенской генерал-полковник Василий Степанович Попов. Достойный вклад в великую победу над фашистской Германией внесли терские казаки : бессменный командующий Северным флотом во время Великой Отечественной войны адмирал Арсений Григорьевич Головко, генерал-полковник авиации Николай Фёдорович Науменко, генерал-лейтенант Василий Григорьевич Терентьев, контр-адмирал Пантелей Константинович Цаллагов, генерал-майоры Михаил Андреевич Байтуганов, Николай Матвеевич Диденко, Пётр Михайлович Козлов и многие другие.

Педагог. Хотелось бы вам, ребята, походить на замечательных донских казаков?

Дети. Да.

Педагог. Наше путешествие продолжается. И третья наша станция – «Казак сам не поест, а коня накормит». И это действительно так, ребята. Внимание на экран.

Слайд № 13 Есаул и его конь Кубанская казачья сказка

Это было в те далекие времена, когда кубанские казаки защищали Русь Великую от набегов врагов. Славно сражались казаки и бились не на жизнь, а на смерть.

Слайд № 14 И вот на той войне воевал один казак в чине есаула. И хотя в душе он был очень добрым и справедливым человеком, но с врагом справлялся смело и жестко. И за это была о нем великая слава среди казаков и уважение среди врагов.

Был у есаула надежный, преданный боевой товарищ—его конь. Много они выходили в боевые походы, много повидали переделок и ни разу друг друга не подводили.

Слайд № 15 И вот, в одном из боев, вражеская пуля попала коню прямо в заднюю ногу. Упал конь на землю, а есаул далеко с него вылетел, но не повредил себе ничего. Оборачивается он назад, глядит, а его любимый конь лежит не шевелится.

Слайд № 16 А у казаков был такой закон—раненого коня они должны были застрелить, чтобы тот не мучился.

Но есаулу жаль стало своего коня, и убивать его он не стал, а подождал до вечера и, когда стемнело, собрал нескольких своих казаков, взвалили они коня на арбу и привезли на заставу.

Слайд № 17 Есаул аккуратно извлек пулю из его ноги, приложил к ране целебные травы и перевязал своей рубахой.

Через три дня конь уже мог стоять на ногах, а через семь—уже бегал и радовался. Каждый день хозяин прикладывал к его ране свежие травы и менял перевязку. И через две недели от раны лишь след остался, и есаул запрягал своего друга-коня для боевой атаки.

Слайд № 18 Прошло некоторое время. Много совершили казаки очередных подвигов под руководством славного есаула.

Слайд № 19 А однажды в жарком бою был сильно ранен сам есаул. Слетел он с коня и упал без движения. А казаки еще сильно и долго били врага и к вечеру отбросили врагов далеко от своего рубежа.

Вот вернулись казаки на заставу, кинулись, а есаула-то нет с ними. Что делать? В степи по темноте не найти ни раненых, ни убитых, и решили они отправиться на поиски на следующее утро.

А есаульский конь все время возле своего хозяина находился.

А когда солнце зашло, конь облизал его рану, и есаул открыл глаза, но встать не смог, потому что сильное было ранение, и он очень ослаб. Тогда конь опустился передними копытами на колени рядом с хозяином, но есаул все равно не смог влезть на него. Слайд № 20

Тогда он полностью лег и есаул смог, ухватившись за седло, с большим трудом влезть ему на спину. После этого конь вскочил и потихоньку побрел в сторону казачьей заставы.

А казаки в это время отдыхали после сражения. Вдруг слышат—кто-то идет в темноте. Они насторожились, прислушиваются. Затем один казак пригляделся и говорит: «Да это же конь нашего есаула».

Смотрят казаки, а на спине у коня лежит еле живой есаул. Сняли они раненого и отнесли к доктору.

Вот так и спас конь своего хозяина от смерти.

А история эта разнеслась по всей России. И до сих пор вспоминают казаки славного есаула и его преданного боевого товарища—его коня.

Педагог. А наша следующая станция – «Хорошего казака конь не подведет». А какая эта по счету? Слайд № 21

(Дети отвечают, что данная станция – третья).

Педагог. Молодцы, ребята. Вот мы уже и на третьей станции. Казак заботился о своем коне и день, и ночь, ведь конь казачий – это верный боевой друг казака. А друг никогда не подведет. Об этом много примеров в казачьей истории. Вот только несколько прославленных имен: казачий генерал Яков Петрович Бакланова, Котельников, казачий генерал Алексей Васильевич Иловайский, казачий генерал Петр Матвеевич Греков, Василий Васильевич Орлов-Денисов и др. О них сложены песни, легенды, в их честь названы казачьи станицы. О них вы узнаете больше на уроках литературы, истории, став школьниками.

5. Закрепление новых знаний

Педагог. О казаках можно говорить бесконечно. Ведь донской край – это наша малая родина, частица большой Родины – России. Впереди последняя наша станция, она и покажет, что нового мы узнали и чему научились на сегодняшнем занятии. Станция называется «Если бы у меня был конь…». Вам творческое задание, ребята, вы должны раскрасить своих верных друзей. У каждого из вас есть вот такая заготовка коня. Вам нужно будет раскрасить своего друга-коня.

(Дети выполняют задание).

6. Итог занятия Слайд № 23

Педагог. Молодцы, ребята. Я вижу сегодняшнее занятие тронуло вашу душу и не оставило равнодушным ваше сердце. Давайте еще раз назовем тему нашего занятия.

Дети. Тема нашего сегодняшнего занятия – о замечательных донских казаках : «Казак с конем – и ночью, и днем».

Педагог. Спасибо, ребята, вы молодцы. О том, что особенно понравилось на занятии и запомнилось вам, расскажите дома – это и будет вашим домашним заданием сегодня.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект итогового развлечения во второй младшей группе «Мы с тобой весенним днем на прогулку в лес пойдем» Конспект итогового развлечения во второй младшей группе детского сада Тема: «Мы с тобой весенним днем на прогулку в лес пойдем» Цели:.

Фотоотчет о занятии по рисованию «Есть прозрачный чудо-дом, днем и ночью рыбы в нем»Фотоотчет о занятии по рисованию «Есть прозрачный чудо-дом, днем и ночью рыбы в нем» Фотоотчет по рисованию «Есть прозрачный чудо-дом, днем и ночью рыбы в нем» Уважаемые коллеги, представляю вашему вниманию фототчет по рисованию.

Методическая разработка сценария развлечения к Дню защитника Отечества в старшей группе «Казак без службы — не казак!» .

Конспект занятия «Где был казак, там была Россия» Цель: познакомить детей с историческим прошлым родного края, с традициями и бытом казаков. Задачи: - приобщать детей к культуре Ставропольского.

Проект «Казак с казачкой» ПРОЕКТ «КАЗАК С КАЗАЧКОЙ» Первая группа раннего возраста, воспитатель: Морозкина С. А. Проект рассчитан на месяц, он завершается праздником.

Презентация по окружающему миру для обучающихся 2 класса с нарушением слуха «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?» Презентация по окружающему миру: «Почему солнце светит днём, а звёзды ночью?» 2 класс Руководитель: Сарафанова О. В. Учитель начальных классов.

Развлечение: Ни ночью, ни Днём не шути с огнем!Развлечение: Ни ночью, ни Днём не шути с огнем! Цель: обобщение знаний детей о правилах пожарной безопасности, привитие навыков осторожного обращения с огнем, формирование умений по.

Сценарий казачьей постановки «Казак гуляет по России»Сценарий казачьей постановки «Казак гуляет по России» Сценарий казачьей постановки, принявший участие во II детском фестивале-конкурсе «Казачок» «Казак гуляет по России» Начало. Трек № 1. Марш.

Сценарий театрализованного представления по мотивам казачьей сказки «Казак и лиса» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1» Сценарий ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПО МОТИВАМ КАЗАЧЬЕЙ СКАЗКИ.

Сценарий викторины «Ни ночью, ни Днём не балуйтесь с огнём» с презентацией для детей старшего дошкольного возраста Викторина «Ни ночью ни днём не балуйтесь с огнём»! Воспитатель. Огонь - одно из самых главных чудес природы, с которым человек познакомился.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД «Казак с конем — и ночью, и днем» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Бирюлина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД «Казак с конем — и ночью, и днем»
Опубликовано: 19 мая 2019 в 21:29
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД