Лучший педагог года

Конспект ООД по башкирскому языку

Гизетдинова Сария
Конспект ООД по башкирскому языку

Конспект ООД по родному языку для национальных групп с изучением башкирского языка.

Гизетдинова Сария Галиевна

Программное содержание: Образовательные задачи:

Расширить представления детей о быте и традициях башкирского народа, приобщать детей к башкирской национальной культуре. Познакомить детей с башкирской женской национальной одеждой, с национальными музыкальными инструментами. Углубить знания детей о декоративно-прикладном искусстве башкир.

Публикация «Конспект ООД по башкирскому языку» размещена в разделах

Развивающие задачи:

Развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе, правильно понимать смысл загадок.

Обогащать музыкальные впечатления детей при восприятии народных башкирских мелодий.

Воспитательные задачи: Воспитывать интерес и уважение к башкирской культуре. Воспитывать доброжелательность, сдержанность, умение слушать собеседника

Интеграция образовательных областей:

Социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: камзол, бал, кымыз, тирмэ, курай

Материалы:

Организационный момент:

Воспитатель показывает на глобус и читает стихотворение М. Карима «Березовый листок»

Взгляни на глобус

Вот он шар земной

На нем Башкирия, с березовый листок величиной

Всего лишь навсего, не больше обыкновенного листка

Береза же – велика Россия

Так велика и так высока.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, кто написал это замечательное стихотворение?

Дети: Мустай Карим.

Воспитатель: Правильно. Афарин! Это стихотворение М. Карима. А кто это?

Дети: Это писатель и поэт республики Башкортостан.

Воспитатель: Афарин, балалар. Мустай карим заслуженный писатель и поэт нашей республики. Посмотрите на глобус ребята. На нем наша республика очень маленькая. Как береезовый листок. С чем и сравнил в своем стихотворении ее М. Карим. У каждого человека есть своя Родина. Место где он родился и вырос.

Ребята, а кто скажет как называется наша малая родина?

Дети: Республика Башкортостан.

Воспитатель: Это карта нашей республики.

Откуда родом ты?- меня спросили

И я ответила гордо: Из России.

А если говорить точней- с Урала я,

Там Родина – Башкирия моя.

У наших гор вершины до небес.

И соловьиных песен полон лес,

Богаты недра нефтью, серебром.

Поляны – ягодами, а сердца добром.

Наша республика называется Башкортостан. Вы правильно ответили. А как называется столица нашей республики?

Дети: Город Уфа.

Воспитатель: А еще какие города есть в нашей республике?

Стук в дверь.

Воспитатель: Балалар, я совсем забыла, что к нам сегодня должны прийти гости. (Заходят мальчик и девочка в башкирских национальных костюмах)

Дети: Хаумыхыгыз

Воспитатель: Хаумы, Алхыу. Хаумы, Азамат. Проходите ребята. Какие же вы красивые. Очень необычная на вас однжда. Как она называется? Расскажите нам.

Алхыу: Мы сегодня пришли к вам в башкирской национальной одежде. На мне национальная женская башкирская одежда. На голове у меня кашмау, а это платье – кулдэк. Сверху платья – камзол. На ногах у меня сапожки – ситек. Такую нарядную одежду одевали девочки на праздниках.

Азамат: На мне башкирский национальный мужской костюм. На голове тубетей. А это (показывает) рубашка – кулдэк, сверху камзул, салбар и на ногах сапоги.

Воспитатель: А сапоги как будут по башкирски, балалар?

Дети: ситек.

Воспитатель: Афарин, балалар. Эх, вот бы нам хоть одним глазком посмотреть, как жили наши предки в прошлом. Какие они носили одежду. Но к сожалению, в прошлое пути нет.

Азамат: А у меня есть волшебный пульт, который поможет отмотать время назад. И мы сможем посмотреть как башкиры жили раньше.

Воспитатель: Как здорово! Ребята, вы хотите отправится в путешествие во времени?

Дети: Да!

Азамат: Чтобы пульт заработал нужно встать в круг, взяться за руки и произнести волшебные слова.

Воспитатель: Давайте, ребята выполним все условия правильно. Ведь все мы хотим оказаться в прошлом.

(Дети с воспитателем встаю в круг взявшись за руки.)

Воспитатель: Кулдарзы тотток, куззэрзе йомдок,

Тарихка юл алдык.

(Звук перемотки. Дети с воспитателем оказываются в прошлом. Лес, юрта, пасека. Возле юрты стоит олэсэй. Она готовит кымыз)

Воспитатель: Ребята, оглянитесь вокруг. Какая красивая природа, какие высокие горы, какой чистый воздух! Послушайте, играет музыка. Ребята, на чем играют?

Дети: Это курай.

Воспитатель: Как красиво и мелодично звучит курай. Ребята, посмотрите, кто это там стоит? Давайте, подойдем поближе.

Олэсэй: Хаумыхыгыз, балалар.

Воспитатель: Хаумы олэсэй.

Олэсэй: Здравствуйте дети. Вы откуда такие? И одежда на вас интересная, не такая как у нас.

Воспитатель: Олэсэй, мы прибыли сюда из далекого будущего. Мы хотим узнать наше прошлое, как раньше жили башкиры. Олэсэй, вы нам расскажете как вы живете?

Олэсэй: Конечно, балалар. Посмотрите, это наше жилище. Называется – тирмэ. Тирмэ делется на 2 половины: женскую и мужскую. В мужской части находятся охотничьи доспехи, курай, а в женской: посуда, одежда.

Воспитатель: Олэсэй, скажите нам, чем вы занимались когда мы к вам пришли?

Олэсэй: Когда вы ко мне подошли, я взбивала кымыз. У нас на лугу, возле реки, пасутся кони и кобылы. Кобылы дают нам молоко. А из молока кобылы мы взбиваем кымыз. Кымыз это традиционный башкирский напиток. Он очень полезен.

Тут появляется дедушка.

Олатай: Хаумыхыгыз, балалар. Очень интересно, кто это кнам пожаловал в гости?

Дети: Хаумы, олатай.

Олэсэй: Тимерьян, это дети из далекого будущего. Они захотели узнать свое прошлое.

Олатай: Если дети интересуются своим прошлым, это очень хорошо. Афарин. Я вам покажу и расскажу о своем хозяйстве.

Приглашаю вас на свою пасеку. Посмотрите, тут у меня улеи. В них живут пчелы. Они добывают мед. А это дымарь, с помощью него я отпугиваю пчел и достаю соты. (Показывает как работает)

Воспитатель: Мы с ребятами знаем, что мед очень полезен и вкусный.

Олатай: Еще я занимаюсь бортничеством.

Дети: А что это такое?

Олятай: Бортничество – это древний промысыл башкир. Дикие пчелы собирают мед в дупле деревьев. А мы аккруратно достаем мед.

Воспитатель: Зур рэхмэт. Дети, скажем спасибо олатай и олэсэй.

Дети: Рэхмэт.

Воспитатель: Нам очень понравилось у вас. Много нового узнали и жизни и быте башкир в прошлом. Но нам пора возвращаться домой.

Олэсэй: Подождите, я вас так просто не отпущу. Славится наш народ гостеприимством да угощением. Я хочу угостить вас башкирским блюдом - баурсак.

Олатай: А от меня вам кустанас – бал (мед) Хау булыгыз.

Дети: Хау булыгыз.

Встают в круг, закрывают глаза и говорят волшебные слова.

Воспитатель: Ребята, вот мы и дома. Вам понравилось путешествовать во времени?

Дети: Да

Воспитатель: Очень много мы с вами узнали. Скажем спасибо нашим гостям Алхыу и Азамату. Рэхмэт. Хау булыгыз.

Публикации по теме:

Конспект занятия по английскому языку для подготовительной группы «Easter. Пасха» Приветствие. Фонетическая зарядка. В волшебном лесу. Празднование Пасхи-великое событие,посвященное смерти и воскрешению Иисуса Христа. В.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе «Устойчивые сочетания слов» ]Тема «Устойчивые сочетания слов» Цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока Тип урока: урок открытия новых знаний.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Написание существительных с суффиксом — ищ-» ГАПОУ СО «Саратовский областной педагогический колледж» Конспект урока русского языка на тему: «Написание существительных с суффиксом.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как мы используем алфавит?» по УМК «Школа России» Конспект урока по русскому языку. Тема: «Как мы используем алфавит?» Цель: повторить порядок букв в алфавите, названия букв. Планируемые.

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Общее понятие об однокоренных словах» Планируемые результаты: Личностные формирование устойчивой положительной самооценки, следствие в поведении моральным нормам и этическим.

Конспект урока по русскому языку «Сжатое изложение» в 8 классе Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста. Пахнет хлеб и солнцем, и землёй, И слезой,.

Конспект урока по русскому языку «Ударение» во 2 классе Аннотация 1. Предмет: Русский язык 2. Класс: 2 класс 3. Тема урока: «Ударение» 4. Цель урока: создать условия для осмысления словообразующей.

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Не с глаголом» по программе «Перспектива» Тема: «Не с глаголом» Цели: формировать умение письма частицы не с глаголом. Предметные результаты: познакомить учащихся с правописанием.

Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе по УМК «Школа России». Обучающее изложение Конспект зачётного урока по русскому языку в 3 классе. Тема: обучающее изложение. Умк: «школа россии» Рыбакова Алёна Андреевна Тема урока:.

НОД в средней группе «Путешествие по Башкирскому заповеднику» КОНСПЕКТ НОД ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «Путешествие по Башкирскому заповеднику» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие».

Публикация Конспект ООД по башкирскому языку (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Гизетдинова Сария на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД по башкирскому языку
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 10:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД