Папки-передвижки

Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства»

Ильичева Ирина
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства»

Программные задачи:

Обучающие задачи:

• Упражнять в наблюдательности за окружающей средой.

• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.

• Учить строить гипотезы о признаках и свойствах воздуха.

• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.

Развивающие задачи:

• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.

Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе „Воздух и его свойства“» размещена в разделах

• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.

• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.

• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.

Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей); емкость с водой, банка, одноразовые стаканчики с водой и горошинками, трубочки для коктейля; гуашь; кисточки; фонарик, самодельные весы. Фрукты: апельсин, лимон. Овощи: лук, чеснок. Веер, воздушный шар, картины с изображением ветра, бури.

Раздаточный материал. Веер, ведерко с водой, стаканы, шарики, соломинки, мелкие предметы: гвоздики, пуговицы.

Предварительная работа:

наблюдения за температурой воздуха, экспериментирование по выявлению наличия и свойств воздуха, игры с ветром, беседа о роли воздуха в жизни растений, животных и человека

Ход занятия:

Введение в игровую ситуацию:

- Ребята, когда я шла в садик, мне в лицо дул такой приятный ветерок. А вы почувствовали прикосновение ветра на своём лице? Посмотрите, этот ветерок побывал в нашей группе и что-то принес. (Воспитатель показывает воздушный шар.)

- Что это к нам прилетел? А почему он называется воздушным? (Это воздушный шарик. В нем спрятался воздух.)

- Ребята, а шарик нам письмо принёс. Интересно, кто же нам его прислал? Наверное, какой-то сказочный герой. Давайте откроем письмо и прочтём.

«Ребята, на Луне, где я жил, нет воздуха. А на вашей планете, как сказал мой друг Кузя, воздух есть. Я его искал, искал, нигде не нашёл. Помогите мне его найти».

- Дети, а вы догадались, кто прислал это письмо? (Это Лунтик)

Актуализация знаний и фиксация затруднения:

- Ребята, нам надо помочь Лунтику. Вы согласны помочь?

Открытие нового знания:

- Где же мы найдём воздух, у меня его нет. Ребята, а вы видите воздух? (Нет)

- Кузя утверждает, что воздух есть везде. И мы сейчас это проверим. А чтобы найти воздух, мы отправляемся в нашу лабораторию, станем лаборантами, будем проводить опыты (дети проходят к столу).

- Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? (Да)

Опыт № 1.

«Поймай невидимку» (С полиэтиленовым пакетом и фонариком).

- Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём? (Он пуст)

- Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький, давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь мы закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. А если мы развяжем его? Что произойдет? (Если развяжем пакет и выпустим из него воздух, то пакет опять станет тоненьким)

Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили его. Какого цвета воздух? (ответы детей).

- У меня есть фонарик. Ребята, сейчас я посвечу на пакет. Что вы увидели? (Свет фонарика проходит через пакет)

- Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный.

Вывод: Значит воздух невидимый, прозрачный. И он не имеет формы. Воздух принимает форму предмета, в котором находится.

- Ребята, мы с вами проделали такой серьезный опыт!

Воздух с вами мы искали,

И в пакет его поймали!

Посмотрели, посветили,

И на волю отпустили!

- Давайте теперь немножко отдохнем и поиграем. Вспомните, какой был пакет. Когда мы в него поймали воздух? А какой. Когда воздух мы выпустили?

Артикуляционная гимнастика «Воздушный шарик»

Максимально надуть щеки, удерживать 5 сек, «шарик лопнул» - втянуть щеки, удерживать 5 сек.

- Но мы можем обнаружить, почувствовать воздух, если создадим движение. Возьмите веер и помашите в сторону лица. Что вы почувствовали? Какой воздух? При ветерке было тепло или холодно? (Ответы детей.) А теперь подуйте на ладошку. Какой воздух?

Вывод: Также воздух можно почувствовать, создав его движение.

Опыт № 2.

Воспитатель ставит ведерко с водой для каждого ребенка. Дети переворачивают стакан вверх дном и медленно опускают в воду. Воспитатель обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно.

- Что получилось? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? (Обсуждение вопросов.)

Вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт № 3.

Снова опускаем стакан в воду, но теперь держать его не прямо, а немного наклонив. Что появляется в воде? (Пузырьки)

Вывод: Значит, воздух есть и в воде.

Опыт № 4.

Ребята кидают камешки, гвозди, пуговицы в ведерко с водой. Дети внимательно наблюдают, что происходит. Что увидели? (Пузырьки)

- Это пузырьки воздуха, которые вышли из предметов. Камень тяжелый он тонет, а воздух – легкий, он поднимается вверх.

Вывод: Значит, воздух есть везде, он вокруг нас, он в предметах, в воде, в пустом стакане.

Опыт № 5.

- А как вы думаете, нам воздух нужен? (Да, нам нужен воздух)

- Зачем нам нужен воздух? (Воздух нам нужен, чтобы дышать)

- Давайте с вами почувствуем, как воздух наполняет наши легкие. Встаньте, положите руку на грудь. Делаем глубокий вдох. Почувствовали, как грудная клетка поднимается при вдохе и опускается при выдохе (несколько раз).

Вывод: воздух необходим для дыхания.

- Кому еще нужен воздух? (Дети называют объекты живой природы)

- Кому не нужен воздух? (Дети называют объекты неживой природы)

Детям предлагается закрыть нос и рот, поинтересоваться легко им или трудно. (Ответы детей.)

Опыт 6.

«Воздух в человеке».

На столах у каждого ребенка стаканчик с водой, на дне которого лежит горох, и коктейльные трубочки.

- Что вы видите в стаканчиках? Какая вода? Потрогайте, аккуратно пальчиками. Что делают горошины? (лежат на дне стаканчика).

- Хотите оживить горошины? Предложите мне, как можно оживить горошины. Что нам может помочь? (Воздух)

- Что нам надо для этого сделать? (Подуть в трубочки).

- Что происходит?

- Появились пузырьки - это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? (Они двигаются)

- Что же нам помогло оживить горошины?

- Да, конечно же, воздух. Мы не только его нашли, но и увидели, как он заставил горошины двигаться. А откуда взялся этот воздух? (сначала вдохнули его в себя, потом выдохнули в трубочку).

- Значит сейчас мы убедились, что в человек есть воздух! Мы им дышим! Ребята, а вы умеете правильно дышать? (Умеем)

- Покажите! Молодцы! Но чтобы лучше дышать, нужно знать некоторые правила: дышите носом, не поднимайте плечи при вдохе, в дыхании должен активно участвовать живот.

Берем стакан с водой, ставим соломинку, выдыхаем воздух, что вы увидели? (Появляются пузырьки)

Вывод: Значит, мы вдыхаем и выдыхаем воздух.

- Ребята, а вы знаете, каким бывает воздух? (тёплый и холодный)

Воспитатель надевает на горлышко пустой пластмассовой бутылки воздушный шарик, затем ставит ее в миску с горячей водой.

- Что происходит с шаром? (Он надувается)

- Воздух при нагревании расширяется.

(Воспитатель ставит бутылку в таз со снегом.)

- Что происходит с шаром? (Шар сдувается)

Вывод: При нагревании воздух расширяется, а при охлаждении – сжимается.

Игра физкультминутка:

- Давайте изобразим то, как воздух изменяется при нагревании и охлаждении. Изобразим воздух при комнатной температуре. (Дети встают в круг, берутся за руки и опускают руки вниз. Что произойдет с воздухом, если его нагреть? Дети, держась за руки, расширяют круг. Что произойдет с воздухом, если его охладить? Дети, держась за руки, сужают круг, садятся в положении приседа).

Выполнение пробного действия в аналогичной ситуации:

- А теперь мы продолжим наше экспериментирование.

Игра «Узнай по запаху».

- Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох. Вы чувствуете какой-нибудь запах? (Нет) (Воздух не имеет запаха).

- Закройте глаза, зажмите рукой нос. Я мимо вас пронесу предмет, а вы его по запаху определите, что это? Что - то удалось почувствовать? Почему? (Нос закрыт)

- А теперь уберите руки, чувствуете?

(Воспитатель подносит кусочки апельсина, лука и т. д.)

Вывод: Значит, по воздуху распространился запах, и мы его чувствуем.

- У меня в руках два шарика: надутый и не надутый. Как вы думаете, какой из них тяжелее? Как это проверить? Да, можно взвесить.

На самодельных весах, сделанной из дощечки, взвешивают надутый и сдутый шарики.

- Какой шарик тяжелее? (Надутый).

Вывод: Воздух имеет вес.

- Ребята, угадайте вы загадку.

Я березку качну, Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу.

А меня не видать.

Кто я? Можешь отгадать? (Это ветер.)

- Мы любим с ним играть, шалить. А что такое ветер? (Ответы детей.)

- Ветер – это движение воздуха. Он вокруг нас. А какой бывает ветер? А что умеет делать ветер? (Ответы детей.)

- Молодцы, как можно узнать, куда дует ветер? Может ли ветер навредить человеку? (Ответы детей.)

Предложить детям посмотреть картинки с изображением влияния ветра на жизнь человека (дом после урагана, сломанное дерево, корабли во время шторма.) Воспитатель. Сильный ветер- это ураган, смерч. Они очень опасны, почему? Дети. Они ломают, рвут, уносят. Воспитатель. А еще ветер приносит пользу. Он помогает растениям и животным. Как? (Разносит семена, животным помогает охотиться)

- А теперь подумайте и скажите, где воздух чище: в городе, в деревне или в лесу?

- Почему в городе грязный воздух? Что можно сделать, чтобы воздух был чище? (Сажать деревья, растения, не мусорить)

Рефлексия. Итог.

- Ребята, вы отличные воздухоискатели! Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения вы будете показывать кружки. Если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. В результате наших поисков мы обнаружили: - Воздух окружает нас со всех сторон.

- Воздух можно услышать.

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.

- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.

- Человек может жить без воздуха.

- Ветер – это движение воздуха.

- Воздух тяжелее воды.

- Воздух есть внутри людей.

- Мы его не замечаем,

Мы о нём не говорим.

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим.

- Давайте беречь воздух. Воздух – это удивительная оболочка вокруг нашей Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло в палящих лучах Солнца днём, а ночью от холода. Ветер – это движение воздуха. Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Без воздуха Земля была бы мёртвой пустыней. В космосе нет воздуха, поэтому космонавты запасаются воздухом с Земли. Воздух необходим всем существам на Земле для того, чтобы дышать и жить. Мы вдыхаем воздух чистым, а выдыхаем – плохой. А растения – наоборот, вдыхают листьями плохой, а выдыхают хороший. Они очищают воздух. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений по всей Земле. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой.

Публикации по теме:

Фотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группеФотоотчёт об итоговой НОД по познавательному развитию «Воздух-невидимка» в средней группе Цель:Развитие познавательной активности у детей среднего дошкольного возраста в процессе проведения элементарных опытов с воздухом. Задачи:Развивать.

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Воздух и его свойства» Елена Владимирова. Цель: Уточнение представлений детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Деревянные изделия» в старшей группе Цель: познакомить детей с разнообразием деревянных предметов в окружающей обстановке. Задачи: 1. Формировать представление о том, что дерево.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группыКонспект НОД по познавательному развитию на тему «Мука и её свойства» для детей старшей группы .

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Как помочь Карлсону?» Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема: «Как помочь Карлсону?». Цель: создавать предпосылки для проявления у детей.

Конспект НОД по познавательному развитию «Воздух вокруг нас» Цель: создать условия для развития здоровьесберегающей компетентности в процессе экологического образования, посредством исследовательской.

Конспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группеКонспект НОД по познавательному развитию «Зима» в старшей группе Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное. Цель: Углубить, закрепить, упорядочить знания.

Конспект ОД по ФЭМП в старшей группе «На помощь к доктору Айболиту. Четырехугольники. Способы измерения объема жидких тел» Тема: «На помощь к доктору Айболиту». Тип занятия: интеллектуально – развивающее. Вид занятия: формирование элементарных математических.

Конспект занятия по познавательному развитию «Невидимка — воздух» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха»Непосредственно-организованная образовательная деятельность по познавательному развитию «Удивительные свойства воздуха» Цель: способствовать развитию любознательности и самостоятельности детей через экспериментирование. Задачи. Образовательные: - способствовать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ильичева Ирина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Воздух и его свойства»
Опубликовано: 27 сентября 2020 в 01:04
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД