Получи документы

Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы «Знаки < и >»

Людмила Авдеева
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы «Знаки < и >»

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ

ТЕМА: «ЗНАКИ < И >»

Воспитатель:

Авдеева Л. В.

2019 г.

Тема: «Знаки > и <».

Публикация «Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы „Знаки < и >“» размещена в разделах

Цель: сформировать представление о знаках < и >, умение использовать их для записи результата сравнения по количеству групп предметов с помощью составления пар, закрепить умение определять на предметной основе, в какой группе количество больше (меньше) и на сколько.

Задачи:

актуализировать умение использовать для записи результатов сравнения групп предметов по количеству знаки = и ;

закрепить представления о сравнении групп предметов по количеству, знаках < и >;

сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, уточнить известные способы действий в ситуации затруднения;

тренировать мыслительные операции – анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, инициативность;

формировать творческие способности детей, мелкую моторику рук.

Материалы и оборудование:

для детей: полоски картона одинаковой длины и ширины (по 2 штуки на каждого); карточки с записью чисел 1-10 и знаками +, –, =; красные круги по 10 штук на каждого ребенка; карточки с заданиями, карандаш;

для воспитателя: таблица №1, №2.

Введение в ОД

Воспитатель собирает детей около себя и спрашивает их, кем они хотят стать, когда вырастут.

– Как выдумаете, каким должен быть мужчина независимо от того, кем он работает?

Как правило, дети отвечают, что мужчина должен быть сильным.

– Зачем мужчине быть сильным?

После обсуждения приходим к выводу о том, что мужчине нужно быть сильным не только для того, чтобы помогать более слабым.

– Кому должны помогать мальчики?

(Мамам, бабушкам, девочкам, более младшим детям.)

Воспитатель рассказывает, что мама попросила Таню и Ваню сходить в магазин за яблоками. Ваня как настоящий мужчина сказал, что яблоки из магазина понесет он. Но Таня тоже хочет быть помощницей.

– Как быть?

(Надо, чтобы Ваня нес тот пакет, в котором больше яблок, а Таня – тот пакет, где яблок меньше.)

– Хотите сходить в магазин вместе с братом и сестрой и помочь им выбрать яблоки? Сможете это сделать?

Актуализация знаний

Игра «За яблоками».

Дети подходят к доске-магазину. Воспитатель – продавец магазина – рассказывает покупателям, что яблоки во всех пакетах одинакового размера, но в некоторых пакетах яблок поровну, а в некоторых – нет. Воспитатель располагает таблицу №1 с изображением пар мешков.

– О чем рассказывают знаки, стоящие между пакетами?

(Знак = говорит о том, что в пакетах поровну яблок, а знак - о том, что в пакетах яблок не поровну.)

– Какая из этих пар мешков подойдет Тане и Ване? Почему?

Выслушиваются все ответы детей, после чего приходим к выводу о том, что знак = не подходит, так как в этом случае Ваня не сможет взять более тяжелый мешок, чем Таня, а пакеты, где стоит знак, подойдут, так как они разные: в одном больше яблок, а в другом меньше.

– Какой мешок возьмет Ваня?

Дети предлагают свои версии, после чего приходим к выводу, что Ваня не сможет выбрать пакет и в случае знака. Хотя этот знак и рассказывает о том, что яблок не поровну, но он не говорит, где яблок больше, а где меньше.

– Смогли ли вы помочь Ване выбрать тот пакет, в котором яблок больше?

(Нет, не смогли.)

– Почему не смогли?

(Потому что у нас нет знака, который бы рассказал о том, где предметов больше, а где меньше.)

– Значит, что нам надо узнать, чтобы помочь Ване?

(Нам надо узнать, как записать, что предметов больше или меньше.)

Совместное «открытие» нового знания

Игра «Столбики».

– Как мы можем это узнать?

(Спросить у того, кто знает; посмотреть в книге и др.)

– А давайте сами попробуем сконструируем эти знаки! Сможете?

Дети садятся за столы. Воспитатель предлагает взять 5 кругов красного цвета.

– Постройте из ваших кругов столбик. Как вы думаете, сколько кругов вам необходимо взять, чтобы построить такой же столбик справа?

(Понадобиться 5 таких же кругов.) Дети строят рядом еще один столбик.

– Положите одну полоску снизу под столбики, а другую сверху.

– Какой знак получился из полосок?

(Знак =.)

– Как вы думаете, почему получился знак =?

(Потому что в обоих столбиках одинаковое количество кругов.) Воспитатель пишет на доске: 5=5.

– Сколько у вас кругов в левом столбике?

(5 кругов.)

Воспитатель предлагает убрать с правого столбика 1 кружок, затем 2-ой, 3-ий, 4-ый.

– Сколько кругов осталось в правом столбике после того, как убрали 1 кружок, 2-ой и т. д.

Дети называют, а воспитатель записывает рядом с каждым числом 5 названное число:

5 4

5 3

5 2

5 1

– Положите полоску сверху, что интересного вы заметили?

(Полоска лежит неровно.)

– Где расстояние между полосками меньше?

(Оно меньше, где меньше кругов.)

– Куда больше раскрыты полоски?

(В сторону большего числа.)

Воспитатель пишет на доске знак >.

– Так?

(Да.)

– Можем мы его назвать знаком «больше»?

(Да.)

Воспитатель пишет знаки между числами:

5>4

5>3

5>2

5>1

Дети хором читают записи.

Воспитатель предлагает детям поменять столбики местами и положить на них полоску.

– Сколько теперь кругов в столбиках слева (справа?

Дети называют, а воспитатель записывает в столбик числа от 4 до 1, а рядом с ними, как и в первом случае, четыре цифры 5.

– Куда больше раскрыты полоски?

(В сторону большего числа.)

– Какие знаки вы предложили бы записать между числами 4 и 5, 3 и 5, 2 и 5, 1 и 5?

Дети по очереди выходят и записывают свои варианты знаков. Как правило, по аналогии пишут знак «меньше» правильно. А если кто-то запишет, например, знак «больше», то можно ему показать, что в этом случае полоски будут раскрыты в сторону меньшего, а не большего числа.

Дети хором читают записи:

4<5

3<5

2<5

1<5

– Как вы назовете знак, который только что придумали?

(Знак «меньше».)

Воспитатель хвалит детей и говорит им о том, что они только что придумали знак, с помощью которого можно рассказать, какое число больше, а какое меньше.

Дети подходят к доске, и воспитатель открывает таблицу №2.

– Какой же мешок возьмет Ваня?

(Он возьмет мешок, который расположен справа.)

– Почему вы думаете, что он возьмет мешок, расположенный справа?

(Потому что между мешками стоит знак, который открыт вправо, значит, в правом мешке больше яблок.)

– Смогли вы сами придумать знаки < и > и помочь Ване?

(Да.)

Первичное закрепление нового знания в речи

Игра «Кого больше?»

Воспитатель говорит, что Таня и Ваня принесли яблоки домой и пошли поиграть во дворе.

– Хотите поиграть вместе с ними?

Таня и Ваня предлагают детям разбиться на две группы по какому-либо признаку. Дети могут предложить разбиться на мальчиков и девочек, на тех, у кого есть брат или сестра, и тех, у кого их нет, и т. п.

Воспитатель может предложить детям разделиться на тех, чьё имя состоит из двух слогов, и на тех, имя которых состоит из 3 слогов.

– В какой группе больше детей? (Больше, например, тех, у кого имя состоит из 2-х слогов, потому что их 5, а тех, у кого имя состоит из трех слогов, – 4.)

– Придумайте, как можно изобразить знак «больше».

Знак «больше» можно изобразить, соединив локти и разведя руки в сторону большего количества, можно изобразить ладошками, указательным и средним пальцами, разведя их в стороны, и т. д. Аналогично дети придумывают изображение знака «меньше».

Включение нового знания в систему знаний

Игра «Сравни с помощью знаков < и >».

– Ребята, чтобы выбрать ту или иную профессию нужно учиться в школе.

Воспитатель предлагает детям помочь Ване выполнить домашнее задание, а для этого сравнить по количеству предметы, разложенные в мешки. Вначале надо определить, верно ли сосчитано количество предметов, расставить знаки < и >.

Подведение итогов

Дети собираются около воспитателя.

– Кому вы сегодня помогли?

– Что вам было наиболее трудно?

– Что было интересно?

– Какие новые знания дали вам возможность выбрать пакет, в котором больше яблок?

Публикации по теме:

Конспект НОД для средней группы по формированию элементарных математических представлений «В гостях у сказки» Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего возраста "В гостях у сказки". "Без игры нет и.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы. Образовательная область: Познавательное.

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе группы Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с детьми подготовительной к школе групп. Составила Гиниятуллина Гульнур.

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе по теме «Время» Программное содержание: Закреплять названия текущего времени года, месяца, дня недели; упражнять в порядковом счете; правильно отвечать.

Конспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группеКонспект открытого занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Задачи: Учить получать равенство из неравенств. Упражнять в сравнении множеств. Продолжать знакомить с количеством и счетом числа и цифр.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для старшей группы «Сказочная математика» Открытое занятие по математике в старшей группе «Сказочная математика» с использованием ИКТ. Подготовила воспитатель первой квалификационной.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4–5 лет) Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы (4-5 лет). Тема занятия: «Путешествие.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы «Однажды зимой»Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы «Однажды зимой» Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы, составленный воспитателем МБДОУ «Детский.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Задачи: Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги) можно разделить.

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с величиной» Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений на тему " Знакомство с величиной ". Программное.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы «Знаки < и >» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Людмила Авдеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект ОД по формированию элементарных математических представлений детей старшей группы «Знаки < и >»
Опубликовано: 17 ноября 2019 в 13:41
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД