Ольга Глотова
Конспект ОД по развитию речи «Дружат дети всей страны»
Конспект занятия по речевому развитию «Дружат дети всей страны»
Ольга Глотова
Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Дружат дети всей страны»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Тема: «Дружат дети всей страны»
Возрастная группа: 6-7 лет
Публикация «Конспект ОД по развитию речи „Дружат дети всей страны“» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2020
Цель: формирование понятия дружбы между людьми разных национальностей; формирование умения составлять рассказ с использованием мнемосхемы.
Задачи:
Обучающие задачи:
. учить детей использовать мнемосхемы для составления рассказов на заданную тему;
. совершенствовать грамматический строй речи: формировать предложно-падежные конструкции;
. учить последовательности, логичности, полноте и связности изложения;
. способствовать обогащению словарного запаса.
Развивающие задачи:
. развивать связную речь;
. развивать словесно-логическое мышление;
. развивать мелкую и крупную моторику, межполушарные связи;
. совершенствовать зрительное восприятие и внимание;
. развивать интерес к людям разных национальностей.
Воспитательные задачи:
. воспитывать желание общаться и дружить со сверстниками;
. воспитывать уважение и толерантность не только к друзьям и близким, но и ко всем окружающим людям;
. формировать умение работать в команде.
Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников:
. обратить внимание на нерешительность Миши отвечать на вопросы педагога;
. обратить внимание на автоматизацию поставленных звуков речи у Есении («Ш», «Ж», у Алёши («Р», «Л»)
Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.
Форма организации: подгрупповая.
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровая, ИКТ, коррекция лексико-грамматического строя речи, проблемно-диалогическая.
Методический демонстрационный инструментарий (средства):
. мультимедийные-презентация (видеофайл «Письмо»)
. музыкальные - фрагменты песен «Где-то на белом свете., «Песенка о дружбе»
. оборудование-ИКТ: экран, ноутбук, СД-проигрыватель.
Раздаточный материал:
. мнемосхемы для составления описательного рассказа об осени;
. карточки-схемы для пальчиковой гимнастики;
. кристаллы для зрительной гимнастики;
. «льдины» по 2 шт. на каждого ребенка;
. «большая льдина» для подвижной игры.
Предварительная работа:
. беседы о Родине, о народах России, знакомство с пословицами о дружбе, чтение рассказа «Назарка-житель тундры» В. Баруздин.
Литература:
для педагога:
Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. От рождения до школы. / Под ред. Н. Е. Вераксы,Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. / Изд. Мозаика Синтез. М. : 2014
Развитие речи детей 5-7лет. -3-е изд. допол. Под ред. О. С. Ушаковой. –М. :ТЦ Сфера, 2016.
Нищева Н. В. Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Детство-пресс. Санкт-Петербург. 2015
для детей:
Наша Родина Россия/ Ольга Перова; ил. Е. М. Володькиной. -М. : Эксмо, 2011
Моя Родина-Россия. -СПб. : Питер, 2012
Назарка-житель тундры. Виктор Баруздин. Изд. Малыш, М. : 2009
Планируемый результат:
Любознательный, активный Проявляет активность в речевой деятельности, в разговоре
Эмоционально-отзывчивый Проявляет отзывчивость, желание помочь
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками Умеет взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; умеет внимательно слушать; умеет концентрировать внимание.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи Правильно употребляет грамматические формы родного языка, автоматизирует поставленные звуки в самостоятельной речи; использует распространенные предложения; умеет решать проблемную задачу; стремится создавать логически выстроенный рассказ с помощью мнемосхем.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности Умеет сосредоточенно действовать в течение 25 минут
1. Организационный момент.
(Дети под музыку «Песенка о дружбе» входят в группу)
Воспитатель:
Дружат дети всей страны,
Дружим вместе, я и ты.
К солнышку мы потянулись
Лучик взяли
К груди прижали,
Всем улыбнулись
И сказали: «Здравствуйте!»
Воспитатель: Мы живем с вами огромной прекрасной стране. Это наша Родина.
- Как называется наша страна?
Дети: Россия
Воспитатель: В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился и который ему дорог. Это его маленькая Родина.
- Назовите свою «малую» Родину?
Дети:Серпухов
Воспитатель: В России живет очень много людей разных национальностей. Мы все очень разные, но несмотря на это нас всех объединяет любовь к Родине, желание жить в мире и дружбе. Народы России-это единая дружная семья. Я думаю, вы знаете, народы каких национальностей населяют нашу Родину.
Дети: Русские, татары, калмыки, чеченцы, дагестанцы, эскимосы, чукчи и т д.
Воспитатель: Молодцы! Присаживайтесь на свои места. Ребята, сегодня мне на электронную почту пришло необычное письмо. Я не смогла прочитать это письмо, т. к. электронная почта не открылась. Мне нужна ваша помощь. Поможете мне? Чтобы прочитать письмо надо узнать пароль.
2. Пальчиковая гимнастика
Воспитатель: Приготовьте пальчики. Сжимаем и разжимаем кулачки несколько раз. Давайте вспомним названия пальчиков. (Дети называют)
- Приготовим правую руку. Будем набирать буквенный пароль: «Большой» пальчик ставим на «М»; «Указательный» на «И»; «Безымянный» на «Р».
- Какое слово получилось? («МИР»)
- Тетерь левой рукой набираем комбинацию цифр: «Мизинчик» ставим на «1»,
Средний» ставим на «4», «Большой» на «5». Получилось!
3. Введение в новый материал
Щелчок. На экране появляется конверт.
Воспитатель: что это?
Дети: Письмо.
(письмо-мнемотаблица открывается)
Воспитатель: Кто его прислал?
(на экране изображение детей, живущих на Севере)
Дети: Письмо прислали дети. Мальчик и девочка.
Воспитатель: да, письмо прислали дети. Они очень любят свой край и хотят, чтобы вы тоже узнали о их маленькой Родине.
- Где живут эти дети?
(на экране анимированная картинка- буква «С» и снег)
Дети: Дети живут на Севере.
Воспитатель: почему вы так думаете?
Дети: Снег идет и буква «С»
Воспитатель: Какая погода на Севере?
Дети: Погода на Севере холодная, морозная, ветренная, снежная.
-Да, это так. Но почему?
(на экране изображение солнца)
Дети: потому что солнце светит, но не греет.
(на экране изображен черный круг)
Воспитатель: На Севере бывает темно и днем, и ночью. Утренние сумерки сменяются вечерними. Такое явление называется «полярная ночь».
(на экране изображение северного сияния)
Воспитатель: все любуются, чем?
Дети: Северным сиянием.
(на экране изображение шубы)
Воспитатель: Какую одежду носят жители Севера?
Дети: Жители Севера носят теплую, меховую одежду.
(на экране изображение саней)
Воспитатель: на чем любят кататься дети и на чем передвигаются народы Севера?
Дети: Дети катаются на санках, которые называются нарты.
(на экране изображение северного оленя)
Воспитатель: Какие животные живут на Севере?
Дети: На Севере живут моржи, тюлени, северные олени, полярные волки.
(на экране изображение чума)
Воспитатель: Скажите, как называется дом, в котором живут северные народы?
Дети: Дом, в котором живут северные народы называется чум.
на экране изображение детей с конвертом в руках)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что предлагают нам дети?
Дети: Дети предлагают нам дружить и хотят, чтобы мы написали им письмо.
4. Зрительная гимнастика с кристалликом.
Воспитатель: Я предлагаю отдохнуть.
В руки вы кристалл возьмите
На него вы поглядите.
Вверх кристалл вы поднимите,
Вниз его вы опустите.
На кристалл вы посмотрите.
Кристалл вправо,
Кристалл влево
«Нарисуйте» круг умело.
Кристалл- близко.
Вот вдали.
Быстро, быстро поморгайте
И кристалл вы убирайте.
Воспитатель: Скажите, что все дети любят делать?
Дети: играть
Воспитатель: вот мы сейчас и поиграем.
5. Подвижная игра «Белые медведи»
(игра проводится под музыку «Где-то на белом свете)
Дети разбиваются на две дружные команды. У каждого игрока по две льдины. По сигналу первые медведи начинают перемещаться с льдины на льдину, стараясь не оступиться. Нужно добраться до большой льдины и постараться удержаться вместе, чтобы никто не очутился в ледяной воде.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень дружно добрались до большой льдины.
- Про вас можно сказать, как в пословице: «Будете друг за дружку держаться- можете ничего не бояться».
- Ребята, дети с Севера предложили нам дружить и ждут ответ на свое письмо.
Воспитатель: какое сейчас время года?
Дети: Осень.
Воспитатель: Осень, какая бывает?
Дети: Осень бывает золотая, пасмурная, хмурая, дождливая, серая, урожайная.
- Я предлагаю написать нашим новым друзьям письмо о нашем крае, о том какая у нас бывает осень.
-Мы напишем письмо символами, как и наши друзья.
Воспитатель: Возьмите карточки-схемы, рассмотрите их. Каждый расскажет о том, что изображено на его карточке-схеме.
-Запомните порядок предложений в нашем письме.
Дети составляют письмо.
Наступила осень. Идут сильные дожди. Начался листопад. Падают желтые, красные листья, кленовые, березовые. Листья падают на дорожки, скамейки, клумбы. Дворники убирают листья с дорожек и клумб. Дети гуляют и собирают листья со скамеек. У них получаются из листьев разноцветные букеты. Букеты получаются очень красивые. Дети дарят осенние букеты маме.
Воспитатель: Какое замечательное письмо у нас получилось!
Давайте поиграем.
Воспитатель: Возьмите свои карточки-схемы и встаньте так, чтобы у нашего письма было начало, середина и конец.
(Дети выполняют задание)
Воспитатель: Ребята, кто из вас прочитает наше письмо?
(Вызванный ребенок читает письмо по карточкам-схемам)
6. Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, скажите, что мы делали сегодня?
Дети: читали письмо от друзей с Севера, которое было написано «символами», писали ответное письмо. Говорили о дружбе между детьми, между людьми.
Воспитатель: Вы пока еще дети, но скоро вырастите и от вас будет зависеть мир и счастье на нашей земле, оттого как вы научитесь дружить в детстве.
7. Рефлексия
Воспитатель: Вам понравилось письмо, которое прислали друзья с Севера?
-Трудно было читать письмо?
-А сочинять ответное письмо интересно было?
-Мы и дальше будем учиться составлять разные рассказы по таким мнемосхемам.
Воспитатель: Вы молодцы! И сегодня замечательно со всем справились. Давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбку и вот такие смайлики. Друзья с Севера передали вам сюрприз-сладкие снежки-зефир.