МААМ-картинки

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Переместительное свойство сложения»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Переместительное свойство сложения»

Образовательная область : Познавательное развитие

Возрастная группа: Старшая группа

Тема: «Переместительное свойство сложения»

Основные цели: сформировать представление о переместительном свойстве сложения

Дидактические материалы: образец выполнения заданий, куклы Маши и медведя, рабочие тетради Л. Г. Петерсон «Игралочка ступенька к школе» 3 часть.

Оборудование: цветные карандаши, наглядный и раздаточный материал, тетради.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками „Переместительное свойство сложения“» размещена в разделах

Краткая аннотация к работе: Образовательная ситуация по формированию представление о переместительном свойстве сложения. Дети формируют опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя. Так же, ребята, закрепляют представления о смысле сложения групп предметов, записи сложения с помощью знака +, тренируются в умении выполнять действия сложения. В образовательной ситуации использованы различные виды деятельности.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя на коврике.

- у кого из вас есть брат или сестра?

- Случаются ли у вас ссоры?

- Вот и у наших сказочных героев случилась ссора, а у кого нужно отгадать загадки:

1)Отгадайте, кто садился на пенёк

И хотел съесть пирожок?

Сказочку вы эту знаете ведь?

Кто же это был? (Медведь)

2) Сидит в корзинке девочка

У мишки за спиной

Он сам того не ведая

Несёт её домой? (Маша)

Воспитатель рассказывает, что Маша и Медведь решили поесть фруктов.

Когда они съели все фрукты, лежащие на тарелке, Маша решила, что Медведь съел больше и обиделась на него и они поссорились.

- Хотите помирить Машу и Медведя?

- Сможете это сделать?

2. Актуализация

2.1. Игра «фрукты».

Дидактические задачи:

1) актуализировать представления о действии с помощью знака +; записи сложения с помощью знака «+»

2) тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Дети садятся за столы и работают с листом к заданию 2.1.

«Выполни сложение".

Воспитатель рассказывает, что Медведь сначала съела 2 вишенки, а потом

1 яблоко.

- Медведь съел все фрукты сразу или он ел их по частям? (Он сначала съел

одну часть - вишенки, а потом другую часть - яблоко.)

- Как узнать все, что съел Медведь? (Надо части сложить.)

Дети выполняют сложение.

- Назовите все фрукты, которые съел Медведь. (Он съел 2 вишенки и 1 яблоко.)

Воспитатель говорит, что Маша сначала съела 1 яблоко, а потом 2 вишенки.

- Узнайте, что съела Маша.

Дети выполняют сложение.

- Назовите все фрукты, которые съела Маша. (Она съела 1 яблоко и 2 ви-

шенки.)

з. Затруднение в ситуации

3.1. Игра "ФРУКТbI» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для выявления переместительного

свойства сложения;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать логическое мышление, речь.

- В каком случае Маша с Медведем не стали бы ссориться? (Если бы каждый

съел то же самое, что и другой.)

- Сравните первую часть, которую съел Медведь, и часть Маши. Они

равны? (Нет.)

- Равны ли их вторые части? (Нет.)

- Можно ли сказать, что каждый съел то же самое, что и другой? (Да, нет.)

Обычно мнения детей расходятся.

- Смогли мы объяснить Маше и Медведю, что они съели поровну?

- Значит, что нам надо сделать, чтобы помирить Машу и Медведю? (Объяс-

нить им, что они съели поровну.)

4. «Открытие» нового знания

4. 1. Игра "ФРУКТbI» (продолжение).

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о переместительном свойстве сложения;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и

эмоционального переживания радости открытия, закрепить способ действий "если что-то не знаю, придумаю, а потом проверю себя по учебнику»;

3) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать воображение, логическое мышление, инициативность, творческие способности, речь, мелкую моторику рук.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть все фрукты, которые съел

Медведь, и все фрукты, которые съела Маша.

- Как узнать, равно или не равно целое у Маши и Медведя? (Составить пары

одинаковых предметов и провести ниточки.)

Дети по очереди называют пары одинаковых предметов и соединяют их

линиями. Оказывается, Медведь съел то же, что и Маша.

- Смогли вы помирить Медведя и Машу? (Да.)

- Как вы думаете, почему наши сказочные герои начали ссориться? (Потому что они ели свои фрукты в разном порядке.)

Воспитатель выставляет образец выполнения задания и делает

вывод: если при сложении поменять части местами, то целое не изменится.

Маша и Медведь благодарят детей за то, что те их помирили.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка

5.1. Работа в рабочей тетради («Игралочка - ступенька к школе». Ч. 3).

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о действии сложения и переместительном

свойстве сложения, умение выполнять сложение групп предметов;

2) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

№ 1. с. 23

«Поменяй части местами и выполни сложение. Что ты замечаешь?»

Воспитатель рассказывает детям, что, приехав в лес, Маша и Медведь пошли

за грибами. Маша сначала нашла два белых гриба, а потом одну сыроежку.

- Выполните сложение и узнайте, сколько всего грибов нашла Маша.

(3 гриба.)

- Какие это грибы? (Два белых гриба и одна сыроежка.)

Медведь сначала нашел одну сыроежку, а потом два белых гриба. Дети рисуют в мешках грибы и выполняют сложение.

- Что интересного вы увидели?

Дети должны заметить и проговорить, что при сложении части поменяли

местами, но целое при этом не изменилось.

5.2. Игра «Шаг на месте».

Дидактические задачи: организовать активный отдых детей, развивать фантазию.

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

5.3. Работа в рабочей тетради («Игралачка - ступенька к школе», ч. 3).

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о действии сложения и переместительном

свойстве сложения, умение выполнять сложение групп предметов и выражать переместительное свойство сложения в речи;

2) тренировать мыслительные операции - анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, мелкую моторику рук.

Воспитатель рассказывает, что когда дети выполняли задание, то Маша по-

просила Медведя поиграть с ней в школу. Медведь дал Маше задание выполнить сложение. Маша просит детей помочь ей.

№ 2, с. 23

«Изменится ли целое, если части поменять местами? Докажи».

- Из каких фигур состоит первая часть? (Это квадрат и круг.)

- Из каких фигур состоит вторая часть? (Это 2 треугольника.)

- Каким будет целое, если мы сложим две части? (Квадрат, круг и 2 треугольника).

Дети зарисовывают целое в большом мешке.

- Изменится ли целое, если части поменять местами?

Выслушиваются все ответы детей, после чего воспитатель предлагает

проверить предположения.

- Как это можно сделать? (Надо в первом мешке нарисовать 2 треугольника, а во втором - квадрат и круг и выполнить сложение.)

Дети выполняют названные действия.

- Какое целое получилось? (2 треугольника, квадрат и круг.)

- Что можно сказать о целом в первом и во втором случае? (Целое одинаковое.)

- Докажите, что целое одинаковое.

Дети составляют пары одинаковых фигур.

Воспитатель помещает на доску образец и предлагает детям проверить

себя.

- Какой вывод можно сделать?

Дети вместе с воспитателем проговаривают вывод: если части поменять

местами, целое не изменится.

Маша благодарит детей за помощь.

6. Осмысление

Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Чем сегодня вы помогли Маше и Медведю?

- Какие знания вам помогли помирить Машу и Медведя, дали возможность

помочь Маше выполнить задание?

Воспитатель помогает детям сформулировать ответ: нам помогло знание о том, что если части поменять местами, то целое не изменится.

Комментарии к сценарию: Использовано учебно-методическое пособие «Игралочка – ступенька к школе» Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. ; использованы ресурсы интернета

Публикации по теме:

Конспект игровой образовательной ситуации в первой младшей группе «Добрый дядя Светофор»Конспект игровой образовательной ситуации в первой младшей группе «Добрый дядя Светофор» Цель: дать детям первоначальные представления безопасного поведения на улице. Программные задачи: Образовательные: формировать знания.

Конспект образовательной ситуации по конструированию для детей младшей группы «Теремок для зверюшек»Конспект образовательной ситуации по конструированию для детей младшей группы «Теремок для зверюшек» Цель: Формирование у воспитанников умения сооружать элементарные постройки Задачи: Образовательные: Продолжать учить детей строить домики,.

Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка»Конспект образовательной ситуации по художественному конструированию в средней группе «Цветущая фиалка» Цель: Создание коллективной композиции «Цветущая фиалка». Образовательные: - Формировать представления детей о комнатных растениях.

Конспект образовательной ситуации по конструированию во второй младшей группе «Был сугроб, стал ручеек!» Образовательные задачи: Сформировать интерес у детей к режиссерскому конструированию- последовательному созданию ряда событий. Развивать.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию в средней группе «Счет до 6» Цель: закрепить счет до 6. Задачи: Образовательные: Закрепить порядковый счет в пределах 6, выделять отношения групп предметов по количеству.

Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3»Конспект образовательной ситуации по математическому развитию во второй младшей группе «Счет до 3» Цель: закрепить счет до 3. Задачи: Образовательные: • выделять отношения групп предметов по количеству и числу (один, два и еще один,.

Конспект образовательной ситуации «Добрые женские руки» для старшего возрастаКонспект образовательной ситуации «Добрые женские руки» для старшего возраста Программные задачи: - формировать любовь и уважение к самому родному человеку - маме; умение ценить материнскую заботу и любовь; умение.

Конспект образовательной ситуации «Поговорим о школе»Конспект образовательной ситуации «Поговорим о школе» Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие» Виды деятельности: коммуникативная,.

Конспект образовательной ситуации в старшей группе «Свет и тень» по образовательной области «Познавательное развитие» Цель: расширять знания детей об окружающем мире - формировать представления о свойствах света и тени. Задачи: 1. Развивать и поддерживать.

Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?»Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Конспект совместной игровой образовательной ситуации по ОБЖ в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации: что это?» Воспитатель: Сюсюра.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Переместительное свойство сложения»
Опубликовано: 24 января 2020 в 11:32
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД