Лучший педагог года

Конспект образовательной речи по обучению грамоте в старшей группе «Сундучки Дедушки Грамотея. Звуки [П] — [П’]»

Ольга Писклова
Конспект образовательной речи по обучению грамоте в старшей группе «Сундучки Дедушки Грамотея. Звуки [П] — [П’]»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕЙ ГРУППЫ

Тема: Сундучки Дедушки Грамотея. Звуки П - Пь

Писклова Ольга Валерьевна,

учитель – логопед

высшей квалификационной категории

Цели: закрепить правильное произношение и различение звуков [п] и [п'].

Задачи

Коррекционно-образовательные

- Учить детей различать и четкого произносить звуки «П», «Пь»;

Публикация «Конспект образовательной речи по обучению грамоте в старшей группе „Сундучки Дедушки Грамотея, Звуки [П] — [П’]“» размещена в разделах

- Закрепить понятие «согласные» звуки;

- Упражнять детей в выделении звуков «П - Пь» из начала слова;

- Развивать слуховое восприятие на материале слогов и слов, фразы со звуками «П-Пь»;

- Развивать умение придумывать слова с заданным звуком; последовательно выделять звуки из слов.

- Формировать навыки анализа и синтеза слогов.

Коррекционно-развивающие

- Развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую и общую моторику, внимание, долговременную и кратковременную память.

Воспитательные

- Воспитывать взаимоуважение при построении диалога, приучать к дисциплине во время занятия, учить внимательно слушать инструкцию и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.

Предварительная работа: Изучение гласных звуков, знакомство с согласными М – Мь, выявление особенностей произношения гласных и согласных звуков.

Словарная работа: обогащать, уточнять и активизировать словарь. Словарное слово скрепка.

Индивидуальная работа: Следить за логической последовательностью составления распространенного предложения. Следить за плавностью речи и выдохом воздуха при речи.

Оборудование: пруд, мостики через пруд, карта, звенящие сундучки, деревья, наборное полотно (силуэты зубов, губ, языка, ступеньки, карточки на звуки П – пь для индивидуальной работы и групповой

Используемая литература:

1. Л. Н. Смирнова «Логопедия в детском саду»

2. О. И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно!»

3. В. В. Волина «Учимся играя»

4. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение»

5. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН»

Организация образовательной деятельности

1. Организационный момент

Логопед: Добрый день, мои дорогие друзья! И нас вновь приглашает к себе в гости Дедушка Грамотей! У вас есть желание пойти к нему в гости? Тогда в путь! Куда же нам идти, может есть какие указатели? Из сундучка раздается звон колокольчика, логопед обращает внимание на сундук). О! Это один из сундучков Дедушки грамотея! (Из сундука достает карту). Похоже, это карта. Путь должен начаться от пруда! Пруд нужно перейти парами, но не просто так, а с одинаково звенящими сундучками. А вот и звенящие сундучки! (Дети подбирают по звучанию одинаковые сундучки и переходят пруд). Обходят пень, оставляют на пне звенящие сундучки.

Какие преграды мы преодолели с вами?

Дети: Перешли через пруд и обошли пень.

Логопед: На берегу пруда, в траве сидит птичка. Что же она там делает?

(Дети выполняют пальчиковую гимнастику) :

Ищет птичка и в траве, и на ветках и в листве

И среди больших лугов мух, червей, слепней, жуков.

Логопед: Куда дальше наш путь лежит? (Дети смотрят карту.)

Дети: Дальше нужно идти к дереву.

Логопед: Пока мы идем, давайте выясним: с какого звука начинается слово пруд?

Дети: Слово пруд начинается со звука П

Логопед: А слово пень?

Дети: Слово пень начинается со звука Пь. Совершенно верно!

Мы дошли до дерева – опять сундучок Дедушки Грамотея! Он предлагает нам выполнить упражнения для языка, потому что приготовил задания, где нужно будет четко проговаривать слова и предложения. (Логопед достает зеркала, дети выполняют артикуляционную гимнастику «часики», «качели», «пя-пя-пя» с использованием кинезиологических упражнений)

Логопед: Что – то еще лежит в сундучке (Достает скрепку). Вы знаете что это такое?

Дети: Нет.

Логопед: Это скрепка – канцелярское изделие, крепко скрепляющее бумагу. (Словарная работа). Разделим слово скрепка на слоги: скреп – ка. Сколько слогов в этом слове?

Дети: В слове скрепка два слога.

Выполняем вместе задание Дедушки Грамотея.

Губки сжались крепко-крепко! Словно сжала губки скрепка.

Как же звуку здесь пройти? Ведь преграда на пути!

Звук прорвался сквозь преграду и достался нам в награду.

Мы его произнесли, но без голоса, увы!

(Логопед предлагает детям выложить на наборном полотне (наборное полотно висит на дереве) модель звука П, произносим звук П. Вместе с детьми даем характеристику звукам П и Пь. На наборном полотне дети выкладывают схемы звуков)

При произношении звука П – губы сомкнуты, Зубы – расставлены, Язык лежит внизу, воздушная струя –теплая, глухой, твердый, обозначаем синим цветом

При произношении звука Пь – губы сомкнуты, вытягиваются чуть – чуть вперед, Зубы – расставлены, кончик языка лежит внизу, серединка приподнята вверх, воздушная струя –теплая, глухой, мягкий, обозначаем зеленым цветом

— Чем отличаются звуки?

Дети: Звук П – твердый, звук Пь – мягкий.

Логопед: Что общего?

Дети: Звуки П и Пь согласные, глухие.

Логопед: Докажите, что звуки П и Пь согласные?

Дети: Когда мы их произносим, воздушная струя встречает преграду, губы сомкнуты.

Логопед. Что напоминает звучание звуков П – Пь?

Дети: Чайник кипит; поезд пыхтит; самовар кипит…

Логопед: Нам пора продолжать наш путь. Куда дальше идти?

Дети: Дальше мы идем к ступенькам. (Дети останавливаются перед ступеньками)

Логопед: Дедушка Грамотей дает нам задание : Похлопайте в ладоши, когда услышите звук п, потопайте, когда услышите звук пь.

У нас опять сундучки Деда Грамотея : синий и зеленый. Определите, с какого звука начинается слог и покажите, соответствующую карточку: па, пи, по, пе, пя, пу, пи, пы. Слово: паста, письмо, пятка, парта, петух, пыль, пух, перо, пешеход. Посмотрите, сундучок, а в нем карточки. Чтобы перейти по ступенькам вперед нужно положить картинку в нужный сундучок. Слова, которые начинаются на звук П помещаем в синий сундучок, слова со звуком Пь в зеленый сундучок. (каждый ребенок обосновывает свой выбор).

(Дети, спускаясь со ступенек образуют круг и пока выступает последний человек запутывают круг –физ. Минутка игра «Путаница»)

Логопед: Отлично, путаницу вы распутали. А сможете ли твердый согласный п превратить в мягкий пь? (Игра «Наоборот).

Па – пя, по – пе, пу – пю, пы – пи, ап – апь, оп – опь

А схему произнесенного слога сможете составить? (Дети делятся на группы) Эту задачу нужно решить, разделившись на группы. В каждой группе должны быть три разных цвета квадратов – синий, красный, зеленый. Дети составляют схемы слогов: Па, опь, пы, пи, апь, пу, ыпь, … (Два человека выходят с карточками, третий объясняет последовательность звуков).

Логопед: У нас на пути какие то необыкновенные сундуки, в них песок. На песке необходимо нарисовать схему слова, разделить его на части: начало, середина, конец слова. Перед вами картинки. Вы должны назвать предмет, изображенный на картинке и определить какой из звуков П или Пь есть в слове, где он находится и поставит в это место нужный квадрат. Работаем всей командой.

Логопед: Куда дальше держим путь? Нарисован какой то пейзаж. И еще сундучок Деда Грамотея. Составьте предложение по картине так, чтобы все слова начинались со звуков П и Пь. Папа подметает пол. Петя поет песню. Полина печет пироги.

Держим путь дальше: Что же на карте? Дом Деда Грамотея. Значит он уже ждет нас.

Выходит Дед Грамотей с сундуком

Дед Грамотей : Здравствуйте, ребятишки! Девчонки и мальчишки! Долго ждал я вас к себе в гости, наблюдал, как вы выполняете мой задания. Мне понравилось, что вы такие умные, сообразительные, находчивые, все мои задания выполнили. Ой, стар стал подзабыл, какие вам препятствия пришлось преодолеть?

Дети: перейти через пруд, обойти пень, по ступенькам пройти, путаницу распутать, в песке нарисовать схемы, придумать предложения по картинкам.

Дед грамотей : А на какой звук начинаются слова : пруд, путаница, предложение?

Дети : на звук П

Дед Грамотей : А можете мне рассказать, какой он, звук П

Дети дают характеристику звука П

Дед Грамотей : А слова пень, песок на какой звук заканчиваются?

Дети: на звук Пь.

Дед Грамотей : А про этот звук можете рассказать?

Дети дают характеристику звука Пь

Дед Грамотей : А у кого какие сложности возникли в пути?

(Дети делятся впечатлениями).

Кому понравилось путешествие – подарите мне улыбающиеся смайлики. Кому не понравилось – грустные.

Спасибо, что вы не свернули с пути,

и в гости ко мне поспешили прийти.

А у меня для вас подарок со смыслом!

Дарит пирог в виде буквы П. Буду очень рад новым встречам с вами.

Логопед: Благодарим тебя Дедушка Грамотей, что ты помогаешь нам усваивать грамоту.

Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки»Конспект НОД по обучению грамоте «Поможем Буратино. Гласные звуки» Тема: «Гласные звуки [а], [о], [и], [у], [э], [ы]. Буквы А, О, И, У, Э, Ы» Цель: совершенствовать умение различать на слух гласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»Конспект НОД по обучению грамоте с использованием интерактивной доски в подготовительной группе «Звуки [Р], [Р’], буква «Р» Цель: Познакомить детей со звуками Р, Рь, буквой Р. Задачи: Образовательные: - Продолжать учить дифференцировать гласные и согласные звуки.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группеКонспект НОД по обучению грамоте «Буква Г. Звуки [Г], [Г’]» в подготовительной логопедической группе Цель: закрепить знание буквы Г, звуков "Г", "Гь". Задачи: коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционную характеристику.

Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа)Конспект НОД по обучению грамоте «Буква Б. Звуки [Б], [Б’]» (подготовительная группа) Цель: знакомство с буквой Б, звуками Б, Бь. Задачи: Коррекционно-образовательные: - научить давать акустико-артикуляционнную характеристику.

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей» Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Котенок ищет друзей» Задачи: продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова;.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по обучению грамоте детей 5–6 лет «Гласные и согласные звуки» Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет «Гласные и согласные звуки» Автор: Коняева Ольга Владимировна педагог дополнительного.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа)Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [п] и [п’], буква П» (старшая группа) Цель: познакомить детей с буквой П, и звуками [п] и [п’]. Задачи: формировать умение и желание активно участвовать во время занятия, отвечать,.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [т], [т’]» Тема: Звуки [т], [ть] (закрепление)Зaдачи:- зaкрепить знания о звуках [т], [ ть ]; - формировaть умение воспитанников дифференцировaть.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки [В]-[В’]. Буква В» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звуки В — Вь. Буква В» Образовательные задачи. Ознакомление со звуками.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект образовательной речи по обучению грамоте в старшей группе «Сундучки Дедушки Грамотея. Звуки [П] — [П’]» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Писклова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект образовательной речи по обучению грамоте в старшей группе «Сундучки Дедушки Грамотея. Звуки [П] — [П’]»
Опубликовано: 12 января 2020 в 20:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД