Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Музыкальная лаборатория»

Гульсум Дусмаганбетова
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Музыкальная лаборатория»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (6-7 лет)

ТЕМА: «МУЗЫКАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Расскажи мне, и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Дай мне попробовать, и я научусь

(древняя китайская пословица)

Публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) „Музыкальная лаборатория“» размещена в разделах

Цель: Комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей у детей.

Задачи:

Образовательные : учить детей устанавливать причинно-следственные связи, способствовать формированию у детей познавательного интереса, закреплять элементарное представление о природе возникновения звуков.

Развивающие: развитие творческого воображения, мышления, памяти, внимания.

Воспитательные: воспитывать любовь к музыке и желание участвовать в музыкальном процессе.

Мотивация деятельности детей : предложить детям помочь сказочному профессору найти потерянные им ноты, при этом предупредив, что ноты можно разыскать только в ходе научных музыкальных исследований.

Оборудование: 3 небольших стола для экспериментов, музыкальный инструмент – гитара, бумага (калька, 4 стакана (пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, карандаш, 8 одинаковых сосудов из стекла, сосуд с водой, стеклянные палочки, коврики, электронная презентация «Лаборатория музыкальных звуков», применение ТСО: музыкальный центр, мультимедийное оборудование.

Словарная работа: музыкальные и немузыкальные звуки; музыкальная лаборатория; учёный; наука; композитор; колебание; волна; материалы сосудов: стеклянный, металлический, пластиковый, деревянный; звуки: высокий, низкий, ниже, выше.

Музыкальный репертуар : П. И. Чайковский «Вальс цветов» (из балета «Щелкунчик», В. Селиванов «Шуточка», С. Рахманинов «Итальянская полька», Н. В. Куликова «Лист календаря».

Ход совместной деятельности:

Под веселую музыку дети входят в музыкальный зал, оформленный под лабораторию. Их встречает педагог в образе профессора музыкальных наук.

(На экране слайд презентации)

Педагог: - Здравствуйте, ребята! Давайте знакомится: я профессор музыкальных наук, и вы пришли ко мне в музыкальную лабораторию! Но прежде чем рассказать про мою лабораторию, скажите мне, пожалуйста, кто такие ученые?

Дети: - Ученые — это люди, изучающие наш мир, ученые занимаются наукой.

Педагог: Совершенно верно! Учёные изучают различные предметы и явления. Посмотрите, пожалуйста, на экран, вот перед вами учёный, который изучает что-то новое и интересное.

(На экране возникает слайд с фотографией учёного)

Педагог: - Мы сказали, что учёные занимаются наукой. А что такое наука? (Выслушиваются варианты ответов детей; необходимо подвести детей к выводу, что наука — это познание. Это изучение различных предметов, явлений.)

Педагог: - Все ученые, которые занимаются наукой, работают в специальных лабораториях.

(На экране появляется фотография научной лаборатории.)

Педагог: - Вот и у меня есть лаборатория, но необычная, а музыкальная. Посмотрите, здесь есть столики для работы, различные сосуды, палочки, музыкальные инструменты и другие предметы. И мы сегодня, как настоящие учёные, попробуем поработать в этой музыкальной лаборатории.

- Ребята, про учёных мы всё выяснили, а теперь скажите мне, пожалуйста, кто такие композиторы?

Дети: - Это люди, которые пишут музыку.

Педагог: - Друзья мои, в нашей музыкальной лаборатории случилась беда! Один мой знакомый сказочный композитор растерял все свои нотки, и теперь музыка у него никак не пишется.

(На экране появляется картинка с изображением сказочного композитора.)

И я позвала вас в свою музыкальную лабораторию, чтобы помочь незадачливому композитору отыскать все ноты. Вы согласны? Для того, чтоб найти потерянные ноты, нам придётся провести научные исследования. А что мы будем изучать, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Их нельзя увидеть

Не возьмешь их в руки,

Можно только слышать,

Что же это?

Дети: - Звуки.

Педагог: - Правильно, это звуки! Давайте послушаем с вами самые красивые музыкальные звуки, сядем поудобнее, закроем глазки.

(Звучит отрывок «Вальса цветов» П. И. Чайковского)

Педагог: - Ребята, расскажите, пожалуйста, какое настроение вызвали у вас эти музыкальные звуки?

Дети: - Радостное; грустное; хорошее; удивительное; музыкальное…

Педагог: - Спасибо вам за ваши ответы. Наши звуки очень любят играть в прятки, особенно с детьми. И сегодня мы попробуем отыскать эти звуки. А поможет нам моя музыкальная лаборатория, в которой я изучаю свойства звуков. Здесь у нас найдутся приборы – помощники (показывает детям приборы на столах). И если мы отыщем за каждым из 3-х столов все звуки, у нашего композитора в нотной тетради появятся потерянные нотки, а мы сможем послушать музыку, которую он написал. Посмотрите, пожалуйста, на экран, сейчас его нотная тетрадь, в которой он записывает свою музыку, абсолютна пуста.

(На экране появляется изображение пустого нотного стана)

Педагог: - А вы, дети, хотите вместе со мной стать настоящими учеными? Тогда давайте примерим такую одежду, которую носят настоящие ученые, и приступим к исследованиям.

(Дети надевают накидки и шапочки)

Педагог: - Ну что ж, дорогие коллеги, вы готовы? Для того, чтобы работа наша стала успешной, предлагаю подготовиться! Раз, два, три, четыре, пять - приглашаю поиграть! Мы с вами будем искать звуки, а пока попробуем найти их у себя, произнести их.

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой

Педагог: Ну, вот теперь мы готовы к экспериментам. Добро пожаловать за первый стол.

Эксперимент 1: Откуда рождается звук?

(педагогическая технология «Звук – волшебник», автор Т. Н. Девятова)

Задача: Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах звука.

Материалы: гитара, листы бумаги (по количеству детей)

Дети садятся за первый стол.

Педагог: Итак, коллеги, кто может сказать, откуда рождается звук? На этот вопрос нам поможет ответить первый эксперимент.

Каждому ребенку предлагается тронуть струну инструмента, вслушаться в его звук и потом ладошкой дотронуться до струны, чтобы остановить звук.

Педагог: - Что произошло? Почему звук прекратился?

Дети: - Звук продолжается до тех пор, пока двигается струна. Когда она останавливается, звук тоже пропадает.

Педагог: - Когда же возникает звук? (Педагог подводит детей к выводу, что звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед и назад.)

Дети: - Такое быстрое движение воздуха называется колебаниями.

Педагог: - Ребята, мы сейчас извлекали звук из музыкального инструмента. А как вы думаете, есть ли звук у обычного листа бумаги? Давайте попробуем, потрясем лист. Что происходит с листом бумаги?

Дети: - Дрожит, колеблется.

Педагог: - Как прекратить звук?

Дети: - Остановить колебания листа рукой.

Педагог: - Значит, мы можем сделать вывод, что звук возникает только в тот момент, когда лист бумаги дрожит, колеблется. Нарисуйте колебание листа бумаги пальчиком в воздухе. На что похоже это колебание?

Дети: - На волну.

Педагог: - Совершенно верно. Звук – это волна. Давайте, используем эти волны в создании бумажного оркестра!

«Бумажный оркестр»

В. Селиванов «Шуточка»

Педагог: - Вот мы и выполнили первый эксперимент! Нашли первую нотку для композитора! Поздравляю вас, коллеги, с первой победой!

(На экране появляется первая нотка.) Звучат фанфары.

Педагог: Поздравляю вас с первой победой, коллеги!

Эксперимент 2 - Звуки разные нужны, звуки разные важны

Задача: Восприятие звуков и поиск детьми различных источников звуков.

Материалы: стаканчики: пластмассовый, деревянный, металлический, стеклянный, карандаши.

Дети проходят за второй стол.

Педагог: - Ребята, до того, как мы начнём второй эксперимент, я расскажу вам сказку. Жили-были 4 братца. Жили они в разных домиках - стаканчиках. Все братцы были веселые и дружные. И звали их всех Звуки. Самая любимая игра у братцев была прятки. Рядом с братцами жил сосед Карандаш. Он был задумчивый и строгий. Однажды Карандаш решил, познакомится со своими соседями. Подошел к одному домику-стаканчику и постучал. Послышался звук. Какой он, дети?

Дети: - Пластмассовый.

Педагог: -Затем подошел к другому, постучал (деревянный)

- К третьему (стеклянный)

- К четвертому (металлический)

Так Карандаш познакомился со своими соседями звуками. А теперь и мы с вами давайте с ними познакомимся.

(Дети ищут звуки в стаканчиках, ударяя по ним карандашом)

Педагог: - Молодцы, ребята! Собирайтесь снова к столику. Давайте сделаем вывод: чему научил нас этот эксперимент?

Дети: - Различные предметы издают различные звуки.

Педагог: - Правильно, коллеги! Звук любого предмета зависит от того, из какого материала он сделан. Ребята, давайте при помощи разных предметов озвучим интересную историю про зайца-трусишку.

Дети: - Давайте!

Сказка-шумелка «Заяц-трусишка»

(с применением мультимедийного оборудования)

Педагог: Молодцы, ребята! Мы нашли вторую нотку для композитора!

(На экране появляется вторая нотка). Звучат фанфары.

Эксперимент 3 - Поющая вода

Задача: Показать, как количество воды в стакане влияет на высоту звука

Материалы: стеклянные сосуды, вода, палочки

Дети подходят к третьему столу, где стоят стеклянные сосуды.

Педагог: - Дети, перед вами сосуды. Посмотрите на них внимательно, что вы можете сказать о них?

Дети: - Все сосуды одинаковые по форме и размеру, они стеклянные.

Педагог: - Верно, они одинаковые по размеру и все из стекла. Вам интересно послушать, как они звучат? Возьмите палочки и по очереди постучите по самой широкой части сосуда. Слушайте внимательно, какие звуки издают сосуды?

(Дети стучат по сосудам, прислушиваясь к издаваемым звукам.)

Педагог: - Что вы можете сказать об услышанных звуках?

Дети: - Звуки звучат одинаково.

Педагог: - Теперь предлагаю продолжить эксперимент, попробуем изменить звук. Ребята, возьмите кувшины с водой и вылейте воду в сосуд. Дети, посмотрите на сосуды, что можно сказать сейчас?

Дети: - В одних сосудах воды мало, в других - много. В сосудах разное количество воды.

Педагог: - Для продолжения эксперимента давайте поставим сосуды с водой от большого количества воды к меньшему. Послушаем звук у сосудов с разным количеством воды - первый и восьмой.

(Дети стучат по 1 и 8 сосудам.)

Педагог: - Дети, что вы сейчас можете сказать о звуках.

Дети: - Звучание разное.

Педагог: - Давайте теперь постучим по 1,4,8 сосудам.

Менялась ли высота звука от сосуда к сосуду и почему?

Дети: - Разное количество воды в сосудах и издаваемые звуки разные.

Педагог: - Послушайте, куда идёт звук - вниз или вверх.

(Дети стучат по сосудам с большим количеством воды к меньшему).

Дети: - Издаваемый звук уходит постепенно вверх.

Педагог: - Послушайте, куда сейчас пойдёт звук, если постучать по сосудам от меньшего количества воды к большему.

(Дети стучат по сосудам от меньшего объёма воды к постепенно увеличивающемуся объёму.)

Дети: - Звук постепенно уходит вниз.

Педагог: - Какой вывод можно сделать?

Дети: - Звуки можно извлекать из предметов и изменять.

Педагог: - Какие звуки мы извлекали из сосудов?

Дети: - Разные по высоте.

Педагог: - Мы выяснили, что стеклянные звуки бывают разными по высоте и с помощью их разнообразия можно создавать мелодии, как на настоящих музыкальных инструментах. Вам бы хотелось сыграть свою мелодию? Давайте попробуем сыграть на стеклянных инструментах, как в настоящем оркестре.

Дети: - Давайте!

«Стеклянный оркестр»

«Итальянская полька» С. Рахманинов

Педагог: - Молодцы, ребята!

(На экране появляется третья нотка). Звучат фанфары.

Педагог: - Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашем нотном стане остались пустые места, чтобы найти оставшиеся ноты, я вам предлагаю поиграть в игру «Угадай, что звучит»!

Музыкально – дидактическая игра «Угадай, что звучит?»

(с использованием мультимедийного оборудования)

Педагог: - Ребята, посмотрите, все угаданные вами звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане!

(На экране появляется слайд с оставшимися нотами, а затем картинка радостного сказочного композитора). Звучат фанфары.

Педагог: - Ребята, вы замечательно справились с заданием! Посмотрите, все ваши звуки превратились в нотки и заняли свои места на нотном стане!

(На экране появляется слайд с оставшимися нотами, а затем картинка радостного сказочного композитора).

Педагог: - Ребята, мы отыскали все нотки, и теперь наш композитор очень доволен! Давайте послушаем, что за мелодия получилась, благодаря нашей работе.

Педагог проигрывает на фортепиано полученную мелодию.

Педагог: Коллеги, не кажется ли вам, что эта мелодия нам знакома?

Дети: Да, это песня «Лист календаря»

Педагог: Правильно! Вот какую песенку мы сегодня спасли! Про осень! Давайте ее споем!

Песня «Лист календаря» Н. В. Куликовой

Педагог: - Ребята, вы сегодня превратились в настоящих учёных, я вас с этим поздравляю! Вы смогли выручить из беды сказочного композитора и провели самые настоящие научные опыты. Расскажите мне, пожалуйста, что вам сегодня понравилось, что запомнилось. (Дети делятся впечатлениями о проведённом занятии)

Педагог: - Вы сегодня очень хорошо поработали, поэтому заслужили диплом за участие в нашей «Музыкальной лаборатории»!

Вручение диплома.

Педагог: - И завершить наше занятие я хочу стихотворением Андрея Усачева:

Жизнь была бы страшно скучной,

Если б жизнь была беззвучной.

Как прекрасно слышать звук:

Шум дождя и сердца стук.

Мы кричим, смеемся, дышим,

Мы слова и мысли слышим,

Слышим даже тишину.

Как гуляет кот по крыше,

Как шуршат за стенкой мыши,

Волки воют на луну.

Мир без звуков был бы грустный,

Серый, скучный и «невкусный»!

А. Усачев «Звуки»

Педагог: - До новых встреч!

Использованные ресурсы:

Девятова Т. Н., Звук – волшебник / Материалы образовательной программы по музыкальному воспитанию детей старшего дошкольного возраста. – М. : Линка-пресс, 2006 г.

Кочемасова Е. Е., Тютюнникова Т. Э., Откуда берётся звук? // журнал “Музыкальная палитра», №5, 2006 г.

Авторская программа Т. Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками», учебно-методическое пособие «Бим! Бам! Бом! Игры со звуками», 2003 г.

Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995 г.

https://mironova.ds-20balahna.edusite.ru

https://www.mirknig.com

https://www.maaam.ru/detskijsad/podgotovitelnaja-grupa-integrirovanoe-zanjatie-otkuda-beretsja-zvuk.html

https://festival.1september.ru/articles/586291

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Развивающая игра с голосом «Пробуждение» С. А. Коротаевой

(сборник «Игровая методика обучения детей пению», О. Кацер, СПб, 2008г.)

Листочки на ветках шуршали шшш- тихим голосом

Капельки в гости звали.

Капельки к ним прилетели

и звонкую песню запели.

кап-кап-кап—нисходящим звуком

От звона проснулся ветер

И разбудил всех на свете:

ууу - с изменением звуков, помочь

рукой

Кошку и с ней котенка, мяу – мяу - мяу

Спавшего в люльке ребенка, уа-уа-уа

Болотных зеленых лягушек ква-ква-ква

И даже ворчливых старушек. бу-бу-бу

Злую собаку, гав-гав-гав

Назойливых мух. з-з-з-з

Вскоре проснулся крикливый петух.

Звонко пропел он

ку-ка-ре-ку

И заблестела роса на лугу. о-о-о точечно, отрывисто

Солнышко тоже проснулось,

И ласково всем улыбнулось!

все запели «А»

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Песня «Лист календаря» Н. В. Куликова

1. Осень, осень к нам пришла по календарю.

Вот октябрь подает руку ноябрю.

Припев: Кружится по воздуху желтая листва,

Вместе с нею кружится лист календаря.

2. Птицы к югу улетают в дальние края.

Грустный дождик поливает, слезы не тая.

Припев: Кружится по воздуху желтая листва,

Вместе с нею кружится лист календаря.

Публикации по теме:

«Витаминка — друг здоровячков». Конспект образовательной деятельности по ЗОЖ для детей старшего дошкольного возраста Цель: формировать у дошкольников представление о здоровом образе жизни. Задачи: 1. Обобщить и закрепить элементарные знания и представления.

Конспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по аппликации «Веселые снеговички» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственной образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Тема: «Веселые снеговички». Цель: Научить.

Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию «Музыкальная Италия» с детьми старшего дошкольного возраста Конспект музыкального доминантного занятия по слушанию,с детьми старшего дошкольного возраста: "Музыкальная Италия" Цель: Знакомство детей.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание»Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Правильное питание» Цель: Расширять представления детей о продуктах питания и их значении для человека выделять правила здорового питания, развивать умение.

Конспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по патриотическому воспитанию «Как у нас на Дону» для детей старшего дошкольного возраста Конспект непосредственно-образовательной деятельности по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Как у нас.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Путешествие в Музей гигиены» Конспект НОД с детьми среднего дошкольного возраста "Путешествие в музей Гигиены". Цель: Закрепление знаний у детей по формированию здорового.

Конспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной деятельности по художественному творчеству «Осенние берёзки» с детьми старшего дошкольного возраста Осень красивая пора времени года, многие поэты писали и пишут стихи о красоте природы осенью. В работе с дошкольниками, наблюдая за природными.

Конспект образовательной деятельности «Путешествие в космос» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» г. Чаплыгин. Конспект образовательной деятельности.

Конспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возрастаКонспект образовательной продуктивной деятельности по лепке из теста детьми старшего дошкольного возраста Конспект подготовила воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. Цель: дать представление детям о тесте,.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики». Конспект организованной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Разноцветные бантики».Цель: Учить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Музыкальная лаборатория»
Опубликовано: 14 января 2021 в 11:45
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста (6–7 лет) «Музыкальная лаборатория»» (включая файлы) размещена пользователем Гульсум Дусмаганбетова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД