МААМ-картинки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Быт людей на Руси» для детей старшего возраста (3 фото)

Кушнарева Татьяна Павловна
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Быт людей на Руси» для детей старшего возраста

Цель: Познакомить детей с жизнью и бытом русского народа.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Быт людей на Руси» для детей старшего возраста

Задачи:

1. Познакомить с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта

2. Обогатить словарный запас детей новыми словами (ухват, чугунок, горница, изба, красный угол, кочерга, коромысло, прялка, лапти, наличники, половик, посудник, лучина).

3. Воспитывать любовь и уважение к культуре и быту русского народа.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Быт людей на Руси“ для детей старшего возраста» размещена в разделах

Фото «Быт людей на Руси»

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, скажите мне, где сейчас живут люди? (в домах).

Какие они – современные дома? (высокие, каменные, с лифтами, с подъездами и т. д.).

Человеку всегда был нужен дом: и сейчас, и в стародавние времена. Как вы думаете, зачем?

Трудно уменьшить значение дома для человека. Все мы приходим в свой дом, чтоб отдохнуть, набраться сил, пообщаться с семьей. Уже в глубокой древности человек стремился построить для себя жилище, в котором можно укрыться от непогоды, согреться у домашнего очага. И таким жилищем для большинства русских людей стала простая крестьянская изба.

Такие избы строили, а точнее, рубили с помощью топоров, пил, стамески из бревен и без единого гвоздя. Бревна так подтесывали и подгоняли, что изба была прочной, никакому ветру неподвластной. На Руси считалось, что дерево благоприятно влияет на здоровье человека. На строительство избы собирались мужчины всей деревни, помогали друг другу. Дом старались строить рядом с рекой и лесом (чтоб добывать рыбу, грибы и ягоды, пасти скотину, разбивать огород, а так же на возвышенности, чтоб не затопило во время наводнения.

Окна избы украшали наличниками, которые закрывали ночью и во время непогоды.

Вход в дом бы низкий с высоким порогом, чтоб лучше сохранить тепло в помещении.

В доме была только одна комната – горница. Обстановка в избе была скромная строгая, все на своих местах, все для пользы дела.

В центре – стоял стол. Его накрывали красивой вышитой скатертью. По вечерам за ним собиралась вся семья. Ели из общего чугуна, каждый своей ложкой, зачерпывали по очереди, по старшинству. У каждого члена семьи была своя ложка, которую брали с собой в гости. После трапезы на ложках играли. На столе обязательным атрибутом был самовар.

Полы в избе покрывали половиками, сделанными хозяйками вручную.

Главное место в избе отводилось и печи, которая кормила, грела, сушила. Сверху была лежанка, где холодными ночами спали дети. Место, куда клали дрова, называется топка. Дрова в ней шевелили кочергой. После того, как печь протопилась, в нее ставили чугуны с едой (щи, каша, картошка, мясо и др., пекли хлеб и пироги. Чугуны ставили с помощью ухвата.

Воду для приготовления пищи приносили из колодца в ведрах с помощью коромысла.

Иногда в печи еще и мылись.

Рядом с печкой находились посудники – открытые деревянные полки для домашней утвари.

Также рядом с печкой находился «бабий угол». Это место, где по вечерам женщины пряли, вышивали, шили, гладили белье при помощи рубеля или угольного утюга.

Рядом с бабьим углом висела люлька, подвешенная к потолку.

Освещали комнату при помощи лучины – тонкой сухой щепки. Она крепилась над корытцем с водой, куда падали угольки.

Обязательным предметом любой русской избы был сундук, где хранились вещи, книги.

В центральном углу горницы располагался «красный» угол, от слова «красивый». Там стояли иконы, лампадка. Иконы по праздникам накрывали рушниками – полотенцами, расшитыми вручную.

Вдоль стола и стен стояли деревянные лавки, на которых сидели, спали. Под лавками хранился инструмент. На них по вечерам мужчины плели лапти, корзины.

Давайте теперь вспомним обо всем, о чем говорили сегодня.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию  для детей старшего возраста - фото
Публикации по теме:

Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени»Фотоотчет об организованной образовательной деятельности по познавательному развитию детей младшего возраста «Дары осени» Конспект организованной образовательной деятельности /ООД / по познавательному развитию детей младшего возраста. Тема: «Дары осени: овощи.

Интегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возрастаИнтегрированное занятие по познавательному развитию «Эмоциональное состояние людей» для детей старшего дошкольного возраста Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие». Виды детской.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне»Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию «Мы — россияне» Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию. Тема: «Мы – россияне» Образовательная.

Конспект непосредственно организованной деятельности по познавательному развитию в средней группе «Труд людей весной» Цель: Познакомить детей с трудом взрослых в весенний период. Задачи: • актуализировать знания детей о времени года – весна • повторить.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички»Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «История одной спички» Тип ООД: комплексное Цель: ознакомление с предметным миром, восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда; создание.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты»Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Музыкальные инструменты» Цель: познакомить детей с различными музыкальными инструментами и их звучаниями. Задачи: 1. Учить узнавать и правильно называть музыкальные.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группыКонспект открытой организованной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы Конспект открытой организованной образовательной деятельности для детей старшей группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Первоцветы.

Конспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 летКонспект образовательной деятельности «Следы животных» по познавательному развитию для детей 6–7 лет Цель: знакомство детей со следами разных животных, формирование навыков различения следов, закрепление содержания прочитанного ранее рассказа.

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы»Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию «Секреты «Кока-Колы» Цель: Создание условий для развития познавательной активности у детей в процессе опытно-экспериментальной деятельности, формирование.

Конспект занятия по познавательному развитию «Труд людей зимой» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект занятия по познавательному.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Быт людей на Руси» для детей старшего возраста
Опубликовано: 18 марта 2023 в 07:58
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 мая Всероссийский день библиотек. Передвижка «Домашняя библиотека»

27 мая 1795 года – дата основания первой государственной общедоступной библиотеки в России. В этот день в Санкт-Петербурге была учреждена Императорская публичная библиотека. Вот почему 27 мая мы отмечаем...

25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД