Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени»

Ксения Губанова
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени»

1. Программное содержание: формирование представлений об особенностях архитектуры города Тюмени, ее видах, материалах для строительства, знакомство с деревянным зодчеством, резьбой по дереву как традиционным народным промыслом, воспитание уважения к труду других людей и восхищения своими земляками - мастерами, расширение словарного запаса.

2. Интеграция образовательных областей : познавательное развитие (формирование целостной картины мира, формирование элементарных математических представлений, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Архитектура Тюмени“» размещена в разделах

3. Предварительная работа: знакомство с атрибутикой города Тюмени, основными современными достопримечательностями, дидактические игры (пазлы "Собери достопримечательность и др., изготовление макета "Проулки по улицам Тюмени", просмотр фильма Валентина Угрюмова "Тюмень. Фильм о городе", просмотр фото с изображением различных видов Тюмени.

4. Материалы и оборудование: у каждого ребенка на груди приклеена эмблема, на эмблемах изображены материалы, - дерево, кирпич, или камень (таким образом дети разделены на три группы, три стола, на них соответственно - маленькие кирпичики, деревянный конструктор - кубики и камешки, на 4-ом столе - различные предметы из дерева (ложка, игрушка - лошадка, игрушечные санки, маленький стульчик, гребешок - расческа). Картинки (или презентация) : памятники архитектуры Тюмени, различные постройки из дерева, необычные современные здания, изображение деревянного дома с отмеченными "частями", дидактическая игра "Собери наличник".

Ход организованной деятельности

Воспитатель приглашает детей подойти к столам. Дети рассматривают, трогают материалы.

Воспитатель: ребята, как вы думаете, что общего между всеми этими предметами?

Рассуждения детей.

Воспитатель: конечно, из этих материалов мы можем что-нибудь построить, давайте представим себя в роли строителей и построим домики, как настоящие, только маленькие. Хотите попробовать?

Дети: да!

Воспитатель: тогда для начала нам нужно узнать кое-что о строительстве. Современные дома строят множество машин, подъемные краны, бетономешалки и другая различная техника, но ведь у нас с вами этого нет и мы будем строить дома своими руками, также как наши предки в далеком прошлом. В нашем городе есть старинные дома - памятники архитектуры, возможно, вы видели некоторые из них.

Воспитатель показывает изображения памятников архитектуры Тюмени.

Воспитатель: первый дом построен из кирпича, второй - из камня, а третий - из дерева. Все они находятся в центре Тюмени, так как эта часть старейшая и с нее начинался наш город. Дома были построены в конце XIX - начале XX веков, то есть, им уже более ста лет! Все они являются памятниками архитектуры, а это значит, что их ни в коем случае нельзя сносить и разрушать. Как вы думаете, почему?

Рассуждения детей.

Воспитатель: безусловно, увидев и как следует разглядев старинные дома, а может быть, и побывав в некоторых из них, мы сможем многое узнать о жизни наших предков, полюбоваться необычной красотой домов и восхититься мастерством великих мастеров - строителей.

Сперва в этих домах жили купцы со своими семьями, ну а теперь некоторые из них переданы городу под музеи и другие учреждения, а в других располагаются рестораны.

А теперь давайте приступим к строительству. Каждая команда будет строить из того материала, который изображен на эмблемах.

Дети строят домики из кирпичиков, камешков и деревянных кубиков.

Воспитатель: замечательные у нас получились домики! А как вы думаете, из какого материала наши предки строили больше и чаще? Почему?

Рассуждения детей.

Воспитатель: разумеется, кирпичные и каменные дома очень прочные, не горят, не гниют, но все же, чаще строили из дерева, потому что оно было гораздо доступнее. ведь раньше у нас не было своего завода по производству кирпичей, материалы приходилось привозить издалека, это было трудно и дорого, ведь еще не было ни хороших дорог, ни транспорта. Люди, которые не могли себе позволить кирпич и камень, строили свои дома из дерева, но и эти здания сохранились ничуть не хуже и до сих пор радуют нас своей красотой и изысканностью. Кроме того, дерево очень теплое и легко обрабатывается несложным инструментом. Вообще дерево играло огромную роль в жизни наших предков.

Воспитатель приглашает детей к следующему столу, на котором разложены предметы из дерева.

Воспитатель: посмотрите на все эти предметы, что же еще можно делать из дерева?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы! Раньше, когда другие материалы были доступны не для всех, а некоторые - вообще еще не изобрели, из дерева делали посуду, игрушки. средства передвижения, - сани и телеги, мебель и другие предметы быта. А строили из дерева не только дома. Что же еще могли строить?

Ответы детей (бани, церкви, конюшни, амбары.)

Воспитатель: верно. Искусство проектировать и строить здания из дерева называется деревянное зодчество, а мастер, который работает с деревом, - зодчий.

Воспитатель показывает детям картинки с изображением красивых, цветных и ярких современных домов.

Воспитатель: современные архитекторы могут придумать дома необычной формы, разных цветов, строители могут сделать балконы причудливой формы, выложить яркий узор прямо из кирпичей или цветных плиток, украсить дом с помощью иллюминации. Но ведь людям всегда хотелось. чтобы дом выглядел красиво. Как же люди раньше могли украшать свои дома?

Рассуждения детей.

Воспитатель: изнутри дома, конечно, расписывали масляными красками, но снаружи их не раскрашивали, ведь из-за сильных морозов и частых осадков, краска не смогла бы продержаться долго. Был другой способ украшения.

Воспитатель показывает изображение деревянного дома с резными украшениями.

Воспитатель: искусство обрабатывать дерево, придавать ему правильную форму и вырезать на нем узоры называется резьба по дереву. В те времена, когда строительство было преимущественно деревянным, мастера были такими искусными, что могли создавать уникальные украшения для домов так, что ни один дом не был похожим на другой, у каждого был свой особенный "наряд".

Были такие мастера своего дела и в Тюмени, и делали они свою работу настолько качественно, что мы и сегодня можем прогуляться по исторической части города и полюбоваться красотой тюменского деревянного зодчества.

Давайте посмотрим, из каких частей состояли деревянные дома.

Воспитатель показывает изображение дома, показывает и называет его части (чело, крылья, наличники, приизба, подкрылки, веранда, полица).

Воспитатель: теперь, когда мы узнали о частях дома, давайте найдем их в домах нашего города.

Воспитатель показывает памятники деревянного зодчества Тюмени, вкратце рассказывает о них.

ДОМ - УСАДЬБА КОЛОКОЛЬНИКОВЫХ

Сейчас в усадьбе располагается музей истории семьи и города, который может посетить любой желающий.

ДОМ ВАСИЛИЯ БУРКОВА

В доме проживал купец с семьей. Он активно участвовал в жизни города, внес значительный вклад в духовное развитие и образование горожан. Теперь здесь Центр эстетического развития детей.

ДОМ СЕМЬИ ЧИРАЛОВЫХ

В доме проживала семья купцов. Теперь здесь расположен ресторан.

Ребята, а какая часть дома вам кажется наиболее красивой и нарядной?

Ответ детей.

Воспитатель: да, пожалуй это наличники. Мастер уделяли им больше внимания, иногда их украшали не просто узорами, а целыми сюжетными картинами. Причем каждый элемент что-то символизировал и мог рассказать прохожих о проживающих в доме людях. Например, свиток (грамота) говорил от том. что хозяева дома - образованные грамотные люди, а грозди или листья винограда символизировали, что хозяева богатые зажиточные люди., ведь для холодной Сибири виноград был тогда экзотическим "заморским" плодом. У некоторых домов украшали только наличники.

Кроме того, дом сравнивали с головой человека. Фасад, - переднюю часть дома (чело) - с лицом, верхнюю часть фасада, - со лбом, полотенца называли бровями, ну а окна?

Дети: глазами!

Воспитатель: верно, окна так и называли глаза дома. Еще и потому, что через окно мы можем видеть окружающий мир, через них мы смотрим. Поэтому окна старались особенно украсить резными наличниками. Давайте и мы представим себя в роли резчиков по дереву и попробуем правильно подобрать и собрать наличники к окнам тюменских домов.

Дети снова разбиваются на группы в соответствии с эмблемами, каждая группа получает по 2 окна (фото памятников архитектуры Тюмени, части их наличников, перепутанных между собой. Нужно правильно подобрать и собрать наличник к каждому окну.

Воспитатель: а теперь, команды, проверьте друг у друга, все ли справились с заданием?

Молодцы! отлично справились! Теперь расскажите мне, пожалуйста, о своих наличниках, какие геометрические фигуры и узоры вы в них разглядели, как вы думаете, что за люди могли жить в домах с такими наличниками?

Рассуждения детей.

Воспитатель: спасибо за ваши мнения! Сегодня мы с вами хорошо потрудились и узнали много нового, а кроме того, сами построили замечательные домики!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Берегите птиц» Тема «Берегите птиц». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»,.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Части тела»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Части тела» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Дорога для машины»Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию «Дорога для машины» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: развивать.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Снежинки» Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно – эстетическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в средней группе Департамент образования Администрации города Ноябрьска МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ВОЛОШКА» МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием ЭОР «Путешествие в лес» Конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием ЭОР «Путешествие в лес» Возрастная группа: старшая Тема недели:.

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в Волшебный город» Цель: развитие представлений детей о геометрических фигурах. Название: «Путешествие в Волшебный город». Образовательные области: «познавательное.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Кот Леопольд в гостях» Цель занятия: формировать представление детей о транспорте, о пра-вилах дорожного движения, о дорожных знаках. Задачи: Образовательные:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Морские чудеса» Цель: способствовать формированию познавательной компетенции старших дошкольников через расширение представлений о морских обитателях. Задачи:.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Как устроена природа» Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию тема: «Как устроена природа» подготовительная к школе группа.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ксения Губанова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Архитектура Тюмени»
Опубликовано: 8 января 2016 в 20:46
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД