Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Русская изба»

Вика Лаптева
Конспект образовательной деятельности по краеведению «Русская изба»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14г. Липецка

Конспект образовательной деятельности

по краеведению «Русская изба

Подготовила: воспитатель

Лаптева В. И.

Публикация «Конспект образовательной деятельности по краеведению „Русская изба“» размещена в разделах

Цель: Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

Обучающие:

-познакомить детей с оберегами старины;

-учить детей лепить подкову, закреплять приемы лепки: скатывание, приплющивание, заглаживание.

Развивающие:

-развивать речь детей, активизировать её словами: русская печь, чугунок, горшочек, ухват, коврик, коромысло, самовар, колыбелька, обереги.

-развивать интерес к старинным играм, и забавам.

-развивать мелкую моторику пальцев рук, творческие способности у детей.

Воспитывающие:

-воспитывать интерес и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Воспитатель: - Ребята, я сегодня вам предлагаю

заглянуть в прошлое, а вы помните,

как приветствовали друг друга в старину?

(поклоном)

Давайте и мы по приветствуем своих гостей. Здравствуйте, люди добрые!

(Дети приветствуют гостей)

Но для того, чтобы оказаться в прошлом,

мы закроем глазки и скажем:

Влево, вправо повернись,

В прошлом веке очутись.

(Отодвигается ширма.)

Давным-давно на Руси люди строили себе

жилища из бревен. Такие дома называли избами.

Ребята, давайте расскажем нашим гостям

о внутреннем убранстве избы, с предметами обихода.

Воспитатель: —И жила в ней большая семья.

Посмотрите внимательно в нашей

русской избе есть предметы быта,

которые служили русскому народу.

Мы сейчас их будем находить с помощью загадок.

Зимой нет, теплей,

Летом нет, холодней (печь).

Дети: Вот печка, она обогревает избу.

В ней пекут хлеб, готовят еду.

На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды.

Здесь можно спать. Для этого на печи специальная лежанка.

Воспитатель: -А как вы думаете, чем топят печь?

Дети: дровами.

Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк

Кашу сварит. (чугунок).

Как вы думаете, зачем он нужен?

Дети: В чугунке варили кашу, щи.

Рогат, да не бык, хватает да не ест.

Людям отдает, а сам на отдых идет. (Ухват).

Дети: В печке горячо, руками чугун не поставишь,

и для этого предназначен ухват.

Воспитатель: Ножек четыре, шляпа одна,

нужен, коль станет обедать семья. (Стол)

Воспитатель: Обратите внимание на стол.

Почему стол такой большой,

как вы думаете? (Дети отвечают).

-Да, правильно потому что в прошлом

в старину семьи были большие.

Рассаживались за стол на лавки.

-Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).

— На лавках сидели во время обеда,

а ночью на лавках спали,

так как места всем в избе не хватало.

Выпускает жаркий пар

Древний чайник. (самовар).

Правильно, самовар в котором

кипятили воду на чай.

И всей семьей пили чай.

Будь то суп или картошка,

Для обеда нужна. (Ложка).

Дети: Если есть деревянной ложкой,

пища становится ароматнее и вкуснее.

Кушая деревянной ложкой, никогда

не обожжешься. По форме деревянная

ложка глубокая, потому что на Руси

основным были щи и каша.

Ложки изготавливали из липы, березы, клена.

И красива и кругла.

Иль с картинкой, иль бела.

На столе ее найду,

Положу в нее еду. (тарелка)

Тарелки в старину делали из дерева и из глины.

Он железный, как машина,

Тяжёлый, как сумка

И горячий, как огонь.

Что это?

Дети - утюг.

Воспитатель: —Предлагаю вам посмотреть утюг.

Дети: Чтобы погладить белье надо было

разогреть утюг. Для этого брали горячий уголь,

насыпали его внутрь утюга. Для засыпания

угля в утюге была открывающаяся крышка.

Утюг от угля нагревался, и им можно

было гладить белье и одежду.

Стоит терем, в тереме-то горит,

А на тереме труба стоит (керосиновая лампа)

В ёмкость лампы заливается керосин,

опускается фитиль. Другой конец фитиля

зажат в горелке.

Без рук, без ног во все стороны клонится? (люлька)

Ребята -это люлька. Она легко качается.

Ее подвешивали к потолку, укладывали

ребенка и качали.

Любил русский народ в хороводные

игры играть и веселиться. Желаете поиграть?

А игра наша называется «Игра с лентой».

(Под русскую народную музыку девочка идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая друга. Дети идут хороводом и поют.

Вышла Настя погулять,

Стала друга выбирать,

Стала друга выбирать.

Кому ленточку отдать.

(дети останавливаются).

Поклонись, поклонись,

Да за ленточку держись.

Девочка кланяется выбранному мальчику и говорит:

«Дарю тебе ленточку, потому что ты самый добрый» и т. д.

(В круг выходит мальчик искать себе подружку и дарит ей ленточку. Игра повторяется)

Воспитатель: — А еще в каждом доме

было особое место. - «Красный угол».

Этот угол назывался красным, от

слова «красивый». В «Красном углу»

стояли иконы. Считалось, что они защищают дом.

А ещё люди защищали дом

оберегами. Обереги делались своими

руками. Посмотрите, какой оберег в виде

подковы сделала я. Такой оберег не только приносит удачу, счастье, материальное благополучие,

но и защищает семью от горя,

злых людей и других неприятностей.

Ребята, я предлагаю вам сделать для

наших гостей подарки своими руками.

Но для начала нам необходимо размяться.

"Девочки и мальчики"

Наши девочки и мальчики (дети держат руки на поясе)

Ловко прыгают как мячики (прыгают)

Головой слегка качают (качают головой)

И красиво приседают (приседают)

Ручками хлопают вот так, вот так (хлопки 4 раза)

Ножками топают вот так, вот так (топают 4 раза)

Кулачки сжимают вот так. вот так (Показывают один кулачок, портом другой)

На ладошки мы подуем (Дуют поочерёдно на обе ладошки)

Наши пальчики разбудим. (Шевелят пальчиками)

А теперь проходите за столы, я расскажу,

вам как мы будем лепить подковы!

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая у

меня красивая, необычная подкова. Какого она цвета?

Дети: Желтого

Воспитатель: Правильно! А чем она украшена?

Дети: Яблоками и листиками.

Воспитатель: Какого они цвета?

Дети: Яблоки – красного, листики – зеленого.

Воспитатель: Молодцы! Для того чтобы

слепить такую подкову нам нужно тесто

разного цвета: желтое – для подковы, красное –

для яблок и зеленое – для листьев.

Воспитатель: Подковы мы будем выкладывать

на основу из картона.

Воспитатель: На каждой основе нарисована

изогнутая линия, на которую вы будете

выкладывать свои подковы (показ линии).

Воспитатель: Ну, а теперь я вам расскажу и

покажу, как мы будем лепить: Сначала берем

тесто желтого цвета (показ). И раскатываем

из него колбаску. (Показ способа раскатывания).

Затем выкладываем колбаску на основу,

строго по линии. Если колбаска

получится очень длинной, то вам нужно

будет отрезать лишнюю часть стекой.

А если, наоборот, короткой –

то раскатать и сделать длиннее.

Воспитатель: После этого прижимаем

колбаску пальцами к основе (показ).

Воспитатель: Правильно! Молодцы!

Воспитатель: Как вы думаете,

что мы будем лепить дальше?

Дети: Яблоки.

Воспитатель: Какого цвета

тесто нам для этого нужно?

Дети: Красное.

Воспитатель: А как мы будем лепить яблочки?

Дети: Скатывать шарики.

Воспитатель: Правильно!

Посмотрите и сосчитайте,

сколько яблок на моей подкове?

Дети: Три!

Воспитатель: А вы на

своей подкове можете сделать больше яблочек.

Воспитатель: А что мы будем лепить дальше?

Воспитатель: Какого цвета тесто нам нужно?

Дети: Зеленое.

Воспитатель: Я беру зеленое

тесто и отщипываю от него небольшой кусочек.

Затем скатываю из него овал и прищипываю

один конец листика большим и указательным пальцами.

Воспитатель: А для того, чтобы наши яблочки

и листочки крепко держались на подкове,

мы должны приложить их к влажной тряпочке. (Показ педагога)

Воспитатель: Готова наша подкова?

Воспитатель: Ой, какие красивые

подковы у вас получились!

Такие подковы обязательно привлекут в дом счастье.

Подарите их нашим гостям.

Дети дарят подковы.

Чем мы сегодня занимались? Понравилось ли вам наше путешествие? Вы все молодцы, давайте скажем до свидания нашим гостям.

Ход мероприятия может меняться от желания детей.

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Русская береза — символ Родины моей!» Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Задачи: • образовательные:.

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в старшей группе «Русская матрешка» Программное содержание: Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой. Образовательные.

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни»Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Русская изба. Ставни» Цель: Формирование представлений о русской избе. Задачи: -Продолжать знакомить детей с русской деревней, устройством крестьянского дома.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба»Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Русская изба» Цель: Сохранение духовно – нравственного здоровья детей; приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры; стремление.

Конспект непосредственно образовательной интегрированной деятельности «Наша русская матрешка» Цель: заложить основы нравственно-патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста через представление о русской матрешке,.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «Морские чудеса»Конспект непосредственной образовательной деятельности по краеведению в старшей группе «Морские чудеса» Цель: Расширять представления детей о Черном море и его обитателях. Задачи: Образовательные: Продолжать знакомить детей с легендами о.

Конспект НОД по ИЗО «Русская изба»Конспект НОД по ИЗО «Русская изба» Конспект НОД по изо "Русская изба" Цель: знакомство дошкольников с условиями жизни и бытом русского народа. Задачи: Образовательные  .

Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка»Конспект образовательной деятельности по краеведению «Народные мастера липецкого края — романовская игрушка» Цель: Знакомство с промыслами Липецкого края. Задачи: Закрепить представления о разнообразии романовской игрушки; Формировать умение лепить.

Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент»Конспект образовательной деятельности по краеведению в средней группе «Свистулька — народный музыкальный инструмент» Цель: продолжать формировать интерес к музыкальному народному творчеству липецкого края. Задачи:-воспитывать чувство гордости за земляков-народных.

Музейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практикеМузейная педагогика в детском саду. Использование пространства музея «Русская изба» в образовательной практике Музейная педагогика играет большую роль в приобщении детей к воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект образовательной деятельности по краеведению «Русская изба» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Вика Лаптева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности по краеведению «Русская изба»
Опубликовано: 6 апреля 2023 в 15:53
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД