Лучший педагог года

Конспект образовательной деятельности «Мой русский, мой родной язык»

Ольга Ляхова
Конспект образовательной деятельности «Мой русский, мой родной язык»

Конспект ОД в подготовительной к школе группе

«Мой русский, мой родной язык».

Подготовила воспитатель МДОУ

Новоспасский детский сад №6

Ляхова Ольга Николаевна.

Цель: Познакомить детей с «Международным днем родного языка», дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным.

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Мой русский, мой родной язык“» размещена в разделах

Задачи: ОО «Познавательное развитие» : дать понятие, что такое родной язык и почему его называют родным, знать и называть национальности народов России и языки, на которых они говорят, учить отгадывать ребусы и загадки, развивать мышление;

ОО «Социально-коммуникативное развитие» : развивать у детей любознательность и интерес к языкам, воспитать уважение и любовь к родному языку; воспитывать патриотическое чувство к Родине;

ОО «Развитие речи» : учить произносить слова и звуки чётко, правильно строить предложения, закрепить умение подбирать к словам антонимы, обобщающие слова и понятия, знания о многозначности слов;

ОО «Художественно-эстетическое развитие» : развивать у детей эстетическое восприятие музыкальных произведений, развивать умение понимать красоту русского языка в народных песнях;

ОО «Физическое развитие» : учить согласовывать песенный текст игры с движениями, развивать двигательные навыки.

Предварительная работа: Чтение и заучивание стихов о Родине: К. Ушинский «Наше Отечество». С. Маршак «Урок родного языка» В. Степанов «Что мы Родиной зовём?», «Герб России», «Флаг России»

Материал: ленточка для игры, набор картинок «Многозначность слов в русском языке», дидактический материал «Антонимы», карта мира, глобус.

Ход ОД.

Звучит музыка (Г. Гоубе «Моя Россия»).

Воспитатель: Дети, посмотрите, сегодня на занятие я принесла вам очень важный и нужный предмет. Что это? (Глобус)

-А что такое глобус? / маленькая модель земного шара /

-Глобус окрашен разными цветами. Какой цвет что означает?

(голубой – моря и океаны, зеленый – леса и равнины, желтый, коричневый – горы и пустыни.) На глобусе мы можем увидеть расположение разных стран.

-Дети, а где ещё мы можем рассмотреть разные страны? (На карте)

Воспитатель: Да, на карте. Давайте подойдём к ней. Дети, в какой стране мы с вами живём? Кто может показать, где изображена Россия? Это - наша Россия.

В разных странах живут разные народы. И говорят они на разных языках.

-Как вы думаете, на каком языке говорят во Франции? (на французском)

-А в Англии? (на английском)

- В Белоруссии (на белорусском)

-На Украине? (на украинском)

-Мы живём с вами в России! Какой язык для нас родной (русский)

Воспитатель: Как вы понимаете, что такое родной язык? (На русском языке говорят наши близкие, родные люди : мама, папа, бабушка, дедушка и т. д.)

21 февраля в странах мира отмечается Международный день родного языка. Он был учреждён в 1999 году. Обычно первый язык, на котором учится говорить человек - родной язык. В мире много языков у каждого народа – свой. На нем говорят, пишут письма, стихи, поют песни. Это – родной язык. Нас учили говорить на нём родные люди, на нём мы думаем. Правильно говорить и писать на родном языке значит уметь размышлять и выражать свои мысли. Поэтому родной язык надо знать и беречь

Воспитатель: (читает стихотворение)

Как он велик и необъятен,

Язык мой русский! Он родной,

Со всех сторон он мне приятен.

Он так могуч, такой живой!

О, как чудны его творенья,

Правописанье, говоренье!

Я с ним, как с воздухом, живу.

Без языка родного, мудрого

Ни дня прожить я не могу!

Со мной он всюду и везде,

Поможет в счастье и в беде.

Мой русский, мой родной язык,

Ты необъятен и велик!

Дети читают стихи:

1-й ребёнок.

Нет на свете Родины красивей –

Боевой страны богатырей.

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей.

2-й ребёнок

Кремлевские звезды

Над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины

Нет!

Воспитатель: Русский язык богат и необычайно красив. Мы с вами говорим на русском языке. В нем есть много слов, красивых оборотов, крылатых выражений, с помощью которых мы придумываем рассказы, сочиняем сказки, стихи и общаемся друг с другом.

-А сейчас я хочу вам показать, как интересен и разнообразен наш язык. Воспитатель читает стихотворение С. Баруздина.

Слова бывают разные

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

Твердые и мягкие.

Слова бывают смелые

Упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом.

Поиграем в игру “Многозначные слова”

1. «Многозначные слова» - найти пару и объяснить свой выбор.

Коса – прическа у девочки, коса – косить траву,

ключ - от двери, ключ-родник,

лук-растение, лук-оружие,

набор- инструменты, набор - конфеты,

побег- убежать, побег- молодая поросль,

норка-животное, норка- углубление в земле,

кисть - часть руки, кисть –рисование,

ласка-нежность, ласка-зверек.

2. Дидактическая игра «Скажи наоборот».(«Антонимы» картинный дидактический материал)

Далеко - … кислый -…., добрый -, дождь -,

стекло -, толстый -, лежать -, солнце - ,

узкий-, молодой -, камень -, холодно -,

короткий -, большой -, чистюля -, быстрый -,

высокий -, пушистый -, прямая -, черный -,

правда -, зима -, сытый -, острый -,

вход -, низ -, грязно -, смелость -,

широко -, вправо - …., горький - … жара -, день -,

Физминутка. Игра «Заря-зарница» (русская народная игра).

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря-зарница,

Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты голубые,

Кольца обвитые –

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Воспитатель: В нашей стране самое большое количество разных национальностей Язык каждого народа самобытен и уникален, он отражает культуру и традиции народа. В древние времена, когда русские люди не знали букв (т. е. их еще не придумали, а поэтому не могли писать, они передавали из уст в уста то, что сочиняли самые талантливые из них. Бабушка рассказывала сказку внучке, внучка вырастала и рассказывала ее своей дочке, а та – своей. В древние времена губы называли устами, поэтому народное творчество и называется устным. К устному творчеству относятся: сказки, песни, потешки, прибаутки, загадки, пословицы, колыбельные.

3. Поиграем с вами в игру «Продолжи пословицу».

Я говорю начало пословицы, а вы ее продолжаете

• Поспешишь — …. людей насмешишь.

• Что посеешь, … то и пожнешь.

• Без труда … не выловишь и рыбку из пруда.

• Семь раз отмерь, … один отрежь.

• Глаза боятся, … а руки делают.

• С кем поведешься … от того и наберешься.

4. Загадки:

Русской речи государь

По прозванию …

(словарь)

Всему название дано-

И зверю, и предмету,

Вещей вокруг полным- полно,

А безымянных – нету!

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами, -

И всё, что в памяти у нас,-

Означен….

(словами)

На снежном склоне

Чёрные кони.

Стоят в ряд,

С нами говорят.

Тридцать три сестрички

Ростом невелички.

Если знаешь их секрет,

То на всё найдешь ответ.

(буквы)

5. Игровое упражнение «Назови, одним словом».

- телевизор, утюг, пылесос, холодильник

- комар, божья коровка, жук, стрекоза

- брусника, земляника, клюква, черника

- самолет, вертолет, ракета, спутник

- щука, карась, стерлядь, судак

- март, апрель, май

- Чуковский, Маршак, Барто, Пушкин

- сандалии, сапоги, кроссовки, калоши

- утро, день, вечер, ночь

- брюки, пиджак, блузка, куртка

- осень, зима, весна, лето

- панамка, шляпа, косынка, кепка

- футболка, шорты, платье, пальто

- Карлсон, Шапокляк, Баба – Яга, Винни-пух

Стол, стул, диван – ….

Корабль, лодка, яхта –….

Яблоко, груша, банан –….

Сосна, береза, дуб –…

Картофель, помидор, лук –….

Подберезовик, мухомор, лисичка – ….

Курица, индюк, гусыня – …

Синица, ворона, сова – ….

6. «Расшифруй слово»- - ребусы

7. Поясните, что значит выражение (с опорой на картинку) :

водить за нос, …. не в своей тарелке…. делать из мухи слона….

чесать язык…. строить глаза… прикусить язык…

клевать носом…. точить зубы…. развешивать уши….

8. «Сказочная перестрелка».

Будут задаваться вопросы, и 3 предполагаемых ответа. Вы должны будете выбрать правильный ответ.

-Почему уснула Спящая Красавица? Она поцеловала жабу… Она съела отравленный фрукт…. Она уколола пальчик о веретено….

-Что продал Буратино, чтобы попасть в театр?

Азбуку…. Нарисованный очаг…. Артемона….

-Во что превратилась карета Золушки в полночь?

В аквариум…. В спортивную машину…. В тыкву….

-Как мышка разбила золотое яичко?

Ударив лапой…. Махнув хвостом…. Использовала прием кун-фу…

-Что попросил старик у золотой рыбки?

Квартиру…. Корыто…. Моторную лодку….

-Кто пришел в дом к трём медведям?

Четвертый медведь….Управдом… Машенька

-Кем на самом деле был гадкий утенок? Курицей… Лебедем…. Орлом….

-Что нашла лиса по дороге? Скакалочку…. Салочку…. Мочалочку….

Воспитатель: Знакомство с людьми, говорящими на других языках, дает возможность узнать о наших различиях, способно рассеять страхи перед миром, сделать мышление более свободным. Если человек знает и говорит лишь на одном языке, часть мозга развивается меньше, теряются и не могут раскрыться в полную силу многие творческие способности. Поэтому изучать другие языки очень полезно и необходимо.

Воспитатель - Знать другие языки полезно и похвально,

Но родной язык беречь нужно изначально,

Чистоту его блюсти с самого рожденья,

На родном мы языке читаем поздравленья.

Дети читают стихи – поздравления

Ребёнок 2. День родного языка,

Отмечает вся земля,

В этот день мы всем желаем,

Мира, радости, добра.

Ребёнок 3. Умеешь говорить — ты человек,

Еще важнее думать научиться.

Язык отцов всегда родной навек,

Сегодня ему надо поклониться.

Ребёнок 4. Родной язык — народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза, сказки и преданья,

Все мило нам на языке родном!

Воспитатель: На нашей планете живут люди с разным цветом кожи, с разной историей, разными обычаями и традициями, и говорят они на разных языках. Каждый народ бережёт свой язык, свою речь – это его культура. Действительно, все языки прекрасны, каждый язык красивый. Не забывайте, любите свой родной язык, берегите его, гордитесь им!

Живите дружно в мире и согласии с детьми разных национальностей!

Дети разных наций весело живут,

друг друга очень любят, в обиду не дают.

Ведь, правда, друзья, хорошо на планете,

когда на планете дружат все дети?

Давайте за руки друг друга возьмем,

и потанцуем на шаре земном!

Общий танец Барбариков про дружбу.

Публикации по теме:

«Наша Родина — Россия, наш язык — русский». Конспект ООД с детьми среднего возраста Цель: Показать детям красоту, богатство русского языка. Задачи: - воспитывать любовь к своей Родине, городу, в котором живут, - Закреплять.

Фотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группыФотоотчет «Родной язык, дружи со мной» с детьми подготовительной группы Фотоотчет "Родной язык, дружи со мной" с детьми подготовительной группы Хакасский язык – это бесценное богатство, дарованное нам с рождения,.

Интегрированный урок «Русский язык и психология» в 6 классе ТЕМА: «Настроение души. Урок развития речи» ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (РУССКИЙ ЯЗЫК И ПСИХОЛОГИЯ) Цель урока: продолжить знакомство с типами.

Доклад «Как сохранить родной язык в современном мире» «Язык – душа народа. Долг каждой нации – сохранить свой язык, долг каждого человека – серьезно и свято относиться к своему родному языку».

Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев»Конспект беседы «Русский воин. Русский поэт. Русский человек — Игорь Григорьев» Игорь Григорьев – явление уникальное в нашем литературном мире. Если говорить о его творчестве, то у поэта было две основные темы: любовь.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности «Мой родной город» Цель: * Формирование элементарного представления воспитанников о малой Родине Задачи: * Формировать патриотические чувства. * Знакомить.

Консультация для воспитателей «Родной язык — «удивительный педагог» Консультация для воспитателей «Родной язык – «удивительный педагог» Уважаемые педагоги! Предлагаю вашему вниманию данную работу, и надеюсь.

Проект «Имена прилагательные в сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» в рамках предмета «Русский язык» в 4 классе «Русский язык - это прежде всего Пушкин — нерушимый причал русского языка». Л. Н. Толстой. Цель проекта: найти в тексте «Сказка о рыбаке.

Презентация для 2 класса «Русский язык. Повторение» В презентации представлены материалы для повторения таких правил, как: 1)Правильное написание имен собственных, 2)Правила переноса слов,.

Сценарий праздника «Родной язык всегда останется родным» Цель: вызвать интерес детей к изучению и сохранению родного языка. Задачи: способствовать развитию у детей интереса к мокшанскому языку,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект образовательной деятельности «Мой русский, мой родной язык» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Ляхова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Мой русский, мой родной язык»
Опубликовано: 6 февраля 2022 в 18:55
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД