Папки-передвижки

Конспект образовательной деятельности «Как на Руси весну встречали. Изготовление обрядовой куклы «Птица-радость»

Карнаухова Елена Сергеевна
Конспект образовательной деятельности «Как на Руси весну встречали. Изготовление обрядовой куклы «Птица-радость»

Тема: «Как на Руси весну встречали. Закличка весны. Изготовление обрядовой куклы «Птица- радость».

Интеграция образовательных областей :

Познание, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Цель: Знакомство детей с русскими народными традициями и обрядами и с народной куклой «Птица- радость».

Задачи:

Образовательные :

1. Формировать представления детей о народных традициях, фольклоре.

Публикация «Конспект образовательной деятельности „Как на Руси весну встречали, Изготовление обрядовой куклы „Птица-радость“» размещена в разделах

2. Совершенствовать навык составления сложноподчинённых предложений. 3. Приобщать детей к русской народной культуре, традициям и обрядам. Расширить представление о народных игрушках.

4. Учить изготавливать обрядовую куклу «Птица –радость».

Развивающие:

1. Способствовать развитию связной речи при составлении описательных предложений, чтении стихотворений.

2. Развивать мелкую моторику рук, эстетический вкус.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.

2. Способствовать созданию дружелюбного отношения к сверстникам в процессе совместной конструктивной деятельности.

Предварительная работа:

1. Проведение бесед о весне.

2. Разучивание загадок, закличек, народных примет.

Оборудование и материалы:

Листочки с загадками, обруч с лентами, колокольчик, заготовка для изготовления

куклы, разноцветные ленты.

Словарная работа:

Закличка, веснянка, зазывать, травушка, земелюшка, былиночка.

Ход занятия:

Дети входят в группу под народную музыку хороводом. Мальчики в кушаках, девочки в лентах на голове.

Воспитатель (Одет в русский костюм).

Сегодня мы будем весну зазывать,

весну встречать, да величать!

На Руси весну зазывали специальной песенкой закличкой -веснянкой. Будем кликать весну?

Дети : Да!

Воспитатель:

Идёт матушка-весна, отворяй ворота. Первый март пришёл- всех детей привел; а за ним апрель отворил окно и дверь; а уж как пришел май, сколько хочешь гуляй.

Ребята, пойдём на весенний луг! Хорошо в эту пору там: солнышко ласковое светит, бабочки порхают, птицы заливаются звонкими голосами!

В ручеёк становись

Да покрепче держись.

Снег лежал- лежал,

Да ручьём побежал!

(Дети кладут руки на плечи друг друга, образуя ручеек. Двигаются по группе, затем выстраиваются вокруг лежащих на полу снежинок).

Воспитатель:

Ой, что это? Хотела вам весну показать, а здесь на поляне ещё зима хозяйничает. Ребята, негоже молчать, надо весну закликать!

Дети:

Приди весна, с радостью!

С великой милостью! (выполняют земной поклон)

Со льном высоким! (поднимают руки вверх)

С корнем глубоким! (приседают, опустив руки)

С колосом сильным! (Встают, поднимают руки с разжатыми пальцами)

Хлебом обильным! (Руками держат каравай)

Воспитатель:

Снег нам кто поможет растопить? Давайте солнышко позовём!

Солнышко, покажись (Один ребенок, хлопая в ладоши)

Дети (хором подхватывают) :

Ясное, снарядись!

Выйди поскорее,

Будь к нам подобрее,

Сядь на пенек,

Посвети денек!

(Воспитатель выкладывает на центр круга желтый обруч с намотанными на него желтыми лентами).

Воспитатель: Здравствуй солнышко- золотое донышко

Яркое, как (Дети добавляют свои варианты ответов).

Ласковое, как.

Круглое, как…

Жёлтое, как…

Золотое, как…

Горячее,как…

(Каждый ребенок после ответа подходит к обручу и разворачивает ленту. В итоге на полу оказывается солнце).

Воспитатель: Молодцы, хорошо и громко солнышко зазывали, вот оно и услышало. Теперь быстро весь снег растопит. А мы солнцу поможем, загадки отгадаем (Загадки на снежинках. По мере отгадывания, снежинки «тают»).

Я раскрываю почки

В зеленые листочки.

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня.

(Весна)

Бегу я, как по лесенке,

По камушкам звеня.

Издалека по песенке

Узнаете меня.

(Ручей)

Солнце пригревает,

Лед на речке треснул.

Речка зашумела,

Льдины подгоняет.

Как это явление

Весною называют?

(Ледоход)

Появился из-под снега,

Увидал кусочек неба.

Самый первый,

Самый нежный,

Чистый маленький.

(Подснежник)

Я всегда со светом дружен,

Если солнышко в окне,

Я от зеркала, от лужи

Пробегаю по стене.

(Солнечный зайчик)

Здесь на ветке чей-то дом

Ни дверей в нем, ни окон,

Но птенцам там жить тепло.

Дом такой зовут.

(Гнездо).

Воспитатель: Вот и растаял последний снег. И на земле травка показалась:

Физминутка «Травушка».

-Уж ты травушка- трава, (Дети сидят на корточках).

Где ты, травушка, жила.

-Под земелюшкой- малым зёрнышком (На корточках, руки в кулаках).

Над земелюшкой - тонкой былиночкой (Медленно подняться, руки вверх).

На былиночке -алым цветиком, (Руки развести в стороны).

Меня ветер качал, (Раскачиваться вправо- влево).

меня дождик поливал (Хлопать в ладоши)

Лапоток топтал. (Топать ногами в такт стиха).

Воспитатель: В старину люди много работали на земле, наблюдали за природой и погодой. Потому и существует много разных поверий- примет о весне. Ты по кочкам шагай, да приметы называй!

Дети (называя, проходят по кочкам к столам).

1. Весной рано затает – долго не растает.

2. Длинные сосульки – к долгой весне.

3. Если ворона купается ранней весной – к теплу.

4. Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.

5. Поверхность снега шершавая – к урожаю, гладкая – к неурожаю.

6. Чем сильней первый удар грома по весне, тем лучше будет урожай.

7. Дружная весна – жди большой воды.

8. Увидел скворца – знай: весна у крыльца.

9. Апрель с водой – май с травой.

10. Снег скоро тает – к мокрому лету.

Воспитатель: А ещё считалось, что если птице домой прилетели- значит настоящая весна пришла и холода по- настоящему отступили. Потому-то и появился обычай- птиц звать –закликать. И в помощницу себе люди делали специальную куклу : «Птица –радость».А на её одежду, на голову из лент завязывали маленьких птичек. Потом шли с этой куклой на открытое место и звали птиц. Давайте и мы нашу «Птицу- радость» украсим птичками из лент

(Дети завязывают предварительно подготовленные маленькие ленточки на специально пришитые к кукле ремешки. На голову куклы специально завязывают платок).

Когда кукла готова, дети и воспитатель хором закликают:

Жаворонушки!

Прилетите к нам! (подняв руки, манят кистями)

Принесите нам

Весну красную (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь в право)

Лето теплое! (раскрывают, закрывают руки, поворачиваясь влево)

Нам Зима надоела! (делают притоп на слог «ма»)

Весь хлеб переела! (делают притоп на слово «Хлеб»)

Звучит запись голосов птиц. Воспитатель достаёт из-за окна фигурку птицы с запиской в клюве :

«Спасибо ребята, хорошо потрудились. Мы поняли, что вы ждали весну, любите ее и все знаете о ней. А сюрприз ищите у себя в зале, а поможет вам волшебныйколокольчик. Будет тихо звучать там не надо искать, будет громко он звучать -значит надо там искать».

Дети находят сундучок с угощением.

Публикации по теме:

«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт«Как в старину на Руси весну кликали». Фотоотчёт В нашем детском саду, по традиции, каждый год, весной, отмечают праздник встречи птиц, встречи весны! На Руси этот праздник отмечали.

«Встречаем весну». Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе. Доминирующая образовательная.

Фотоотчет «Как мы Масленицу провожали, весну встречали»Фотоотчет «Как мы Масленицу провожали, весну встречали» Сегодня я подготовила для вас фоторепортаж с места события, а событие это проходило на городской площади нашего небольшого города Семикаракорска.

Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость»Изготовление русской народной тряпичной куклы «Птица Радость» (пополнение коллекции). Русская народная кукла «Птица Радость», участвовала в обряде «Закликания весны». Считается, что эта кукла поворачивает.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «К нам весна пришла, радость принесла»Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «К нам весна пришла, радость принесла» Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию «К нам весна пришла, радость принесла» Цель. Закрепить у детей знания.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе совместно с родителями «Путешествие в прошлое куклы» Ход непосредственно образовательной деятельности. 1. Организационный момент. Воспитатель: Ребята в нашу группу пришло письмо, оно адресовано.

Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума»Конспект непосредственной образовательной деятельности «Изготовление флорариума» Флорариум своими рукамиЦель: -познакомить детей с понятием- флорариум, рассказать о истории возникновения и их видах. -воспитать бережное.

Конспект организованной образовательной деятельности «Птицы прилетели — весну принесли» в подготовительной группеКонспект организованной образовательной деятельности «Птицы прилетели — весну принесли» в подготовительной группе Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Птицы прилетели - весну принесли» Задачи: Развивающие:.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы»Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Широкая Масленица. Изготовление куклы-масленицы» Цель: развитие творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной.

Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми с ЗПР «Испечем печенье для куклы»Конспект открытой организованной образовательной деятельности с детьми с ЗПР «Испечем печенье для куклы» ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «Мытищинский специализированный дом ребенка для детей с органическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной деятельности «Как на Руси весну встречали. Изготовление обрядовой куклы «Птица-радость»
Опубликовано: 3 февраля 2021 в 15:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД