Папки-передвижки

Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы»

елена теплоухова
Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы»

Тема : «Этот удивительный мир - горы».

Подготовила воспитатель Теплоухова Е. А. Тюмень.

Цель: формирование у детей первоначального представления об образовании гор и их внутреннем содержании.

Задачи:

-познакомить детей с образованием гор (движением земной коры и вулканическим происхождением), с существованием разных ландшафтов – равнин и гор.

-развивать у детей любознательность, интерес к природным ресурсам.

-расширять и обогащать кругозор и словарный запас.

- воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.

Ход занятия :

Воспитатель:

Публикация «Конспект НОД „Этот удивительный мир — горы“» размещена в разделах

Я люблю, когда при встрече

Мы знакомым и родным.

С добрым утром говорим.

Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.

И отгадайте загадку.

На ноге стоит одной,

Крутит, вертит головой,

Нам показывает страны,

Горы, реки, океаны.

Что это? (Глобус).

- Почему глобус окрашен разными цветами? Что они обозначают?

(синий – моря и реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни коричневый – это горы). Чем выше горы, тем темнее оттенок краски.

- Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).

-Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)

Воспитатель:

Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью. Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Между ними лежат горные долины, где и поселяются люди. На земном шаре горы занимают около 40% суши.

Дети садятся за столы. Показ презентации.

Воспитатель:

-Ребята мы с вами живем в очень большой стране, как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Давайте посмотрим на карту России и узнаем какие горы есть в нашей стране. (подходят к карте)

Кавказские, Алтайские, Саяны, Гималаи Уральские.

- Многие из вас бывали в городе Екатеринбург! Это совсем рядом с Тюменью, вот там и начинаются Уральские горы! Если посмотреть на карту, то они как бы делят нашу страну на две части. Давайте найдем их на карте.

Горы, выстроившись в ряд,

Как богатыри, стоят.

На них шлемы ледяные,

Горы мощные, седые.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый сверток я нашла сегодня у входа в группу. Что же там интересно лежит?

Воспитатель: - Давайте посмотрим. /Разворачиваем, находим ткань. /

Воспитатель: - Что-то мне эта ткань напоминает. А давайте представим, что перед нами участок земли. Можно назвать такое место ровным?

Дети: - Да.

Воспитатель: - Оно так и называется – равнина.

Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)

(Включить музыкальное сопровождение)

-Давайте приведем в движение «земную поверхность». (Дети выполняют движения с тканью).

-Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, на ней появляются глубокие складки.

- Земная поверхность ни минуты не находится в покое. Она, то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины холмы и возвышенности. На это уходит очень много времени! Теперь, ребята, поставьте под ткань призмы. Рассмотрим вновь наш макет. Ровная ли у него поверхность?

Дети: - Нет.

Воспитатель: - На нем появились горы. Давайте дополним наш макет, снежные вершины,реки, озера.

А как еще могут образовываться горы?

Если затрудняются ответить загадать загадку:

Ото сна гора проснулась,

Забурлила, закипела.

И из шапки вверх взметнулось

Много дыма, сажи, пепла.

Лаву льёт, как мёд, густую.

Как назвать гору такую?

Дети: Вулкан.

Воспитатель: У нас в лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим).

Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, ничего не брать в рот)

Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:

1. Какой формы вулкан?

2. На что он похож?

3. На что похожа его верхняя часть?

Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.

Воспитатель: Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер - огромная яма, а внутри находится жерло дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.

Пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то он начинает извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух.

Натрудившись, наработавшись, вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит.

Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.

Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?

Дети: да, хотим!

Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта. Дети рассматривают схему проведения опыта.

Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"

Дети засыпают внутрь соду добавляют жидкость для мытья посуды, красную гуашь, уксус добавляет воспитатель т. к. опасен. (Включить звуковое сопровождение)

Воспитатель: что вы наблюдаете?

Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность.

Воспитатель: Остывшая лава и пепел вулкана превращаются в камень который можно встретить у многих из вас в ванной комнате, это пемза (показать камень, рассмотреть).

В нашей стране извержение вулкана можно увидеть на Камчатке и Курильских островах (Показать на карте.)

(Садимся на ковер)

Рассматриваем иллюстрации каменного века.

Первым жилищем людей были пещеры, первые орудия труда, орудия для охоты, человек делал из камня, даже название дали в истории этому времени «Каменный век».

Показать спички и два камня (кремний) .

- Как вы думаете,ребята, что может быть общего у этих предметов?

(Рассмотреть иллюстрации)

-Давайте мы с вами как первобытные люди попробуем получить огонь с помощью камня!

(мальчики, пробуют)

-Даже огонь, люди добывали с помощью камней.

Воспитатель:

Ребята, горы еще называют «Кладовой мира» как вы думаете, почему?

Да, потому что в их недрах находятся несметные богатства.

Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой!

У каждого народа есть свой мир сказочных героев – хранителей недр. У жителей Японии –это чудовищный паук, живущий глубоко под землей. В Монголии верят, что в недрах земли хозяйничают дикие свиньи, в Индии подземными сокровищами распоряжался крот-великан, в европейских странах гномы и тролли. Но самая красивая хранительница подземного царства живет в русских преданиях. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, живущей в Уральских горах – самом сердце России. Мы с вами о ней недавно читали! Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, в кокошнике с драгоценными камнями. Зеленый цвет малахита в особом почете у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришелся ей по нраву. Значит, добр, честен и чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Могла в горы заманить, а назад дороги не указать. Могла и в пещере завалить камнями.

Но в нашем детском саду и дети, и взрослые добрые, отзывчивые и работящие. Поэтому и сама Хозяйка Медной горы уже не один день гостит в нашем музее. А заодно и представляет коллекцию самоцветов. Давайте ее рассмотрим и полюбуемся богатствами наших Уральских гор!

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать почему камни разноцветные?

Исследование «Почему камни бывают разноцветными».

Дети садятся за столы.

Давайте мы с вами будем в роли самой матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов. (Включить муз. сопровождение)

Возьмите 2-3 кусочка пластилина разного цвета, скатайте их в шарики и поставьте их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один.» (можно скатать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком).

А теперь, стекой разрежьте пластилин пополам! Что получилось? (полюбоваться на полосатые срезы). У всех получилось по разному!

Вот так по-разному бывает и в природе. Где-то подземные процессы идут сильнее, а где-то – слабее. Отложите свои образцы.

Физ. минутка:

По дорожке мы пошли, много камешков нашли.

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,

Присели, собрали, дальше пошли.

Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,

А под горку пошли — белых камешков нашли,

С собой все их принесли.

Воспитатель: -В природе есть камни более твердые, а есть – более мягкие. Возьмите зернышки риса, попробуйте их сжать или сломать, а пластилин?

-Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и. «заварилась» вот такая «каша» : смешайте кусочки пластилина с крупой. Что получилось?

-Давайте найдем в музее камни, образовавшиеся первым способом. Назвать их.

Предлагаю детям найти в музее камни с отчетливо видными вкраплениями.

Прочитали название –Гранит.

-Да, ребята это гранит – горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида.

Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называют профессию людей, которые ищут и изучают полезные ископаемые, камни?

Дети: Геологи

Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, человеком из её каменной оболочки.

Полезные – потому что служат человеку, то есть, по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь

- А теперь ребята,подумайте и скажите,где вы видели или встречали как человек использует камни?

Что вы видите на этой иллюстрации? Узнали это место?

Дети : Набережная Тюмени.

Воспитатель : А на этой иллюстрации?

Дети : Красная площадь.

Воспитатель: Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камень - гранит.

В городе Санкт –Петербург вход в Зимний дворец украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого гранита, стоящие на постаментах.

Вот сколько интересного мы узнали сегодня про горы и камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро, входов в здания, украшения постаментов памятников, третьи отапливают помещения, помогают вырабатывать электричество. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них изготавливали украшения. В нашем музее они тоже есть.

Итог: Ребята, сегодня мы только на чуточку приоткрыли «кладовую земли».Что вам запомнилось и понравилось больше?

- Как образуются горы?

-Первое каменное жилище человека (Пещера)

-Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)

-Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)

-Из какого камня сделана набережная в Тюмени?

-Как звали хранительницу горных богатств на Урале?

-Из какого камня была сделана известная шкатулка в уральских сказах П. П. Бажова? (Малахит)

Да, на нашей планете Земля есть и горы и вулканы, они являются ровесниками нашей планеты, им столько же миллионов лет как ей! Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами и мы должны научиться благодарить ее, беречь и разумно пользоваться кладовой Земли.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Этот удивительный космос»Фотоотчёт «Этот удивительный космос» 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть:»Человек в космосе!».

Игровой макет «Этот удивительный мир»Игровой макет «Этот удивительный мир» В материале представлен игровой макет для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста. Этот макет универсален,.

Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос»Конспект НОД в старшей коррекционно-развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Конспект НОД в старшей коррекционно- развивающей группе для детей с ЗПР «Этот удивительный космос» Программное содержание: Развивать творческую.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Этот удивительный мир животных. Путешествие в зоопарк» Цель - продолжать учить детей отгадывать разные виды загадок. Задачи: -расширять представление о правилах поведения в общественных местах;.

Конспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группеКонспект познавательного занятия «Этот удивительный воздух» в средней группе Конспект познавательного занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования в средней группе «Этот удивительный воздух».

Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос»Краткосрочный проект в старше-подготовительной группе «Этот удивительный космос» .

Мастер-класс по изготовлению макета «Этот удивительный, подводный мир»Мастер-класс по изготовлению макета «Этот удивительный, подводный мир» Мастер – класс «Макет своими руками «Этот удивительный, подводный мир». Актуальность. Подводный мир – очень разнообразен, красивый, огромный,.

Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст)Конспект ООД «Этот удивительный магнит» (старший дошкольных возраст) Цель: Развивать познавательно-исследовательскую активность детей в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи: 1. Формировать.

Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа)Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Проект «Этот удивительный мир книги» (подготовительная к школе группа) Тип проекта: групповой, познавательно-творческий, художественно-речевой,.

Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир»Творческо-познавательный проект «Этот удивительный подводный мир» Наша планета хранит массу секретов и один из самых удивительных и загадочных –подводный мир. Вода хранит свои тайны, занавесы которых.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем елена теплоухова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы»
Опубликовано: 26 января 2021 в 18:30
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД