Получи документы

Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе»

Любовь Пятыгина
Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе»

Конспект НОД в старшей коррекционной группе

Тема занятия: «Мы все разные, но мы вместе»

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие

Цель: Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

Задачи:

I Развитие представлений о человеке в истории и культуре:

1. Закрепить знания детей о том, что на Южном Урале – в городе Аша живут люди разных национальностей: башкиры, татары, русские.

Публикация «Конспект НОД в старшей коррекционной группе „Мы все разные, но мы вместе“» размещена в разделах

2. Познакомить детей с историей башкирского, татарского, русского народа: место проживания, основными видами хозяйствования (скотоводство, охота, рыболовство, пчеловодство, с предметами быта (одежда, обувь, головные уборы, посуда и т. д., с традициями и обычаями разных народов.

II Речевое развитие детей:

1. Способствовать расширению словарного запаса, развивать интерес к различным жанрам литературного творчества (заклички).

III. Физическое развитие детей:

1. Поддерживать интерес к подвижным играм народов (татарских, башкирских, русских).

VI. Социально-эмоциональное развитие:

1. Развивать эмоционально - познавательный интерес детей.

2. Способствовать развитию у детей уважения и терпимости к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола и возраста.

Предварительная работа: Беседы о дружбе, народах родного края, их культуре. Чтение художественной литературы разных народов. Изобразительная деятельность - роспись орнаментов характерных народам башкир, татар, русских костюмов, кукол в национальных костюмах, посуды. Разучивание народных игр, знакомство с песнями, музыкальными инструментами, участие в народных гуляньях.

Предполагаемый результат: Дети имеют представление о народах, населяющих наш край, их культуре; интересуются новым, неизвестным в окружающем мире.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Скажите вы любите играть?

Игра на развитие эмоционального настроя «Улыбка»

Представьте себе, что вы видите перед собой красивое, яркое солнышко, которое вам улыбается. Улыбнитесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться еще радостнее. Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

Воспитатель: Сегодня наше занятие я хочу начать со стихотворения.

«Лучше нет родного края»

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель.

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля? –

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края!

(П. Воронько)

Воспитатель: А вы дети, знаете, что такое родной край? Да, это край где мы с вами живём. А кто знает, как называется наш край? Урал, уральский край (слайд 1).

«Наш край» (слайд 2).

Всё вокруг своё родное, горы, степи и леса

Рек сверканье голубое, голубые небеса.

Каждый край, нам сердцу дорог.

Дорог каждый дом родной.

С добрым утром, край родной!

(Г. Ладонщиков)

Воспитатель: Есть северный Урал (слайд 3, средний Урал (слайд 3) и Южный Урал (слайд 4). Мы с вами живём на Южном Урале. Урал – это уникальный географический регион, по которому проходит граница двух частей света – Европы и Азии. Название «Урал» по-башкирски означает — пояс. Есть башкирская сказка о великане, который носил пояс с глубокими карманами. Он прятал в них все свои богатства. Пояс был огромный. Однажды великан снял и растянул его, и пояс лег через всю землю, от холодного Карского моря на севере до песчаных берегов южного Каспийского моря. Так образовался Уральский хребет, наши Уральские горы (слайд 5).

Воспитатель: Ребята мы с вами очень счастливые люди, потому что живём в красивом городе. А как он называется? (слайд 6) «Уральской Швейцарией» называют его земляки и гости нашего города (слайд 7).

Цветет над тихой речкой яблоня, сады задумавшись стоят.

Какая Аша нарядная, как дивный сад.

Воспитатель: Наш город находится на берегу реки. Как она называется? (слайд 8, название реки происходит от татарского слова «усем», что означает «водорослевая».

Воспитатель: Ребята, вы знаете, какие народы живут в Аше? (русские, башкиры, татары, морийцы, украинцы, азербайджанцы и др.). Вот видите, сколько много разных народов проживает в нашем городе. А народа, какой национальности больше всего проживает в нашем городе?

Дети: Русских.

Воспитатель: Вот и давайте поместим карточку с изображением представителей русского народа на нашу схему, на большую ее часть (слайд 9, показ по очереди). А представителей этих двух народов поместим на другую часть нашей схемы. А вы узнали эти народы?

Дети: Да, это татары и башкиры.

Воспитатель: Вот об этих трех народностях мы сегодня и побеседуем, приготовьтесь к серьезной работе.

И русские, и татары, и башкиры поселились в нашем городе очень-очень давно. Какое место выбирали они для поселения?

Дети: Они селились на полях, у леса.

Воспитатель: (слайд 10)Почему русские старались селиться на полях?

Дети: Они занимались земледелием, выращивали хлеб.

Воспитатель: Хорошо. Чем еще занимались русские?

(Дети называют вид труда : разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод показ по очереди на слайде)

Воспитатель: А почему татары селились на полях?

Дети: Они разводили скот. Поля служили пастбищами.

Воспитатель: Чем еще занимались татары?

(Дети называют вид труда: пчеловодство, охота, сбор ягод и грибов, рыболовство - показ по очереди на слайде)

Воспитатель: А почему башкиры селились на полях? Чем они занимались?

Дети: Башкиры тоже разводили скот, охотились, рыбачили, занимались сбором ягод и грибов, пчеловодством - показ по очереди на слайде.

Воспитатель: Молодцы! А какая основная трудовая деятельность была у русских? (земледелие) А у татар и башкир? (скотоводство). Кто занимался одинаковым трудом? О труде и русские, и татары, и башкиры сложили немало пословиц и мы с вами некоторые из них учили. Кто вспомнит пословицы о труде русского народа? Татарского? Башкирского?

(Дети читают пословицы о труде)

Воспитатель: Мы немножечко устали и пора нам отдохнуть.

Физ. минутка:

Раз подняться, подтянутся, два согнуться, разогнуться

Три в ладоши – три хлопка, головою три кивка

На четыре руки шире, пять руками помахать

Шесть на стульчик сесть опять.

Воспитатель: Как трудились народы, мы узнали, а теперь давайте узнаем, как они жили и сравним. Какие дома были у русских? Дома были деревянные, сделаны из дерева (слайд 11, показ по очереди)

Воспитатель: А у татар дома были сделаны из соломы и глины. Они назывались – саманы.

Воспитатель: Башкиры летом жили в юртах, а зимой строили временные деревянные дома. Башкиры строили времянки или юрты, потому, что они постоянно переезжали с одного пастбища на другое. Кочевали.

Воспитатель: Какое убранство было внутри дома у русских? (Печь, лавки, стол, полати)

Воспитатель: А у татар? (Печь, нары, стол). Дом был разделен на мужскую и женскую половины. А у башкир, только нары. На них и спали, и ели. Дом был также разделен на две половины.

Воспитатель: Чьи дома похожи между собой по убранству? (Татар и башкир) Правильно! И татары, и башкиры, и русские не только трудились, но и любили веселиться. Давайте вспомним некоторые праздники этих народов.

Воспитатель: У всех трех народов был праздник птиц. Русский народ отмечал такой праздник - Благовещенье. Закликали жаворонков, проводили игры. Сейчас мы с вами поиграем.

Русская народная игра «Колпачок (паучок)» (выбирают водящего, который садится на корточки в центре круга. На голову водящему одевают колпак. Остальные играющие ходят вокруг него. Взявшись за руки и поют:

Колпачок, колпачок, тоненькие ножки, красные сапожки.

Мы тебя поили, мы тебя кормили, на ноги поставили, танцевать заставили.

(все бегут к центру, приподнимают водящего, ставят его на ноги и снова образуют круг. Хлопая в ладоши, поют:

Танцуй, танцуй, сколько хочешь, Выбирай, кого захочешь! (меняются местами)

Воспитатель: У татар - Грачиные каши. Этот праздник посвящен птицам, закликали птиц, ставили тарелочки с кашей для птиц. У башкир - Воронии каши или Каргатуй. (чтение детьми закличек)

Воспитатель: А какой еще был праздник только у башкир и татар? (Сабантуй – слайд 12, показ по очереди) Праздник плуга. Сабан – плуг, туй – праздник. Он проходил на большом поле (майдан). Гуляли всей деревней, селом, или аулом. Соревновались в скачках на лошадях, в бое мешками, в лазанье по столбу, в беге с ведрами и т. д. Дети играли в разные игры.

Воспитатель: А поиграем мы в башкирскую народную игру «Юрта».

Вот какой платок у меня:

Разноцветный, расписной, необычный, непростой.

Предлагаю вам, друзья, поиграть с платочком я!

Башкирская подвижная игра «Юрта».

Дети делятся на две подгруппы, каждая образует круг по углам зала. В центре каждого круга стул, на нем платок с национальным узором. Все два круга идут и напевают:

Мы веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

Под музыку идут в один общий круг, заводят хоровод. Музыка закончилась — бегут к своим стульям, берут платок, натягивают, получаются юрты.

Воспитатель: На праздники и гуляния народ всегда надевал красивую одежду, национальный костюм - это старинная одежда. Когда-то, 200 и больше лет назад так одевался народ.

Что же одевали русские? (слайд 13, показ по очереди)

Дети: Женщины – сарафан, рубаху, кокошник. Мужчины – рубаху, штаны. Девушки – сарафан, рубаху, ленту или венец.

Воспитатель: Что носили на ногах? (Летом – лапти, зимой – валенки).

Воспитатель: Что носили татары? (Женщины – юбку с оборками, рубаху, камзол, на голову калфан. Мужчины – штаны, рубаху, камзол или халат, а на голову надевали летом – тюбетейку, зимой – малахай. На ногах носили кожаные сапожки с узорами - ичиги).

Воспитатель: Что же носили башкиры (Мужчины – штаны, рубаху, камзол, халат, на голову тюбетейка. Женщины – платье однотонное, камзол, нагрудник, на голову шапочки с узорами, платки)

Воспитатель: Национальный костюм каких народов похож?

Дети: Татар и башкир.

Воспитатель: Правильно! На всех праздниках были и свои национальные кушанья (слайд 14, показ по очереди) Что было у русских?

Дети: Щи, каша, пироги с ягодами, квас.

Воспитатель: У татар какие национальные блюда были? (Балиш (пирог с мясом и картошкой или рисом, чак-чак (медовые шарики, напиток – айран (кислое молоко с водой)

Воспитатель: А у башкир? (картошка с бараниной, чак-чак, хворост, напиток – айран)

Воспитатель: Посмотрите еще раз на нашу схему (слайд 15) Труд, жилье, одежда, кушанье каких народов больше похожи?

Дети: Татар и башкир.

Воспитатель: Правильно! Традиции, культура и жизнь этих двух народов очень похожи. А вот у русского народа есть отличия в жизни, быте и культуре, но есть и много общего. И это не случайно (слайд 16). Ведь мы все жители Южного Урала. И живем рядом. И независимо, какие мы: русские или татары, башкиры - мы все многонациональная семья. Все мы – дети нашей прекрасной голубой планеты Земля! И наш Урал, наш город – кусочек этой планеты. Нам есть чем гордиться! Мы все разные, но мы вместе!

В заключение нашего занятия я хочу угостить вас национальным сладким блюдом – чак - чак.

Приложение: ЭОР «Многонациональный Урал».

Дальнейшие задания на закрепление: Викторина в слайдах «Что? Где? Когда?»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по художественному творчеству в подготовительной группе «Мы разные, но мы вместе» Цель: - Формирование представлений детей о своей стране, ее природных зонах, о многообразии народов, живущих в ней. Задачи: - Создать условия.

Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны»Конспект НОД по окружающему миру в старшей группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Конспект открытого занятия в старшей группе по теме: «Все профессии нужны, все профессии важны». Цель: Уточнить и обобщить знания детей.

Конспект НОД в старшей группе «Все профессии нужны и нам очень все важны» Цель: обобщить и активизировать знания детей о труде, профессиях. Программные задачи: Образовательные: закрепить знания о профессиях, показать.

Конспект НОД «Все профессии важны, все профессии нужны» в старшей группе Харитонова Галина Анатольевна Конспект занятия (НОД) на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны» в старшей группе Цель: развитие.

Конспект занятия во второй младшей группе «Все люди разные» Цели: - формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица (цвету глаз, волос, кожи, форме носа,.

Консультация для родителей «Все мы разные, но мы вместе» Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада нашей встрече. И сегодня мы поговорим о правах ребенка. А именно вспомним какие права имеет ребенок.

Неделя психологии в ДОУ под девизом «Все мы разные, но всё равно вместе!»Неделя психологии в ДОУ под девизом «Все мы разные, но всё равно вместе!» Всем добрый день! Я педагог -психолог. Мы с коллегами решили провести совместно неделю психологии! Я разработала конспект и на педсовете.

НОД в средней группе «Все мы разные!» Задачи: Обучающие: расширять социальные представления о человеке (мальчиках, девочках, мужчинах, женщинах, особенностях внешности. Развивающие:.

Проект в подготовительной группе «Мы разные, но мы все вместе»Проект в подготовительной группе «Мы разные, но мы все вместе» Актуальность: Проведя анкетирование среди родителей нашей группы, были сделаны выводы, что родители практически не только не придерживаются.

Тематическое планирование недели «Мы разные, мы вместе» в старшей группе ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Апрель, 1-я неделя Тема: Мы разные, мы вместе. Цель. Формирование у детей уважительного отношения к.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Любовь Пятыгина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД в старшей коррекционной группе «Мы все разные, но мы вместе»
Опубликовано: 30 сентября 2018 в 14:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД