МААМ-картинки

Конспект НОД в подготовительной группе «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Надежда Погодаева
Конспект НОД в подготовительной группе «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Надежда Погодаева

Конспект НОД в подготовительной группе

«Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»

Цель: Закрепить знания детей о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

Обучающие:

Формировать представление детей о том, кто и как выращивает, печет хлеб.

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко“» размещена в разделах

Знакомить детей со злаковыми растениями. Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения. Совершенствовать диалогическую форму речи педагога с детьми.

Развивающие:

Развивать умение поддерживать беседу, поощрять стремление высказывать свою точку зрения, активизировать словарь детей.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства, о важности и значимости их труда.

Словарная работа. Закрепить слова: злаки, хлебобулочные изделия; активизировать в речи детей слова: зерновые растения, колосья, пшеница, рожь, гречневая, овсяная, рисовая.

Материалы к занятию:

Ёмкость с землёй, посылочная коробка, хлеб, мяч для игры.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята если отгадаете загадку, то узнаете, о чем сегодня будем говорить.

Загадка:

Отгадать легко и быстро,

мягкий пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

а бывает подгорелый.

Без него плохой обед

вкусней его на свете нет. (Хлеб)

- Вы правильно отгадали. А какие слова в загадке помогли вам догадаться, что это хлеб. (Мягкий, пышный, черный, белый, подгорелый).

Хлеб - это продукт, который мы все очень любим, и он всегда есть у нас на столе. Хлеб – это дар матушки-земли. Сегодня мы поговорим об этом даре.

Воспитатель ставит в центре ёмкость с землёй.

Дети поочерёдно касаются ладонями земли и затем все вместе ей кланяются.

- Вы потрогали землю руками, какая она? (мягкая, пушистая, тёплая, сухая)

В старину наши предки, прикасаясь раскрытыми ладонями к вспаханной борозде, определяли: пора ли начинать, сев? Если от земли исходил холод, то рано, а если веет теплом, то пора. Говорили так: «Всякое семя знает своё время!» А вы знаете, когда нужно сеять пшеницу, рожь, овёс?

Овёс сей, когда берёза распускается.

Пшеницу сей, когда черёмуха зацветает.

Комары появились, сей рожь.

А ещё в старину перед началом сева мужчины мылись в баньке. Надевали чистую рубаху, выходили в поле и кланялись земле-матушке в пояс. Зачем?

(просили землю дать хороший урожай)

А как ещё можно попросить урожайного года? (календарной песенкой)

Нива золотая,

Добрая, медовая

Принеси мне хлеба,

Стебелёк до неба.

Раздаётся стук в дверь, в группу приходит почтальон Печкин

Печкин: здравствуйте, ребята! Это детский сад? Группа подготовительная? Я почтальон Печкин, принес вам посылку. Вот, получите и распишитесь.

Читаю адрес на посылке.

- Эта посылка из сказочной страны. А как вы думаете, кто бы мог её прислать? (ответы детей)

А прислала нам её Василиса Премудрая. Что же может быть в этой посылке, как вы думаете? Как это можно определить? (посмотреть, потрясти, понюхать, потрогать)

Достаю из посылки хлеб.

- Вот что здесь! Смотрите, какой хлеб. С давних пор на Руси гостей встречают хлебом- солью. Ай да Василиса премудрая! Спасибо ей.

– А из чего делают хлеб? (Из муки).

– А какая бывает мука? (Пшеничная, ржаная).

– Какой хлеб получается из пшеничной муки? (Белый).

– А из ржаной (Темный). Раньше хлеб пекли только ржаной. Люди говорили: «Ржаной хлебушко - калачу дедушка». Было время, когда кусочек ржаного хлеба стоял дороже золота. Велико было значение хлеба во время Великой Отечественной Войны. Не было зерна, и хлеб пекли из шелухи, пырея, лебеды и т. д.

– А сейчас мы с вами отправимся в путешествие и узнаем, откуда хлеб попадает к нам на стол.

Воспитатель показывает репродукцию картины «На поле» (Кустодиев).

– Куда мы попали? (На поле)

- Что мы видим (Трактор пашет землю)

– Для чего он это делает? (Чтобы земля была мягкая и пушистая. Чтобы зёрнам было уютно, и они не оставались на поверхности.)

– Землю вспахивают, а потом что делают? (С помощью машин-сеялок зёрна сажают в землю).

– А теперь представьте, что зёрна пригрело солнышко, полил дождь, и наши зёрна превратились в колосья.

Склонила тяжёлую голову рожь.

Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земле, что была моим домом,

И сильным рукам, моим старым знакомым!

Я. Дягутите

- Наше путешествие продолжается, и мы с вами попадаем на поле, где уже созрела пшеница.

(Воспитатель показывает иллюстрацию, где изображено поле и комбайн убирает пшеницу)

-Что изображено? (Поле, комбайн)

- Кто убирает зерно? (Комбайнеры)

–На поле много колосков, а мы с вами рассмотрим один

(Иллюстрация колоска).

–Какой он? (Пузатый, колючий, много зёрнышек).

–А что делают с колосками? (Достают зёрна, молотят). Это делает специальная машина.

– А зачем зерна достают? (Из них делают муку, измельчают на специальных машинах).

– А что делают из муки? (Тесто и пекут хлеб).

– А как называют людей, которые пекут хлеб? (Хлебопеки).

- Ребята! Сейчас у людей очень много помощников-машин. Но было время, когда машин не было. Давайте с вами представим, что мы попали в старину. Как раньше выращивали хлеб и что людям помогало. Наши предки славяне, как и в наше время, еще зимой начинают подготовку к будущему урожаю. Они делают специальные снегозадерживающие заграждения, чтобы ветер не выдувал снег с полей и пшеница не вымерзала. А еще древние славяне обращались к природе со специальными словами - закличками. Послушайте одну из них.

Падай, падай, белый снег!

Хватит, хватит всем на всех,

Падай, падай на село,

На гусиное крыло

Поле белым накрывай,

Будет летом урожай.

(рус. нар. зимние потешки)

-Как только наступала весна, славяне плугом пахали землю и сеяли на неё зерна пшеницы или ржи. Зерна прорастали, тянулись к солнышку. А если лето было засушливым, то люди обращались к дождю.

Дождик, дождик, поливай.

Будет славный урожай.

Будет белая пшеница,

И в амбар пшено катится.

(рус. нар. потешки)

- Когда хлеб поспевал, в поле выходили жнецы. Они срезали колосья серпом. Посмотрим, как выглядит это орудие труда (Иллюстрация). Потом зерно попадало на мельницу, раньше эти мельницы были ветряными (Иллюстрация). Конечно сейчас у хлеборобов много помощников, но и в наше время труд хлебороба всегда в почете, т. к. это очень тяжелый, долгий и изнурительный труд.

– А теперь ребята давайте с вами немножко отдохнем.

Психогимнастика

-Представим, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зёрнышки и сажаю в землю (Присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зёрнышки росли и стали колосками (Медленно поднимаем руки). Колоски тянутся к солнышку (Напрягаем руки, тянемся на цепочки). Сильно солнышко припекло, завяли наши колоски (Расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище опустите па пол). Но вот полил дождик, ожили колоски и снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (Улыбнитесь друг другу, садитесь.)

- Как много муки из них получится, а самое главное, что из муки выпекают пышный хлеб.

Игра «Сажи иначе»

Хлеб по запаху (какой) пахучий, душистый, ароматный, приятный, аппетитный.

Хлеб на вкус (какой) вкусный, сладкий, теплый, холодный, мягкий, черствый, свежий, хрустящий.

Хлеб на ощупь (какой) мягкий, пышный, твердый, свежий, теплый, горячий.

• Выпекать хлеб – печь, готовить, стряпать.

Хлебопёк – пекарь, булочник, стряпуха, кондитер.

- Хлеб! Какое привычное и всё-таки необычное слово. В самом деле, вдумайтесь! Словом хлеб называют непохожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки. Что же такое хлеб?

Только снег сошёл в апреле

И поля зазеленели

Мы говорим

Все Хлеб!

Золотой простор бескрайний,

Там работают комбайны.

Мы говорим

Все Хлеб!

Вот зерно течет рекою,

Чтобы сделаться мукою

Мы говорим

Все Хлеб

Тесто кружится в квашне,

Запекается в огне

Мы говорим

Все Хлеб!

Ешь его, расти и помни:

В мире нет труда огромней,

Чтоб на стол к тебе явился:

Все Свежий хлеб!

- Ребята, встаньте в круг.

Игра «Родственные слова»

Печкин тоже принимается в игру.

• Назови хлеб ласково – хлебушек

• Крошки хлеба – хлебные крошки

• Вкусный и полезный квас из хлеба - хлебный квас

• Посуда для хлеба – хлебница

• Человек, который выращивает хлеб – хлебороб

• Человек, который печет хлеб – хлебопёк

• Машина для резки хлеба – хлеборезка

• Магазин, где продают хлеб – хлебный магазин

• Завод, где выпекают хлеб – хлебозавод

- А теперь давайте послушаем стихотворение С. Михалкова «Булка» и узнаем, как надо относиться к самому дорогому продукту человеческого труда.

Три паренька по переулку,

Играя, будто бы в футбол,

Туда - сюда гоняли булку

И забивали ею гол.

Они её не покупали –

Нашли за домом, во дворе,

С земли её не поднимали,

И вот она уже в игре…

Шёл мимо незнакомый дядя,

Остановился и вздохнул

И, на ребят, почти не глядя,

К той булке руку протянул.

- Ты кто такой? – спросили дети,

Забыв на время про футбол.

- Я – пекарь! – человек ответил

И с булкой медленно ушёл.

И это слово пахло хлебом,

И той особой теплотой

Которой, налиты под небом,

Моря пшеницы золотой.

- Так как же надо относиться к хлебу?

• Беречь хлеб, он дорого достаётся.

• Не оставлять недоеденных кусков.

• Никогда не бросать хлеб.

• Поднять брошенный кусок, отдать птицам, чтобы не затоптали в грязь человеческий труд

• Продлить жизнь хлебу

- А как продлить жизнь чёрствому хлебу?

• Положить в целлофановый пакет на батарею

• Приготовить панировочные сухари

• Посушить гренки для супа

• Поджарить гренки к чаю

- Вспомните, какие пословицы вы знаете о хлебе?

Хлеб – всему голова

• Без хлеба нет обеда

• Щи да каша – пища наша

• Много снега – много хлеба

• Худ обед, коли, хлеба нет

Хлеб в закромах – счастье в домах

• Не красна изба углами, красна пирогами

• Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в закромах

• Будет хлеб – будет песня

Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко

• Ржаной хлебушко – калачу дедушка

Хлеб на стол - так и стол престол, хлеба ни куска – так и стол доска.

- Во всех пословицах встречалось слово хлеб, а в пословице «Щи да каша – пища наша» этого слова нет, почему мы её отнесли к пословицам о хлебе?

Кашу варят из крупы, а крупу делают из злаков.

Манка – из пшеницы. Перловка – из ячменя. Геркулесовая – из овса. Пшенная – из проса.

- Дети, что вкуснее всего на земле? Хлебушко!

Мне до земли поклониться хочется

Хлебу, рожденному нашей землёй.

Труд – его имя.

Мир – его отчество.

И для народа он самый родной.

Занятие окончено.

Публикации по теме:

Фотоотчет о НОД по рисованию в подготовительной к школе группе «И осенью, что солнышко, кленовый лист горит»Фотоотчет о НОД по рисованию в подготовительной к школе группе «И осенью, что солнышко, кленовый лист горит» Пятиконечной звёздочкой На тросточке висит, И осенью, что солнышко, Кленовый лист горит. Остры его пять лучиков, Сияет ими он! За эту.

Фотоотчет прогулки в старшей группе «Рада снегу детвора!»Фотоотчет прогулки в старшей группе «Рада снегу детвора!» Уважаемые коллеги! В этом году у нас зима выдалась малоснежная. Снег еле прикрывал асфальт, был морозец. Мы даже День снеговика отмечали.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе «Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в первой младшей группе (ребенок и окружающий мир)                                      .

Конспект НОД по рисованию «Светит солнышко» в младшей группеКонспект НОД по рисованию «Светит солнышко» в младшей группе Цель: - Учить создавать живописную композицию с использованием теплых характеристик цветовой гаммы (желтый, красный, оранжевый цвета).

Конспект НОД в подготовительной группе «Солнышко на Масленицу»Конспект НОД в подготовительной группе «Солнышко на Масленицу» Конспект НОД в подготовительной группе «Солнышко на Масленицу»Интеграция образовательных областей: Социально - коммуникативное развитие.

Конспект прогулки «Солнышко пригревает» в младшей группе Тема прогулки: «Солнышко пригревает» Цель: дать детям первые представления о ранней весне. Задачи. Развитие коммуникативных навыков. Расширение.

Конспект занятия по аппликации с помощью готовых форм (наклеек) и элементами рисования «Красивая скатерть» в младшей группеКонспект занятия по аппликации с помощью готовых форм (наклеек) и элементами рисования «Красивая скатерть» в младшей группе КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ГОТОВЫХ ФОРМ (НАКЛЕЕК) И ЭЛЕМЕНТАМИ РИСОВАНИЯ " КРАСИВАЯ СКАТЕРТЬ" В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ЦЕЛИ.

Конспект занятия по вязанию «Солнышко» в подготовительной к школе группеКонспект занятия по вязанию «Солнышко» в подготовительной к школе группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

Развлечение в средней группе «Рада, рада детвора День снеговика встречать!» ФотоотчетРазвлечение в средней группе «Рада, рада детвора День снеговика встречать!» Фотоотчет 18 января - международный День Снеговика. Здорово, что есть праздник, посвященный самому любимому персонажу детей всех возрастных категорий.

Мастер-класс по изготовлению брелока «Сторож для флешки — кофейно-ванильная собачка Рада»Мастер-класс по изготовлению брелока «Сторож для флешки — кофейно-ванильная собачка Рада» Сторож для флешки – кофейно-ванильная собачка Рада. Художественно-творческий эксперимент. Жила-была в нашем подъезде у соседей собака.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»
Опубликовано: 18 октября 2020 в 13:00
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе «Рада скатерть хлебушку, он на ней как солнышко»» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Погодаева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД