Папки-передвижки

Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»

Алина Никитчук
Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики

Конспект

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе.

«По тропам войны»

(чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка», используя технологию О. В. Чиндиловой «Технология продуктивного чтения»

Подготовила воспитатель первой

Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „По тропам войны“, Чтение рассказа Б, А, Алмазова „Горбушка“» размещена в разделах

квалификационной категории

Никитчук А. А.

Программное содержание

Образовательные задачи:

Вызвать интерес к истории одной страны, формировать умение анализировать текст, формировать умение формулировать мысли через слово (аргументировать свою точку зрения, поддерживать заинтересованное отношение к чтению, формировать умение придумать свои версии происходящего, приобщать к традиционным российским ценностям.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать предпосылки смыслового чтения, развивать стремление понять прочитанное, развивать умение использовать речь для обмена чувствами.

Воспитательные задачи:

Воспитывать бережное отношение к продуктам питания, в частности к хлебу, воспитывать нравственные и патриотические чувства.

Словарная работа: блокада, фашисты, мякина, тыл.

Материалы: медаль, мультимедийная презентация на тему «Великая Отечественная война», письмо президента В. В. Путина, колосья пшеницы и ржи.

Предшествующая работа:

Рассматривание иллюстраций про Великую Отечественную войну, беседа про Великую Отечественную войну, рисование на тему Великой Отечественной войны, слушание песен про Великую Отечественную войну, беседа о значении слова «тыл».

Методические приё мы:

1. Рассматривание медали.

2. Беседа про медаль.

3. Рассказ воспитателей о ветеранах тыла.

4. Просмотр мультимедийной презентации про ВОВ.

5. Небольшое сообщение об авторе.

6. Рассматривание книги.

7. Чтение текста.

8. Игровое упражнение «Два мешочка».

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, у меня для вас есть что-то интересное. Посмотрите, что это? (медаль, дети рассматривают медаль, желающим даю возможность потрогать).

За что людям дают медаль? (за спасение людей, за храбрость и т. д.)

Тоня, прочти, что написано на этой медали? (70 лет Победы в ВОВ 1941-1945г.) Эту медаль вручили моей маме в честь семидесятилетия победы в Великой Отечественной войне по указу нашего президента В. В. Путина. Когда началась война, моей маме было 10 лет. Она была на три года старше вас. Она воевала? А за что ей дали медаль? (она работала в тылу).

Когда маме исполнилось 13 лет, война ещё не закончилась. Она жила в деревне с дедом и бабушкой. Они с дедом пасли коней, мама днём, дед – ночью. Однажды дед заболел и мама ночью одна посла коней. Она очень боялась волков и плохих людей, которые воруют лошадей, но домой не убежала – всю ночь просидела на коне. Как вы думаете, она заслуживает такую медаль? (да, заслуживает). Вот как работали люди в тылу для фронта.

Родина помнит своих героев. Президент В. В. Путин прислал такое поздравительное письмо моей маме в честь Победы. Письмо мы прочтём в свободное время.

Давайте сейчас посмотрим презентацию про Великую Отечественную войну.

Просмотр мультимедийной презентации, объясняя значения слов мякина, фашисты, блокада.

Мякина – это остатки колосьев, стеблей при молотьбе. (показываю настоящие колосья и какие остатки могут быть)

Фашисты – это те, кто считают свою нацию высшей. (и не смогли бы мы играть в те игры, что мы сейчас играем, фашисты заставляли бы играть в свои игры)

Ленинградская блокада – окружение города немцами.

Тяжело ли вам было смотреть на картины войны? (да) Мне тоже было тяжело.

Физкульт-минутка: «Будем мир мы защищать» (выполняется в парах).

Раз, два, три, четыре, пять. Поочередно соединяют пальчики обеих рук.

Будем мир мы защищать! Жмут руки друг другу.

На границе встанем, Прямые руки вытягивают вперёд.

Всех врагов достанем. Шаг, выпад вперёд.

Будем чаще улыбаться, Повороты в стороны, улыбаются друг другу.

А не ссориться и драться! Обнимаются друг с другом.

Я хочу рассказать вам одну историю.

За год до окончания войны родился один мальчик, звали его Борей. Он жил на Дону и вырос казаком, и не просто казаком – он был атаманом. (показываю фотографию Бориса Алмазова в атаманском обличии) Его детство было тяжёлым – папа умер, а мама была больной и не могла работать. Борис Александрович Алмазов - так звали нашего героя – решил написать книги про тяжёлую военную и послевоенную жизнь. Вот одна из этих книг – «Матросская лента». (показываю обложку книги) Первый рассказ в этой книге – «Горбушка». Рассмотрите иллюстрации картины, скажите, про что этот рассказ? (про солдат, про хлеб, про войну) (выслушиваю ответы детей, не делаю никаких обобщений) Сейчас я прочитаю и мы узнаем.

Борис Александрович Алмазов. «Горбушка»

Гришка, из нашей средней группы, принёс в детский сад пластмассовую трубочку. Посвистел в неё, а потом стал плеваться из неё пластилиновыми шариками. Плевался исподтишка, чтобы воспитательница — Инна Константиновна — ничего не видела.

Я дежурил в столовой. Суп разносить трудно, но я разнёс все тарелки хорошо. Стал раскладывать хлеб на хлебницы. Тут все ребята подошли.

Пришёл и Гришка со своей трубочкой. Он как дунет в меня! Пластилиновый шарик попал мне прямо в лоб и отскочил в мою тарелку с супом. Гришка захохотал, и ребята захихикали.

Мне так обидно стало. Я старался, дежурил, а он мне в лоб, и все смеются! В руке у меня была горбушка. Я себе её оставил, я горбушки люблю. От обиды я запустил этой горбушкой (небольшая пауза, дети додумывают и доканчивают предложение) в Гришку. Горбушка от его головы отскочила и покатилась по полу. (вопрос воспитателя – что могло дальше произойти? Ответы детей: драка, воспитательница отругала. Выслушиваю детей, но не делаю обобщений)

В столовой сразу стало тихо. Инна Константиновна посмотрела на меня, покраснела, прошла через столовую, подняла горбушку, сдула с неё пыль и положила на край стола.

— Вечером, — сказала она, — когда все, после полдника, пойдут гулять, ты, Серёжа, останешься в группе. Подумай над тем, что сделал. Ты приходишь в детский сад один, но завтра приходи с папой.

Когда я пришёл домой, папа уже вернулся с работы.

— Ну как дела? — спросил он.

— Нормально, — ответил я и поспешил к своим игрушкам.

— Если нормально, то почему некоторые в шапке в комнату входят; явившись с улицы, не моют руки? («интересно, а почему?» - задаю вопрос. Ответы детей – от расстроился, обиделся) Действительно, я и шапки не снял, и руки не помыл.

— Давай-ка, — сказал папа, — рассказывай, что у тебя стряслось.

— Инна Константиновна несправедливо наказывает! Гришка же мне первый в лоб шариком попал. Я в него горбушкой потом.

Горбушкой?

— Ну да, от круглого хлеба. Гришка первый, а наказали меня!

Папа очень расстроился. Сел на диван, опустил голову.

— За что тебя наказали? — спросил он.

— Чтобы не дрался! Но ведь Гришка первый начал!

— Так. — сказал папа. — Ну-ка, принеси мою папку. Она в столе лежит, в нижнем ящике.

Папа её очень редко достаёт. Там папины почётные грамоты, фотографии. Папа достал конверт из пожелтевшей бумаги.

— Ты никогда не задумывался, почему у тебя нет ни бабушки, ни дедушки?

— Задумывался, — сказал я. — У некоторых ребят по два дедушки и по две бабушки, а у меня никого.

— А почему их нет? — спросил папа.

— Они погибли на войне.

— Да, — сказал папа. Он достал узенькую полоску бумаги. — «Извещение», — прочитал он, и я увидел, как у папы задрожал подбородок:

(пауза, дети догадываются, от чего задрожал подбородок: от волнения, огорчения, печали) — «Проявив мужество и героизм в составе морского десанта, пал смертью храбрых.» — это один твой дедушка. Мой отец. А вот это: «Скончался от ран.» — это второй дедушка, мамин папа.

— А бабушки?

— Они умерли в блокаду. Фашисты окружили наш город. Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия. («Как это без продовольствия?» - задаю вопрос. Ответы детей – голод.) Читаю второй раз отрывок «Начался голод. Ленинград остался совсем без продовольствия».

— И без хлеба?

— На день выдавали такой кусочек, какой ты съедаешь за обедом.

— И всё?

— И всё. Да и хлеб-то был с мякиной да с хвоей. Блокадный.

Папа достал фотографию.

— Ну, — сказал он, — найди меня.

Но все ребята-школьники были ужасно худые и похожи между собой, как братья. У всех были усталые лица и печальные глаза.

— Вот я, — папа показал на мальчика во втором ряду. — А вот — мама.

Я бы её никогда не узнал.

— Это наш детский дом. Нас не успели вывезти, и мы всю блокаду были в Ленинграде. Иногда к нам приходили солдаты или моряки. Приносили хлеб. Мама наша была совсем маленькая и радовалась: «Хлебушко! Хлебушко!» А мы, ребята постарше, понимали, что это бойцы отдали нам свой дневной паёк и на морозе в окопах сидят совсем голодные. Я обхватил папу руками и закричал:

— Папочка! Накажи меня как хочешь!

— Что ты! Что ты. Ты только пойми, сынок, хлеб — не просто еда. А ты его на пол.

— Я больше никогда не буду! — прошептал я.

— Я знаю, — сказал папа.

Мы стояли у окна. Наш большой Ленинград, засыпанный снегом, светился огнями и был таким красивым.

— Папа, ты завтра, когда в садик придёшь, про хлеб расскажи. Всем ребятам расскажи, даже (пауза с целью, чтобы дети догадались, кому рассказать) Гришке. (и даже Гришке)

— Хорошо, — сказал папа, — приду и расскажу.

Этот рассказ показывает лишь один фрагмент тяжёлой жизни во время Великой Отечественной войны. Наша страна победила эту войну благодаря солдатам и труженикам в тылу.

У меня два мешочка, зелёный и чёрный. Они собирают чувства. Если у вас весёлые, радостные чувства, то положите в зелёный мешок, грустные, печальные – положите в чёрный. Спасибо вам за всё.

Список использованной литературы.

1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

2. Истоки. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – М. :ТЦ Сфера, 2014.

3. «Развивающие занятия с детьми 6-7 лет» под редакцией Л. А. Парамоновой. Олма Медиа Групп,2011 г.

4. «Матросская лента» Борис Алмазов, «Малыш» Москва, 1985.

Публикации по теме:

Чтение рассказа С. Оспанова «Саруар» Технологическая карта организованной учебной деятельности Образовательная область: Коммуникация Раздел: Художественная литература Тема:.

Конспект НОД по художественному чтению в подготовительной группе. Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки» Чтение рассказа В. Бианки «Лесные домишки». Подготовительная группа Интеграция областей: Познание, Коммуникация, Чтение художественной.

Конспект НОД по развитию речи «Чтение рассказа Юрия Коваля «Алый» Программное содержание: упражнять детей в соглосовании существительных с числительными в роде, числе, падеже; познакомить детей с военной.

Конспект НОД по Развитию речи в подготовительной к школе группе: Составление рассказа по картинке Цель: Развивать навык согласования прилагательных с существительными Задачи: Образовательные: 1. учить отвечать на вопросы развернутым полным.

Конспект НОД в подготовительной группе по развитию речи. Пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке» Конспект НОД в подготовительной группе по образовательной области «Развитие речи»: пересказ рассказа А. Н. Митты «Шар в окошке». Образовательные.

Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Составление рассказа по картине И. И. Левитана «Март» Цель: Организовать деятельность детей.

Конспект НОД в подготовительной логопедической группе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» Конспект НОД по развитию связной речи у детей в подготовительной логопедической группе. Тема: «Составление рассказа по серии сюжетных картин».

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе Чтение рассказа В. Донниковой «Канавка» Программные задачи : Воспитывать у ребят положительные черты характера, доброту, желание делать добрые дела, дать новое понятие – скромность;.

Конспект открытой НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» НОД Развитие речи и чтение художественной литературы Тема: Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Яблоко и рассвет» Цель: Развивать речевую.

Технологическая карта НОД Тема: «Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л. Кассиля «Воздух» Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности. Тема: «Чтение и пересказ отрывка из рассказа Л. Кассиля «Воздух» Группа:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»
Опубликовано: 17 сентября 2016 в 20:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в подготовительной группе «По тропам войны». Чтение рассказа Б. А. Алмазова «Горбушка»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Никитчук на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД