МААМ-картинки

Конспект НОД «Почему осенью листья желтеют и опадают»

Александра Слепцова
Конспект НОД «Почему осенью листья желтеют и опадают»

Конспект НОД тема : «Почему осенью листья желтеют и опадают»

Старшая группа образовательная область «Познание»

Направление: Познавательно-речевое

Интеграция ОО: коммуникация, чтение художественной литературы, музыка.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная, поисково-исследовательская деятельность.

Цели:

Публикация «Конспект НОД „Почему осенью листья желтеют и опадают“» размещена в разделах

Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.

Задачи:

образовательные:

Исследовать природное явление листопад, строение листа.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

развивающие:

Развивать внимание, связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки) мыслительные операции (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)

воспитательные:

Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом

Методы педагогической деятельности: словесные (беседа, проблемная ситуация, наглядные (демонстрация видео, практические

Приё мы: вопросы, пояснения, рассказ воспитателя, решение проблемной ситуации, действия моторного характера.

Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая

Оборудование и материал: ноутбук, проектор, лупы, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лоскутки белой ткани, зеленые (свежие) листочки, деревянные кубики.

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

Сбор листьев разной формы и окраски.

Беседы об осени;

чтение художественных произведений про осень.

Разучивание стихов и поговорок об осени;

Пение песен об осени и слушание музыки;

Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

Ожидаемый результат:

Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Ход образовательной деятельности

1. Вводная часть

Дети под музыку заходят в зал: (Классическая музыка «Осень»)

Воспитатель: Ребята, давайте представим, что мы сейчас находимся в лесу. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?

(Видео)

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца.

И. Бунин

Воспитатель: Правильно мы попали в осенний лес.

- Какого цвета лес в стихотворении?

- С чем поэт сравнивает лес?

- А какие березы?

- С чем поэт сравнивает елочки?

- Чем пахнет в осеннем лесу?

- А чем вам понравился осенний лес?

Давайте послушаем лес и определим его звуки. (Видео «Звуки осеннего леса»).

Представьте- шелестят под ногами сухие листья, дует ветер, листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев.

2. Основная часть

Посмотрите какие они красивые. (Демонстрация листьев). А давайте определим с каких они деревьев.

Дидактическая игра «С какого дерева листок»

Дети описывают листья (форма, цвет, размер) и называют дерево и листочек (например, «это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»)

Воспитатель: Почему так много листьев? (начался листопад)

Что такое листопад? (с деревьев падают листья)

Давайте устроим листопад.

Игра- эксперимент: «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель: Посмотрите как интересно устроен листок. Давайте рассмотрим наши листочки.

Опыт: «Строение листьев» (Иллюстрация строение листочка)

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой.

Воспитатель: Дети, давайте потанцуем с нашими листочками.

Физкультминутка

Игра «Солнышко и дождик»

Под веселую музыку дети танцуют, а как зазвучит шум дождя дети прячутся под зонт. 3-4 повтора.

Воспитатель: Вы, знаете, почему желтеют листья? Как наступает листопад? Зачем деревья сбрасывают листву? А хотели бы узнать? (ответы детей)

Я вас приглашаю сесть на стулья и внимательно посмотреть на экран.

(Развивающий мультфильм "Почему желтеют листья")

Воспитатель: Почему же осенью листья желтеют? (ответы детей)

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым. Вот наши листья пожелтели.

Воспитатель: - А почему осенью опадают листья? (ответы детей)

Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Воспитатель: - А хотите увидеть это вещество – хлорофилл? Тогда давайте с вами проведем опыт

Опыт: «Почему лист зеленый

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?

( Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.

Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

3 Итог

Воспитатель: -Одной из причин того, почему происходит осенний листопад, является подготовка растения к холодному периоду года.

А вы поняли, почему осенью желтеют и опадают листья? (ответы детей)

Понравилось ли вам занятие? (ответы детей).

Публикации по теме:

Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц»Фотоотчет «Исследовательская деятельность «Почему говорят как с гуся вода, или Почему не намокают перья у водоплавающих птиц» Любознательность - отличительная особенность детей дошкольного возраста. Недавно, рассматривая и читая детскую энциклопедию. детей заинтересовал.

Конспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группеКонспект НОД по обучению грамоте «Волшебные листья» в подготовительной группе Цель: Обобщение изученных звуков и букв; гласные буквы и звуки: А, У, О, Ы, И, Э; согласные буквы и звуки: М, Мь, С, Сь Х, Хь, Ш. Задачи:.

Конспект ООД по пластилинографии «Золотые листья у березки осенью» во второй младшей группеКонспект ООД по пластилинографии «Золотые листья у березки осенью» во второй младшей группе Цель: создание осенней березки в технике пластилинографии детьми младшего дошкольного возраста. Задачи: Формировать у детей экологические.

Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.

Конспект занятия по валеологии в средней группе «Почему так?» Конспект по валеологии в средней группе. Тема: «Почему так?». Елена Владимирова. Цель: Расширение знаний детей о внешнем строении своего.

Конспект прогулки «Такие разные листья»Конспект прогулки «Такие разные листья» Программное содержание: - познакомить детей с признаками осени; - развивать умение наблюдать за явлениями осенней природы и устанавливать.

Конспект ООД по лепке в младшей группе «Листья на деревьях»Конспект ООД по лепке в младшей группе «Листья на деревьях» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Спасибо, что заглянули на мою страничку! Предлагаю вашему вниманию занятие - фотоотчёт в младшей группе.

Опыт-эксперимент «Почему желтеют листья?»Опыт-эксперимент «Почему желтеют листья?» Цели: - формировать у детей познавательный интерес к окружающей нас природе, желание узнавать, экспериментировать; - подвести детей.

Презентация «Почему деревья сбрасывают листву осенью» Слайд 1 Почему деревья сбрасывают листву осенью? Слайд 2 Смогут ли деревья перезимовать, не сбрасывая листву? Слайд 3 Человек меняет.

Рисование ватными палочками тычком «На деревьях желтеют листочки» в младшей группе детского садаРисование ватными палочками тычком «На деревьях желтеют листочки» в младшей группе детского сада Цель занятия: Развитие у детей художественного творчества и активизация творческого потенциала через нетрадиционные техники рисования..

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД «Почему осенью листья желтеют и опадают» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Александра Слепцова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД «Почему осенью листья желтеют и опадают»
Опубликовано: 10 декабря 2022 в 12:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД