Лучший педагог года

Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Этот загадочный космос»

Татьяна Резван
Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Этот загадочный космос»

Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе на тему : «ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС»

Цель: расширение представлений детей о космическом пространстве с использованием элементов исследовательской деятельности.

Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе „Этот загадочный космос“» размещена в разделах

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о космосе и солнечной системе. Способствовать закреплению полученных знаний, расширить кругозор детей. Развивать память, внимание.

Задачи

Образовательные:

• Уточнить представление детей о космосе, планетах, звездах и созвездиях;

• Сформировать элементарные представления детей о смене дня и ночи на планете Земля;

Развивающие:

• активизировать словарный запас по теме «Космос»;

• развивать связную речь

• способствовать развитию любознательности, познавательной активности, интереса к исследовательской деятельности

Воспитательные:

• воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помочь.

• способствовать формированию коммуникативных навыков

• воспитывать желание бережно относиться к своей планете

• воспитывать уважение к трудной и опасной профессии космонавта

Предварительная работа: Беседы о космосе, чтение энциклопедической литературы, познавательные рассказы. Разгадывание загадок о космосе. Продуктивная деятельность «Космос» - рисование. Просмотр презентаций «История развития космоса».

Ход ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационный момент

Дети входят в зал под космическую музыку

Педагог: «Дети, я приглашаю вас в круг радости. Давайте поприветствуем друг друга! Повторяйте за мной: Здравствуй, Мир! (дети поднимают руки вверх)

Здравствуй, Свет! (руки- в стороны)

Здравствуй, добрый Человек! (протягивают руки вперед)

Да, ребята, человек при встрече с другими людьми говорит замечательное слово- «Здравствуйте!». Так он желает здоровья и мира своим родным, знакомым и незнакомым людям.

Мотивация

Дети стоят на ковре в кругу, взявшись за руки. Воспитатель привлекает внимание детей к конверту, на котором изображены Белка и Стрелка

Воспитатель: Как вы считаете, от кого может быть это письмо?

(Дети выдвигают предположение, от кого могло бы прийти письмо)

Воспитатель: Я думаю, что это письмо предназначено вам, поэтому с удовольствием его зачитаю. (Читает письмо)

«Здравствуйте! Пишут вам знакомые космонавты Белка и Стрелка. Мы узнали, что на планете Земля есть село Пешково, в котором находится детский сад и группа, которую посещают самые дружные, изобретательные и смелые дети. Мы обращаемся к вам за помощью. Злой Метеорит отправил нас на незнакомую планету. Помогите вернуться на Землю! Найти нас можно выполнив задания, которые скрыты на планетах Солнечной системы»

Воспитатель: Ну что, поможем? Выполним все задачи, найдем Белку и Стрелку и вернем их домой? У вас есть дорожная сумка, в которую вы будете складывать заработанные звезды за каждое выполненное задание. Мы на некоторое время представим себя исследователями космоса. Космонавты перед тем как отправиться в полет проходят специальные тренинги. Вот и мы с вами подготовимся к полету, выполнив те же задания.

Давайте вспомним, что вы уже знаете о космосе.

ЗАДАНИЕ № 1

1. Солнце – это планета или звезда? (звезда)

2. Какая планета самая большая? (Юпитер)

3. У какой планеты есть кольца? (Сатурн)

4. Первый космонавт планеты? (Ю. Гагарин)

5. Назовите первую женщину – космонавта? (В. Терешкова)

6. Сколько планет в Солнечной системе? (8)

7. Какое состояние испытывают космонавты в космосе (невесомость)

8. Специальный костюм космонавта (скафандр)

Очень хорошо, молодцы ребята! (ПЕРВАЯ ЗВЕЗДА УЖЕ ЕСТЬ В вашей походной сумке)

Воспитатель:

Дидактическая игра «Каким должен быть космонавт

Ребята, какими качествами должны обладать космонавты, как вы думаете?

Космонавт должен быть смелым, сильным, храбрым, решительным, умным, ловким, выносливым, трудолюбивым, отважным, мужественным, дисциплинированным, скромным, здоровыми, крепкими,

Сейчас мы с вами отправляемся в космическое путешествие, чтобы помочь Белке и Стрелке вернуться на Землю, но вот одна незадача, на чем нам лететь в космос?

- На чем космонавты летают в космос? (На ракете.)

А кто из вас помнит откуда совершает взлет ракета? космодрома.)

Космонавты, слушай мою команду!. Чтобы вы могли легко дышать в космосе нужно поработать над нашим дыхательным аппаратом: это нос и рот. Наш язычок. Вы готовы? Повторяем за мной, потому что я назначена руководителем полёта.

Артикуляционная гимнастика: «Космонавты»

– Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

– Им – им – им, на ракете полетим.

– Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

– Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

А теперь нас ждут нас быстрые ракеты

Для полёта на планеты.

На какую захотим,

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим места нет!

А теперь слушайте мою команду: «Надеть скафандры! Занять всем свои места! Начинаю отсчет 5,4,3,2,1 - старт(На экране отчет)

Стих о космосе (читает ребенок)

В космосе так здорово!

Звёзды и планеты

В чёрной невесомости

Медленно плывут!

В космосе так здорово!

Острые ракеты

На огромной скорости

Мчатся там и тут!

В: Ребята, посмотрите в иллюминатор, что это такое?

На экране появляется звёздное небо, на котором видны созвездия Большой и Малой медведицы.

Дети: Мы видим звёздное небо.

Воспитатель: Ребята, вы узнали эти созвездия? А на что они похожи?

(на ковш)

Воспитатель: Правильно, вот Медведица большая, кашу звездную мешает большим ковшом в котле большом, а рядом тускло светится малая Медведица, маленьким ковшом собирает крошечки.

Воспитатель: Ребята, а из скольких звезд состоит это созвездие?

(из семи)

Воспитатель: Ребята, посмотрите в созвездии Малой Медведицы на хвосте одна звездочка светит ярче других. Может кто-то знает, как называется эта звезда? (это звезда называется Полярной)

В: Посмотрите, ребята, а почему звёзды все разного цвета?

Дети: Есть звёзды белые и голубые – они самые горячие, если звёзды менее горячие, то они жёлтого или оранжевого цвета, а наименее горячие звёзды – красного цвета.

И так мы приземляемся!

Воспитатель:

Эта желтая звезда

Согревает нас всегда,

Все планеты освещает,

От других звезд защищает…

ЗАДАНИЕ ЧТО ВЫ ЕЩЕ ЗНАЕТЕ О СОЛНЦЕ -O-

РАБОТА С ПИКТОГРАММОЙ Солнце – это ближайшая к нам звезда, это гигантский пылающий шар. Солнце - это центр нашей Солнечной системы. Оно очень горячее. Солнце испускает огромное количество тепла и света. Без солнечного света и тепла невозможно было бы существование живых организмов. Настоящий цвет Солнца – белый. Возраст Солнца около 5 миллиардов лет.

-Какую роль оказывает Солнце на жизнь на Земле? (светит, греет, растут растения)

-Что произойдет, если солнца не будет? (на земле не будет жизни, наступит ледниковый период)

Звездочка детям и полет на ракете

Воспитатель загадывает загадки о планетах, отгадку показывает на макете. Ребенок прикрепляет звезду.

Загадки :

1. Вот планетам младший брат,

По размеру маловат.

К солнышку всех ближе он,

Потому и раскален. (Меркурий)

Меркурий — самая близкая к Солнцу планета. Названа в честь крылатого бога — Меркурия. Он каменистый и пустынный, на планете нет ни воды, ни воздуха. На этой планете нет жизни.

2. В небе я свечусь нередко,

Ваша ближняя соседка.

Я Меркурию сестра,

И на мне всегда жара (Венера)

Венера — вторая от Солнца планета. Названа в честь богини красоты — Венеры. Она покрыта толстыми слоями облаков. Здесь царит жара. Венера — самая яркая планета на небе.

3. Планета голубая, любимая, родная.

Она твоя, она моя, а называется (Земля).

Что вы еще знаете о планете Земля -O-?

Какую она имеет форму? (Шара)

Что обозначает голубой цвет на глобусе? (реки, озера, моря и океаны)

Коричневый – это суша: земля, песчаные пустыни, горы.

Зеленый – это растения: деревья, кустарники, травы.

Белый цвет – это облака, укутывают Землю, словно одеяло.

На Земле есть жизнь: люди, животные и растения!

Но планета Земля, на которой мы живем – самая главная, самая красивая, потому что является нашим домом. Землю надо беречь и любить. И может быть через много лет кто-то из вас станет космонавтом, полетит в космос, увидит нашу планету и скажет: «Как прекрасна наша земля.

Ночью с Солнцем я меняюсь

И на небе зажигаюсь.

Словно серебром.

Полной быть могу ночами,

А могу - серпом. (Луна)

Каждый из вас видел в окне луну, какой она формы (Правильно, луна имеет форму шара.

А теперь подумайте, луна по размеру больше Земли или меньше? (ответы детей) Луна меньше земли в четыре раза.

Поверхность Луны холодная и темная. На каменистой поверхности много впадин и глубоких ям.

Вам интересно узнать, как они образовались? Я прошу вас пройти в исследовательское бюро.

Эксперимент «Метеориты и метеоритные кратеры» (в уголке экспериментирования)

-Представьте, что это поверхность Луны (мука, а это метеориты (камни). Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. (Воспитатель бросает камень в муку). Посмотрите, образовались углубления, ямы, кратеры. ---Почему это произошло (ответы детей.)

-Верно. Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образовался кратер.

-Зависит ли образование кратера от вида поверхности? (ответы детей.)

-А сейчас попробуйте сами, бросьте камни. Что получилось?

-Почему одни ямки глубокие, а другие мелкие? (Ответы детей.)

- Что же такое метеоритный кратер? (Это чашеобразное углубление на месте падения метеорита.)

Воспитатель показывает изображение кратера. (На экране)

Их называют кратерами. Кратеры появляются тогда, когда на Луну из космоса падают огромные каменные и ледяные метеориты.

За выполненное задание космонавты получили звездочки

Полет в ракете

4. Это красная планета по соседству с нами.

И зимой и даже летом мерзнет подо льдами,

Странно, что не говори

Лед не сверху, а внутри. (Марс)

Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года, ледяные полярные шапки и каналы, напоминающие высохшие реки. Марс имеет два спутника-это астероиды Фобос и Деймос. Олимп - caмaя выcoкaя гopa в Coлнeчнoй cиcтeмe и дocтигaeт 27 км в выcoту.

Воспитатель: На Марсе много вулканов, кратеров, долин и пустынь. Вулкан Олимп –это спящий вулкан, то есть похож на обычную гору. Как только вулкан просыпается, начинает извергаться лава, она вытекает на поверхность. Такие вулканы называются действующими.

И у нас в стране есть много вулканов. Почти все они находятся на Курильских островах и Камчатке.

Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?

Из чего состоит вулкан? Мы с вами уже знаем, что вулкан – это большая гора. У нее есть отверстие – жерло, из которого вытекает горячая раскаленная порода – лава. Верх жерла называется кратер. Он расположен на самой макушке горы. А внизу под горой – вулканом есть огромная пещера с горячим веществом, которое называется магма.

— Почему извергаются вулканы? Различные горные породы накапливается в пещере, нагреваются при очень высокой температуре, плавятся и превращаются в магму, которая начинает бурлить, поднимается по жерлу наверх и через кратер выливается на землю, превращаясь в лаву. Вместе с магмой из вулкана вырываются наружу столбы дыма, вулканического пепла, летят горячие камни.

А хотите чтобы и наш вулкан ожил?

Опыт вулкан

Повторение правил поведения при проведении опыта.

- Внимательно слушать.

- Ничего не трогать пока вас об этом не попросят.

- Не толкаться, так как можно пролить реактивы или сломать оборудование.

3)Приступаем к эксперименту.

Смешиваем лимонную кислоту с водой

Осторожно вливаем кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается

Это взаимодействуют вещества кислота-лимонная и сода-щелочь

После проведения опыта подводим итог: Почему произошло извержение нашего вулкана?

Опыт показывает взаимодействие щелочи с кислотой. Окружающие нас вещества, ведут себя по разному в разных состояниях.

сода – 2 столовые ложки,

- лимонная кислота -2 столовые ложки,

- красная краска -1 чайная ложка (гуашь,

- жидкое мыло -1 столовая ложка,

- вода – 150 мл. воды.

ФИЗМИНУТКА

Над Землею ночью поздней, Руки вверх, в стороны, вниз

Только руку протяни, Потянулись, руки вверх

Ты ухватишься за звезды: Руки в кулачки сжимать

Рядом кажутся они. Руки перед глазами

Можно взять перо Павлина, Ноги вместе, руки вверх, покачаться

Тронуть стрелки на Часах, Наклон вниз, руки машут тик-так

Покататься на Дельфине, Присесть, руки вперед

Покачаться на Весах. Ноги на ширине плеч, руки в стороны,

покачаться

Над Землею ночью поздней Руки вниз, поднять голову вверх

Если бросить в небо взгляд,

Ты увидишь, словно гроздья, Потянулись вверх, руки вверх

Там созвездия висят. Руками берем созвездия

Полет в ракете

5. В телескоп скорей взгляните

Он гуляет по орбите.

Там начальник он над всеми,

Больше всех других планет.

В нашей солнечной системе

Никого крупнее нет. (Юпитер)

Это самая большая планета Солнечной системы. Она очень большая, что все остальные планеты могли бы поместиться в нее. Юпитер — гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

Полет в ракете

6. Все планеты с полюсами,

Есть экватор у любой.

Но планеты с поясами

Не найдете вы другой.

В этих кольцах он один.

Очень важный господин. (Сатурн)

Сатурн — это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известна своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

Игра «Скажи наоборот» (с мячом)

Взрослый называет слово и бросает мяч ребенку. Ребенок возвращает мяч и подбирает слово, противоположное по значению.

Далеко — близко,

высоко — низко,

тесно — просторно,

ночь - день,

свет – тьма,

яркий - тусклый,

всходит – заходит,

улетать - прилетать,

взлетать – приземляться,

тяжёлый груз – лёгкий груз,

яркая звезда – тусклая звезда,

большая ракета – маленькая ракета,

злой инопланетянин - добрый инопланетянин,

далекая планета - близкая планета,

маленький звездолет – большой звездолет

Полет в ракете

7. Пышный газовый гигант

Любит он, чтоб рядом были

Кольца изо льда и пыли.

(Уран)

Уран — седьмая планета от Солнца. Это единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют “лежачая планета”. У Урана необычный синий цвет.

Полет в ракете

8. На планете синей-синей

Дует ветер очень сильный.

Холодно на ней весьма -

Состоит из воды, газа и льда (Нептун)

Нептун — восьмая планета от Солнца. Она холодная и синяя. Ледяная планета, находится очень далеко от Солнца, поэтому солнечные лучи не доходят, на ней дуют сильные ветра.

Воспитатель: - Сколько же всего планет? Давайте вместе их назовем.

По порядку все планеты

Назовё т любой из нас:

Раз - Меркурий,

Два - Венера,

Три - Земля,

Четыре - Марс.

Пять - Юпитер,

Шесть - Сатурн,

Семь - Уран,

За ним - Нептун.

БЕЛКА И СТРЕЛКА на 8 планете Нептун.

Ребята посмотрите Белка и Стрелка находятся на планете Нептун. Мы нашли их и вернем на Землю!

Воспитатель: Наша ракета заканчивает свой космический полет и нам уже пора возвращаться домой! Начинаем обратный отсчет!5,4,3,2,1. Посадка. Снимаем скафандры.

Белка и стрелка благодарят вас за то что вы их вернули на Землю и в знак благодарности дарят вам книгу о Космосе 3-Д

В. - Дети, вам понравилось наше космическое путешествие?

Что нового вы узнали?

Что понравилось больше всего?

Что было самое трудное?

Публикации по теме:

Конспект НОД «Этот загадочный космос»Конспект НОД «Этот загадочный космос» НОД «Этот загадочный космос». Цель: знакомство с миром космоса. Задачи: 1. Познакомить детей с космосом. 2. Вызвать интерес к познанию.

Проектная деятельность в средней группе «Этот загадочный космос»Проектная деятельность в средней группе «Этот загадочный космос» "ЭТОТ ЗАГАДОЧНЫЙ КОСМОС". Проектная деятельность в средней группе. Юбилейной дате в истории космонавтики был посвящен краткосрочный проект.

Интегрированная НОД по лепке в младшей группе «Этот загадочный космос»Интегрированная НОД по лепке в младшей группе «Этот загадочный космос» Интегрированная НОД в младшей группе: познавательное, художественно-эстетическое развитие (лепка). Этот загадочный Космос Цель: развитие.

Конспект занятия с элементами экспериментирования «Этот загадочный космос» Цель: Познакомить детей с возникновением науки Астрономия. Дать представления о звездах и созвездиях, кометах, метеоритах и метеорах. Учить.

Краткосрочный проект в старшей разновозрастной группе «Этот загадочный космос»Краткосрочный проект в старшей разновозрастной группе «Этот загадочный космос» Тип проекта: обучающий, исследовательский, игровой. Продолжительность: краткосрочный – 01.04.19 – 12.04.19. Участники проекта: воспитатель,.

Проект в подготовительной группе «Этот загадочный космос»Проект в подготовительной группе «Этот загадочный космос» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9 общеразвивающего вида" Проект в подготовительной группе: «Этот загадочный.

Проект в старшей группе «Этот загадочный космос» Проект в старшей группе «Этот загадочный космос» Разработала воспитатель Клименюк Елена Николаевна Реализован воспитателями: Клименюк Е. Н. ,.

Проект в старшей логопедической группе «Этот загадочный космос»Проект в старшей логопедической группе «Этот загадочный космос» Проект в старшей логопедической группе «Этот загадочный космос»Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно.

Тема недели «Этот загадочный космос» в младшей группеТема недели «Этот загадочный космос» в младшей группе В течение недели проводили с детьми беседы о космосе, читали художественную литературу по теме, тем самым расширяли знания о космосе.

Тематическая неделя «Этот загадочный космос» в старшей группеТематическая неделя «Этот загадочный космос» в старшей группе Что может быть самым загадочным, самым далёким и прекрасным? Ну, конечно же космос. Космос завораживает, привлекает и притягивает внимание.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Этот загадочный космос» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Татьяна Резван на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД с элементами экспериментирования в старшей группе «Этот загадочный космос»
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 20:03
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД