Получи документы

Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Удивительная соль»

Оксана Владимировна Казюлина
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Удивительная соль»

Удивительная соль

Цель: формирование представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.

Задачи:

Образовательные: уточнить знания детей о соли, о способах ее добычи, об использовании человеком в быту, в промышленности, в медицине.

Развивающие: развивать мыслительную активность и самостоятельно делать выводы, развивать творческие способности, воображение, любознательность.

Публикация «Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к соли и навыки культурного ее потребления, воспитывать любознательность и умение работать вместе.

Методы и приемы:

- практические: опыты с солью; изобразительная деятельность; физкультминутка

- наглядные: презентации, наблюдение;

- словесные: беседа, рассказ воспитателя, загадки, объяснение, обсуждение, вопросы к детям, анализ работы.

Словарная работа: обогащать словарь детей

словами: «соль», «вещество», «растворить», «минерал», «приправа», «кристалл», «сыпучая», «лаборатория», «эксперимент».

Предварительная работа: беседа о применении обычной соли в домашних условиях, рассматривание слайдов о разных видах соли, проведение опыта по выращиванию кристаллов, изготовление цветной соли для творческих работ, дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный – не солёный», чтение пословиц и поговорок о соли, чтение художественной литературы.

Интегрируемые образовательные области:

«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: слайдовая презентация на тему: «Удивительная соль», опытно-экспериментальная мини – лаборатория, лупа, баночки с солью «выращивание кристаллов», соль, ложки, яйцо, прозрачные емкости, кисти, гуашь.

Ход занятия:

I. Организационная часть. Мотивация деятельности.

Воспитатель: добрый день, ребята. Сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.

Воспитатель: ребята, у меня сегодня хорошее настроение и я хочу с вами им поделиться. Становитесь, в круг.

Становитесь, дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг

Крепче за руки держитесь

И друг другу улыбнитесь.

Воспитатель: а теперь, передайте свое хорошее настроение гостям, улыбнитесь им.

Воспитатель: садитесь на стульчики. А вы любите отгадывать загадки?

Дети: да.

Воспитатель: Тогда отгадайте, что спрятано в моей коробочке.

Загадка:

Отдельно я не так вкусна,

Зато бела и солена

И в пище каждому нужна.

Дети: соль.

II. Основная часть.

Воспитатель: правильно, это соль. (слайд 2)

Соль – полезное ископаемое. Природный элемент.

3 сайд - происхождение слова соль связано с солнцем. Старинное название солнца – Солонь.

4 слайд – виды соли: поваренная, каменная и морская.

Соль, которая находится в природе – это каменная соль. Морская соль - это соль, содержащаяся в морской воде. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристалликов.

5 слайд – каковы же способы добычи соли? Один из способов добычи соли – выжигание. Раньше люди собирали в море куски дерева, пропитанные соленой водой, сжигали их и добавляли соленую золу в пищу.

6 слайд – добыча каменной соли – это добыча соли в подземных соляных шахтах.

7 слайд – следующий способ добычи соли – выпаривание. Выпаривание – это способ получения соли из морской воды или воды соленых озер. Соленая вода под воздействием солнца испаряется, а соль остается в виде осадка, ее собирают, очищают от посторонних примесей, дробят и просеивают.

Воспитатель: давайте вспомним, какой эксперимент мы с вами начали делать?

Дети: эксперимент по выращиванию кристаллика соли.

Воспитатель: кто может рассказать, как проходил эксперимент?

Дети: 1. В банке с водой растворили соль. В этот раствор опустили нитку.

2. Вода стала испаряться, а на горлышке банки появился белый налёт.

3. На нитки образовался не большой белый слой.

4. Налёт на стенках банки и нитке увеличивается, появились кристаллы.

Воспитатель: мы будем продолжать наблюдать каждый день, как растут наши кристаллы.

8 слайд – Для чего же нужна соль? Может вы мне сами ответите на этот вопрос?

Дети: применяют в пищу, для маринации овощей и т. д

Воспитатель: совершенно верно. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Человек может прожить без соли не больше 10 дней, т. к. нарушается пищеварение. Соль нужна для усвоения пищи, для дыхания, для движения мышц. Но и большое количество соли тоже вредно для здоровья. Употребление соли составляет 1 чайная ложка в сутки.

9 слайд – применение в медицине (полоскание горла солевым раствором, используют как сухое тепло при отите уха, промывание носа солевым раствором).

10 слайд – каково же применение соли на улице? (посыпают зимой дорожки, чтобы не было так скользко)

Воспитатель: можно сделать вывод, что соль – необходимый строительный материал для человека.

Воспитатель: ребята, давайте мы с вами отправимся в научную лабораторию, где узнаем интересные свойства соли. А кто из вас знает, что такое лаборатории?

Дети: это место, где проводят опыты и эксперименты.

Но сначала давайте разомнемся, проведем физкультминутку.

Физкультминутка.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше, подтянитесь.

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо повернулись,

Рук коленями коснулись.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

Воспитатель: ну, а теперь повторяйте волшебные слова:

хлоп-хлоп, топ-топ, повернись и в волшебной лаборатории очутись!

Воспитатель: проходите, садитесь за рабочие места. Но прежде чем начать работать, давайте вспомним, какие правила нужно соблюдать.

Дети:

- Не трогать руками глаза.

- Соблюдать тишину.

- Не толкать соседа во время работы.

- Сначала посмотри, а потом повтори.

- Выполнил и положи на место.

Опыт № 1:

1) Ребята, обратите внимание, перед вами тарелочки с солью, скажите,

какая она по цвету? (белая)

2) Сейчас наберите на кончик ложки немного соли и попробуйте. Какая

соль на вкус? (соленая)

3) Понюхайте соль, имеет ли она запах? (нет)

4)Возьмите щепотку соли и потихоньку высыпайте обратно в тарелку. Что

вы наблюдаете? (сыпется – сыпучая)

- Какой вывод можно сделать о соли, какая она?

* белая

* соленая

* сыпучая

* не имеет запаха

Воспитатель: верно, соль белая, соленая, сыпучая, не имеет запаха.

Опыт №2 «Из чего состоит соль»

-Возьмите лупу и рассмотрите через нее соль. На что она похожа?

Дети: кристалл.

– Какой можно сделать вывод

Дети: соль состоит из кристалликов.

- А теперь продолжим изучать свойства соли.

- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 3: «Соль растворяется в воде».

-У вас на столах стоят стаканы с водой. А теперь возьмите по ложки соли,

добавьте в стакан с водой, размешайте, что произошло с солью?

Дети: Соль растворилась.

- Значит, какой можно сделать вывод?

Дети: соль растворяется в воде.

Воспитатель: молодцы.

Воспитатель: поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Опыт № 4. «Плавающее яйцо».

Воспитатель: ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная?

Дети: нет, в речке вода пресная.

- Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это

проверить?

Дети: Да.

Воспитатель: поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля).

Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?

Дети: яйцо не тонет.

Воспитатель: а теперь я возьму яйцо и опущу в стакан с обычной водой не солёной, что произошло с яйцом?

Дети: оно утонуло.

Воспитатель: какой вывод мы сделаем?

Дети: в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать.

Опыт № 5. «Соль – чистящее средство».

Воспитатель: оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

-Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и,

сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

-Какой можно сделать вывод?

Дети: солью можно чистить посуду.

Воспитатель: давайте немного отдохнем и поиграем в игру.

Игра «Соленый - несоленый»

Дети топают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша,

грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)

Воспитатель: молодцы.

Воспитатель: как вы думаете можно ли получить разноцветную соль?

Дети: да.

Воспитатель: а вы знали, что солью можно еще и рисовать?

Дети: нет.

Вот посмотрите, у вас на столах лежат белые сердечки. Но, чтобы они были

яркими, давайте украсим их при помощи крашеной соли, которую мы с вами покрасили заранее.

Воспитатель: но перед тем как начать рисовать давайте подготовил наши пальчики к работе.

Пальчиковая игра

Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)

Мы морковку трём, трём, («одна рука сжата в кулак, другая прямая»)

Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)

Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук)

Воспитатель: Намажьте все сердечко клеем и посыпьте цветную соль на сердечко. Стряхните лишнюю соль.

Воспитатель: посмотрите и скажите, каким сделала ваш рисунок соль?

Дети: рисунок стал красивым, волшебным, необычным.

Воспитатель: Ребята, можно ли сказать про соль, что она - волшебная?

Дети: да.

Воспитатель: действительно, с помощью соли можно рисовать, поэтому она волшебная.

Когда сердечко высохнет, можно через дырочку продеть ленточку и носить как украшение.

Воспитатель: ну, что мои юные волшебники, настала пора прощаться с нашей лабораторией.

Воспитатель: давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова:

Хлоп-Хлоп

Топ-Топ, Повернись,

И в ребяток превратись!

III. Подведение итогов.

Воспитатель: что мы делали сегодня?

Дети: проводили опыты, играли, рисовали солью.

Воспитатель: ребята благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт. Но и интересный материал для опытов и творчества. Всем спаси

Публикации по теме:

Детский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возрастаДетский мастер-класс «Удивительная соль» для детей младшего школьного возраста На каждом шагу можно встретить такие симпатичные арт-объекты, как бутылки с цветной солью. Они продаются в магазинах, но такую бутылку.

Конспект интегрированного занятия с элементами экспериментирования «Дары осени» в средней группе Интегрированное занятие с элементами экспериментирования «Дары осени» (средняя группа)Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования в старшей группе «Волшебница вода».П/с: Обобщить знания.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Помощь жителям страны Почемучек» в старшей группе .

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли»Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли» Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования в старшей группе «Путешествие в Царство соли».Лариса Гацко. Блог. Цель:.

Конспект прогулки в подготовительной группе «Удивительная прогулка на луг»Конспект прогулки в подготовительной группе «Удивительная прогулка на луг» Цель: Познакомить детей с лекарственными растениями, которые способствуют укреплению здоровья организма человека и обладают лечебными свойствами.

Конспект НОД с элементами экспериментирования «Волшебная соль»Конспект НОД с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности с элементами экспериментирования «Волшебная соль» Цель: ознакомление детей.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Удивительная вода» Цель: Обобщить знания детей о воде: состояниях и свойствах воды. Задачи: Образовательные: 1. Учить детей проводить несложные опыты с водой.

Маршрут терренкура в подготовительной группе с элементами экспериментирования «В гостях у осени»Маршрут терренкура в подготовительной группе с элементами экспериментирования «В гостях у осени» Организационный момент Приветствие. Встанем мы в кружочек дружно, Поздороваться нам нужно. Говорю я вам «Привет!» Улыбнись скорей в ответ.

Проект в средней группе «Удивительная соль»Проект в средней группе «Удивительная соль» Краткосрочный познавательно-информационный, продуктивный, опытно-экспериментальный групповой проект «УДИВИТЕЛЬНАЯ СОЛЬ» 2021г. Краткосрочный.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Удивительная соль» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Владимировна Казюлина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД с элементами экспериментирования в подготовительной группе «Удивительная соль»
Опубликовано: 20 марта 2023 в 15:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД