Получи документы

Конспект НОД с применением приёмов технологии развития критического мышления

Ольга Марфина
Конспект НОД с применением приёмов технологии развития критического мышления

Конспект непрерывной образовательной деятельности с применением приёмов

технологии развития критического мышления.

Автор конспекта: Марфина Ольга Николаевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Образовательная область: познавательное развитие.

Возрастная группа: подготовительная к школе.

Тема: Применение творческого потенциала через новые приёмы работы с информацией в познавательно-исследовательской деятельности.

Публикация «Конспект НОД с применением приёмов технологии развития критического мышления» размещена в разделах

Культурная практика: познавательно - исследовательская деятельность

Культурно - смысловой контекст: умения конструктивно мыслить при решении интеллектуальных и личностных задач.

Цель: Освоение представлений о «прошлом» в познавательно – исследовательской деятельности на примере доисторических обитателей планеты.

Задачи:

Развития:

1. Дополнить имеющиеся представления детей о динозаврах.

2. Ознакомить детей с элементами профессиональной деятельности учёных-палеонтологов через ролевую игру.

3. Применить умения задавать вопросы по теме, сравнивать, выдвигать предположения, обосновывать свои решения, делать выводы из полученной информации, совершенствовать навыки речевого общения.

4. Развивать творческий и интеллектуальный потенциал, формировать предпосылки универсальной учебной деятельности.

Воспитания:

1. Проявлять инициативу; дружеские отношения, умение слушать до конца и не перебивать товарища.

Предварительная работа:

o Создание на группе библиотеки книг о динозаврах.

o Рассматривание слайдовых презентаций «Гиганты прошлого», «Кто такие динозавры?» и др.

o Просмотр видео «10 самых необычных динозавров», «Аллозавр. Мультфильм энциклопедия динозавров для малышей», «Как рождались динозавры», «Свирепые хищники мезозойской эры».

o Ручной труд - изготовление игрушек самоделок из бумаги (динозавры).

o Изготовление макета вулкана для режиссёрской игры.

o Дидактические настольные игры «Динозавры» (игра – ходилка, «Домино», «Мемополия» (динозавры).

o Изобразительная самостоятельная деятельность с использованием трафаретов, шаблонов; игровые графические упражнения типа «Дорисуй», «Соедини по точкам (по цифрам)» и др; рисование на тему «Придумаю своего несуществующего динозавра и дай ему название».

o Игры с игрушками динозаврами разных размеров; с книжками – наклейками, интерактивными книжками, книгами с окошками.

o С/р игра «По следом динозавров».

o Рассматривание книг и иллюстраций, карты «Мир динозавров», объемных скелетов.

o Исследовательская деятельность по «выращиванию» динозавров при помощи воды.

Размещение и организация рабочего пространства.

Оборудование:

o Интерактивное оборудование (доска, ноутбук)

o Стулья.

o Планшеты по количеству детей с нарисованными таблицами для "Верных и неверных утверждений"; по два цвета ручек (красный и чёрный).

o Сенсорный стол с песком (2шт);

o Инструменты для раскопок (кисти широкие, скребки, совки, лопатки);

o Красные флажки.

Материалы демонстрационные:

o Выставка книг о динозаврах.

o Яркое и красочное пособие "Коробка идей", в ней схемы и картинки, предметы по теме.

o Пособие "Кубик с вопросами" (в окошках чёрно – белые картинки, на которых схематично изображены 6 вопросов по теме)

o 6 суждений по теме (верные и неверные).

o Книга детская Д. Мультановской "Приключения в мире динозавров" (научные сказки).

o Видео «Динозарядка».

o Видеоролик о профессии палеонтолога.

o Скелет стегозавра из солёного теста.

o Картотека палеонтолога с фото скелетов и названиями динозавров.

Ход образовательной ситуации:

Воспитатель обращает внимание детей на книжную библиотеку о динозаврах, отмечает, что все эти книги они подбирали с того момента, как увлеклись этой темой, дети могут похвастаться таким количеством разных книг.

Воспитатель:

- Ребята, с первого дня вы узнавали новости о доисторических обитателях планеты, зарисовывали схемы, приносили картинки, игрушки из дома. Все «идеи» каждый день складывали в коробку.

Приём «Коробка идей» (используется с целью актуализации и обобщения имеющихся представлений по теме).

- Давайте в игре вспомним, что нам уже известно о динозаврах?

Дети перебирают содержимое коробки, выбирают картинки, опорные схемы, предметы и в обобщающей беседе подводят итоги.

Воспитатель:

- Замечательно, это было здорово! Ребята, я радуюсь вашим успехам!

Воспитатель предлагает игру «Кубик с вопросами» (каждая сторона кубика несёт вопрос на соответствующую тему. Воспитатель побуждает детей рассмотреть символы, озвучить вопрос и ответить на вопросы. (групповая работа).

Приём "Кубик с вопросами" (дети сидят на ковре)

1. Кто это?

2. Сравни? (на что или кого похож)

3. Дай описание? (как выглядели)

4. Интересный факт? (из жизни динозавра)

5. За - против? (положительные и отрицательные стороны существования динозавров, если бы они дожили до наших дней)

6. Приведи пример? (где или когда услышал или узнал интересное о динозавре)

Воспитатель:

- Замечательно, мне понравился ход ваших мыслей.

(хвалит индивидуально: никто бы не смог привести пример лучше! Ты превзошёл сам себя, называя положительные стороны! Когда ты ответила на вопрос «сравни», ты была сегодня на высоте)

- Оказывается, части тела динозавры идеально развиты для бега, ходьбы, прыжков, полётов, для плавания. Как это у них получалось? Готовы размяться и пофантазировать?

Видео физминутка «Динозарядка» (фрагмент)

Саша Перепечко вступает в разговор и радостно сообщает:

- Ольга Николаевна, я сегодня принёс новую книгу о динозаврах!

Воспитатель предлагает принести её и показать всем ребятам. Ребёнок демонстрирует книгу детям.

- Саша, а тебе понравилась книга?

Саша высказывает проблему:

- Да, очень понравилась! В книге даже рассказывается о профессии учёных, которые изучают вымерших животных, но мало. Я бы хотел больше узнать о них!

- Саша, это замечательно, не переживай! Ребята, кто сможет помочь Саше узнать о новой профессии? Кто хочет больше узнать интересного о динозаврах? (заручается поддержкой детей)

Приём «Верные и неверные утверждения» (прием «Верные и неверные утверждения» используется с целью проверки усвоенного материала по теме, индивидуальная работа)

Воспитатель предлагает детям игру «Верите ли вы, что.»

Каждому ребёнку воспитатель предлагает взять планшет с таблицей, которую нужно заполнить, устроится, где им удобно.

Воспитатель читает утверждение, если утверждение верное, дети ставят ручкой с красным стержнем под цифрой, соответствующей номеру утверждения - плюс, если не верное - минус. Полагаются на свой личный опыт или угадывание.

Воспитатель заранее приготовил 6 суждений (верные и неверные) под номерами:

1. Слово "динозавр" означает "ужасная ящерица".

2. Динозавры откладывали яйца.

3. Палеонтолог изучает останки древних городов.

4. Динозавры питались только травой.

5. Обитали динозавры даже в Антарктиде.

6. О динозаврах человеку ничего не известно.

Воспитатель предлагает отложить планшеты с таблицей. Дети настраиваются на изучение нового материала.

Показ видео (Смешарики. "Палеонтология", фрагмент). Гимнастика для глаз.

Воспитатель:

- Ребята, как называется профессия человека, который изучает древних животных и растения? Верно! Это учёный-палеонтолог. Палеонтологи на местах раскопок при помощи специальных инструментов - кисть, скребок, совок, шаг за шагом, откапывают и изучают кости. Раскопки ведутся очень аккуратно. Все окаменелости вымерших животных и останки ученые изучают и выставляют их в палеонтологических музеях.

- Кто хочет поучаствовать в раскопках и на время стать палеонтологом?

Приём «Ролевая игра» (приём используется с целью удивить детей, заинтересовать при получении новой информации).

Воспитатель подводит детей к сенсорному столу с песком, обращает внимание детей.

- Посмотрите, ребята, раскопки будем вести в тех местах, которые обозначены флажками. Для этого объединитесь в пары, вам на двоих приготовлены необходимые инструменты. Оденем перчатки и осторожно, не торопясь, будем снимать грунт, слой за слоем, сначала скребком, а когда появятся окаменелости, будем кисточкой расчищать грунт вокруг неё, пока не достанем полностью.

В ходе ролевой игры дети обнаруживают и извлекают части скелета динозавра.

Воспитатель хвалит детей:

-Мои поздравления, уважаемые палеонтологи! Замечательно! Вы близки к истине!

- У палеонтологов есть специальная картотека с названиями динозавров.

Найденные останки дети сравнивают с картотекой и узнают, какому динозавру они принадлежат (стегозавр).

Воспитатель:

- Ребята, давайте с помощью игры "толстые и тонкие вопросы" обсудим проблему вымирания?

Приём "Толстые и тонкие вопросы" (используется с целью научить детей формулировать вопросы разного типа по ходу игры. Дети сами задают «тонкие вопросы», чтобы ответ был односложный - «да» или «нет»; «толстый» вопрос подразумевает развёрнутый ответ).

Данный приём применяется для формирования личностного отношения к проблеме, для целостного осмысления и обобщения полученной информации, присвоения нового знания.

Примерные вопросы, которые могут, задать дети:

- Сейчас с планеты вымирают животные? (да)

- Человек виноват в этом? (да)

- Когда животные исчезают, это хорошо? (нет)

- Их можно спасти? (да)

- Почему вы думаете, что можно спасти вымирающие и редкие виды животных?

(предполагаемые ответы детей: для этого надо перестать сжигать леса, убивать животных, вырубать деревья, отравлять почву, загрязнять водоёмы….)

- Ребята, замечательно! Когда вырастите, вы не допустите исчезновения животных с лица Земли. Вы сможете решить любую проблему.

Воспитатель возвращает детей к игре «Верные и неверные суждения». В конце занятия идет проверка. Снова читаются утверждения, а дети ручкой чёрного цвета ставят соответствующий знак в таблице.

Воспитатель спрашивает у детей, изменилось ли их мнение относительно какого-либо утверждения и почему.

Воспитатель:

- Вы сегодня показали себя знающими, прекрасными собеседниками, толковыми палеонтологами. Я вами горжусь!

Воспитатель отмечает индивидуальные успехи детей: Ты всех порадовал своей внимательностью к товарищам! Я знала, что ты сможешь справиться с любой задачей! Умничка! Я никогда в тебе не сомневалась!

- Ребята, а зачем мы сегодня всё это делали? (предполагаемый ответ детей: чтобы помочь Саше узнать о профессии палеонтолога; больше узнать интересного и нового).

- А кому вы ещё расскажите о динозаврах и профессии палеонтолог? (предполагаемые ответы детей: маме, младшему брату, бабушке.)

Переход к самостоятельной деятельности. Дети возвращаются к раскопкам и составляют скелет стегозавра из обнаруженных останков по фото из картотеки.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников»Фотоотчёт о городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Фотоотчёт о Городском семинаре в ДОУ «Современные технологии развития логического мышления дошкольников» Главной целью системы образования.

Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель»Дидактическая игра по технологии ТРИЗ для развития подвижности мышления и творческого воображения «Карусель» .

Конспект НОД по речевому развитию с применением технологии наглядного моделирования и ИКТ «Волшебная страна» Конспект открытой непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе с применением технологии наглядного.

Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе.Конспект занятия с применением технологии плоскостного моделирования во второй младшей группе. Интеграция образовательных областей: 1. Речевое развитие 2. Познавательное развитие 3. Художественно-эстетическое развитие. Цель: закрепить.

Конспект занятия во второй младшей группе с применением ИКТ и игровой технологии «День рождения цыплёнка»Конспект занятия во второй младшей группе с применением ИКТ и игровой технологии «День рождения цыплёнка» Цель: создать условия для проявления детьми речевой и познавательной активности. Задачи: - Воспитывать желание порадовать игрового персонажа;.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД с применением приёмов технологии развития критического мышления (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ольга Марфина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД с применением приёмов технологии развития критического мышления
Опубликовано: 3 февраля 2024 в 05:42
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД