Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной группы

Анна Гулевич
Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной группы

Конспект НОД

«Коммуникативная деятельность» /Развитие речи/

Тема: «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной к школе группы

Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи

Программные задачи:

Закрепить в речи детей обобщающие понятия по теме, умение образовывать относительные прилагательные, умение находить подходящее слово, отвечать на вопросы;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Лексические игры и упражнения“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах

Развивать связную речь;

Развивать у детей слуховое восприятие, словарный запас, грамматически правильную речь;

Воспитывать умение работать коллективно, дружно; воспитывать внимание, усидчивость, интерес к занятию, желание учиться;

Методы и приемы:

Словесные: вводная беседа, решение проблемной ситуации, стихотворение И. Сурикова «Зима», вопросы к детям, пояснения, актуализация раннее полученных знаний;

Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;

Игровые: игровой персонаж «Снежинка», физминутка «Зимний лес», упражнение «Доскажи словечко», игра "Какой? Какая?", игра: «Перескажи», игра "Скажи наоборот", игра «Найди разницу», упражнение «Сравните выражение».

Материал и оборудование: Картинки белочка, зайчик, снежинка.

Ход НОД:

1. Мотивация: введение в ситуацию

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся и настроимся на занятие!

Я люблю наш детский сад

В нём полным полно:

Мышат? - Нет

Цыплят? - Нет!

Утят? - Нет

Бельчат? - Нет!

Ребят? - Да!

Знаю я, когда мы вместе

Настроение чудесней!

Что ж, пора нам заниматься,

Будем очень мы стараться!

(дети садятся на места)

Воспитатель: Ребята сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня будем играть. Какие игры вы знаете? (Предполагаемые ответы детей - подвижные, настольные, и т. д.)

Воспитатель: Мы сегодня будем играть в речевые игры. Это игры, которые формируют нашу речь.

2. Актуализация опыта участников деятельности:

Воспитатель: Сегодня утром к нам залетела снежинка. Как вы думаете, как она у нас оказалась? (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Предполагаемые ответы детей - зима).

Воспитатель: Почему вы так думаете? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте подумаем, что любит Зима? (Предполагаемые ответы детей - снег, холод, снежинки)

- Скажите, как называется такое явление природы, когда идет снег? (Предполагаемые ответы детей - снегопад).

- А как называется такое явление природы, когда идет снег и дует ветер? - (Предполагаемые ответы детей - метель).

- А что такое сугробы? (Предполагаемые ответы детей - сугробы – это много, много снега, который намела метель).

- Какие зимние месяцы мы знаем? (Ответы детей).

- А сейчас у нас какой идет месяц? (Ответы детей).

- Назовите мне, пожалуйста, признаки зимы (Предполагаемые ответы детей - холодно, морозно, дни короткие, ночи длинные, идет снег, все покрыто снегом, а река покрыта льдом, земля замерзшая, люди надевают теплую одежду, стало мало птиц, исчезли насекомые, растения спят, деревья стоят без листвы. Некоторые животные залегли в спячку, другие изменили окраску).

Воспитатель: За зимнюю красоту люди придумали ей ласковые названия: «Зимушка - зима», «Гостья - зима», «Зима-волшебница». И каждого человека она очаровывает своей красотой. Поэты, художники, композиторы очень часто в своих произведениях любят рассказывать нам о зиме. Послушайте отрывок стихотворения, какими замечательными словами говорит о зиме русский поэт Иван Захарович Суриков:

Белый снег пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле забелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес, что шапкой, принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно.

3. Затруднение в ситуации:

Воспитатель: Ребята, а снежинка не простая, а волшебная. Она хочет с нами поиграть. И она приготовил для нас задания. Вы хотите поиграть снежинкой? (Ответы детей).

- Я не сомневалась в вашей отзывчивости!

Воспитатель: Мы с вами сейчас тоже расскажем о зиме. Я предлагаю вам поиграть в снежки.

4. Открытие детьми нового знания (способа действий):

Игровое упражнение «Снежный ком»

Воспитатель: Я бросаю снежный ком, а вы должны одним словом сказать, какая бывает зима? (Предполагаемые ответы детей - сказочная, волшебная, пушистая, морозная, снежная, суровая, радостная, злая, колючая, вьюжная, весёлая, белоснежная, чудесная).

Воспитатель: Ребята, для того, чтобы выполнить следующее задание волшебной снежинки, мы с вами побываем в зимнем лесу (воспитатель проводит физминутку около стульчиков).

Физминутка «Зимний лес»

Мы пришли в зимний лес /ходьба на месте/

Сколько здесь вокруг чудес! /разводят руки в стороны/

Справа березка в шубке стоит, слева елка на нас глядит /руки отводят в указанную сторону и смотрят/.

Снежинки в небе кружатся, /отводят руки и прослеживают взглядом/

И на землю красиво ложатся /движение «фонарики» и смотрят вверх/.

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Снежинка нам приготовила еще одно задание. Хотите узнать какое? (Ответы детей)

Упражнение «Доскажи словечко»

Воспитатель: Нам нужно подобрать подходящие слова.

Тихо, тихо, как во сне,

Падает на землю ….(снег)

С неба все скользят пушинки –

Серебристые…. (снежинки).

На поля и на лужок

Все снижается ….(снежок).

Вот веселье для ребят –

Все сильнее (снегопад).

Все бегут вперегонки,

Все хотят играть в …. (снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился. (снеговик).

Рядом снежная фигурка –

Это девочка (снегурка).

На снегу – то посмотри?-

С красной грудкой (снегири).

Словно в сказке, как во сне,

Землю всю украсил (снег).

Воспитатель: На какое слово похожи все отгаданные слова? (Предполагаемые ответы детей: снег).

Воспитатель: Все слова образованы от слова снег, это однокоренные слова.

Воспитатель: А теперь назовите слова от слова "зима" (Предполагаемые ответы детей: зимняя, зимний, зимушка, зимовать, перезимуем, предзимний).

Воспитатель: Ребята, вы любите играть? Снежинка нам приготовила еще игру.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка:

Игра "Какой? Какая?"

Воспитатель: Друзья мои, нам нужно подобрать прилагательные.

Снег (какой) - белый, пушистый, мягкий, сырой, блестящий, холодный.

Солнышко (какое) – яркое, лучистое, тёплое, ласковое, блестящее, весёлое, большое, радостное.

Мячик (какой) - круглый, большой, маленький, резиновый, гладкий, яркий.

Трава (какая) – молодая, зелёная, первая, нежная, душистая, долгожданная.

Платье (какое) - красивое, нарядное, лёгкое, тёплое, узорчатое, праздничное.

Игра: «Перескажи».

- Снежинка пришла не одна она привела своих друзей. И приготовила про них рассказ. Вы должны его пересказать. (Воспитатель показывает зверей и читает рассказ).

Белочка рыжая, пушистая, шустрая, быстрая, смелая, сообразительная; она карабкается на сосну, собирает грибы, накалывает их для просушки, запасает шишки, чтобы на зиму были орехи.

Зайчик — маленький, пушистый, пугливый, дрожит от страха.

Игра "Скажи наоборот"

Воспитатель: Скажи наоборот, нам нужно подобрать противоположные слова.

низкий – высокий

умный – глупый

белый – черный

веселый - грустный

мягкий – твердый

кислый – сладкий

длинный – короткий

тяжелый – легкий

новый – старый

шумный – тихий

чистый – грязный

узкий – широкий

хороший – плохой

злой – добрый

Игра «Найди разницу»

Воспитатель: Ребята, помогите мне разобраться со словами, они звучат одинаково. Но между ними есть разница. Кто сможет ее найти?

День - Лень; Кот - Кит; Сын - Сон; Дом - Дым.

- Какие звуки показывают, что образовались новые слова? (Ответы детей).

Воспитатель: И еще одно задание вам приготовила снежинка

Упражнение «Сравните выражение»

- С чем можно сравнить?

Небо синее – точно… (море)

Снег мягкий – словно… (пух)

Платье оранжевое – точно… (апельсин)

Сок холодный – как… (лед)

-Молодцы ребята. Снежинки понравилось, как вы справились с заданиями. Ей пора возвращаться к своим подружкам.

6. Рефлексия участниками образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, как вы считает, мы выполнили задания Волшебной снежинки? (Ответы детей).

Воспитатель: Давайте вспомним, в какие игры мы играли? (Ответы детей).

Воспитатель: Мне понравилось, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? (Ответы детей).

Воспитатель: Как вы думаете, пригодятся нам эти знания? (Ответы детей).

Воспитатель: Какое задание вызвало у вас затруднение? (Ответы детей).

А какое задание понравилось больше?

Воспитатель: Вы меня сегодня удивили, порадовали, думаю, и вам было интересно (Ответы детей).

Воспитатель: Я хочу, чтобы частичка нашего занятия осталась в вашем сердце, и чтобы вот этот необычный волшебный, снежный комочек вас порадовал (воспитатель раздает конфеты для детей).

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Игры по развитию речи для старшей и подготовительной к школе группы Упражнение «Путаница» Из каких слов образовались: ОГУРБУЗЫ – огурцы и арбузы ПОМИДЫНИ – помидоры и дыни РЕДИСВЕКЛА – редиска и свекла ЧЕСЛУК.

Конспект игры «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе Конспект «Что? Где? Когда?» по развитию речи в подготовительной к школе группе. Воспитатель: Баландина М. В., "ЦРР - Детский сад №224",.

Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения»Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Конспект НОД по развитию речи для подготовительной группы на тему «Зимние игры, забавы и развлечения» Цели: закрепить название зимних.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Лексические упражнения» Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Лексические игры».Задачи. Продолжать учить делать звуковой анализ слов.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи «Морские обитатели» для детей подготовительной группы Конспект образовательной деятельности по развитию речи. "Морские обитатели". Подготовительная группа. Задачи: Расширять представления по.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «В гостях у сказки» Задача: Закрепление детьми знаний о русских народных сказках. Цели: Образовательная: познакомить детей со сказкой "Сестрица Аленушка.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Дорога добра»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Дорога добра» Цель : Расширить и углубить знания детей об окружающем мире через сказки. Учить сопереживать, понимать и изображать эмоциональное состояние.

Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А»Конспект занятия по развитию речи для детей подготовительной группы «Звук [А] и буква А» Цели: Формировать знания детей о звуке и букве А. Закрепить зрительный образ буквы. Совершенствовать умение выделение буквы А из начала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной группы
Опубликовано: 30 августа 2021 в 14:39
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Лексические игры и упражнения» для детей подготовительной группы» (включая файлы) размещена пользователем Анна Гулевич на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД