Лучший педагог года

Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»

Альянова Светлана Юрьевна
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»

Тема: «Цепочки питания»

Цель: Знакомство с понятием «цепь питания»

Задачи:

1. Формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки;

2. Развивать мыслительную и речевую активность, познавательный интерес к природе в процессе выполнения игровых заданий;

3. Воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации.

Публикация «Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе „Цепочки питания“» размещена в разделах

Материал: конверт с «письмом» от лесника, картинки с изображением травоядных и хищных животных, карточки с изображением животных и тем, чем они питаются.

Ход занятия:

В самом начале занятия воспитатель настраивает детей на предстоящую деятельность, побуждает сесть ровно, следя за осанкой своих воспитанников, здоровается с ними.

Воспитатель: Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть. Сегодня утром я получила письмо от лесника. А вы знаете кто такой лесник? Где он живет?

Дети: Лесник - это человек, который следит за порядком в лесу, чтобы никто не обижал животных в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья.

Воспитатель: Правильно, дети. А теперь послушайте, что написано в письме, которое прислал нам лесник.

Педагог вскрывает конверт и читает письмо детям:

Воспитатель: «Здравствуйте, мальчики и девочки! Пишет вам лесник. В моем лесу гибнут деревья, т. к. у них поедена кора. Правда, в лесу совсем недавно разрешили охоту на волков. Ребята, пожалуйста, помогите разобраться в случившемся! Я не могу понять, почему в таком объеме поедается кора деревьев».

Принятие цели идет за счет создания этой проблемной ситуации: помочь леснику разобраться в данном вопросе:

Воспитатель: Какая беда у лесника! Поможем ему?

Дети: Да!

Воспитатель: А для того, чтобы помочь леснику, давайте сначала вспомним, кто такие хищники, а кто такие травоядные.

С этой целью педагог организует беседу с детьми:

Воспитатель: Кто питается растениями (травами, корой деревьев?

Дети: Олени, газели, зайцы (и т. п.)

Воспитатель: А как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Дети: Животные, которые питаются растительной пищей, называются травоядными

Воспитатель: А как тогда называются животные, которые питаются не растениями?

Дети: Их называют хищниками

Воспитатель: А почему их так называют?

Дети: Потому что они поедают других животных.

Воспитатель: А каких животных они поедают?

Дети: (перечисляют, кого может есть тот или иной хищник)

Педагог обобщает ответы детей после проведения беседы.

После беседы воспитатель предлагает поиграть в игру «Кто быстрее?» Игра проводится с целью закрепления знаний о том, какие животные относятся к хищникам, а какие к травоядным.

Воспитатель: Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда мальчиков, команда девочек. Мальчики отбирают картинки, на которых изображены хищные животные, девочки – на которых изображены травоядные. Чья команда быстрее и безошибочно справится с заданием, та и становится победителем.

В ходе объяснения правил игры педагог обращает внимание на ассоциативный ряд: мальчики отбирают хищников, т. к. такие животные ассоциируются с силой, тем самым решая задачи гендерного воспитания.

Воспитатель спрашивает детей, почему они для своей команды отобрали ту или иную картинку, побуждая детей отвечать полным ответом, грамматически правильно выстраивая предложение (интеграция с областью «Речевое развитие»). Вместе с детьми определяет результат игры, подводя итоги.

После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог для того, чтобы решить проблему лесника предлагает детям дидактическую игру «Кто чем питается?», в которой необходимо соотнести корм с животным (например, лист поедает гусеница, зайца – волк и т. п.).

Воспитатель: В этой игре вам необходимо подобрать животному корм. Для этого вам нужно вспомнить, кто чем питается и соединить картинки с изображением животного и его пищи.

Воспитатель отмечает детей, которые быстро и самостоятельно справляются с заданием, формируя тем самым не только положительную самооценку воспитанников, но и положительное отношение к тому, что изучается на данном занятии.

По окончанию данной игры педагог проводит физкультминутку «Вместе по лесу идем», имеющую оздоровительную направленность. Цель физминутки: предотвратить утомление детей.

Вместе по лесу идём (Имитация ходьбы на месте)

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Дети останавливаются)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся)

В следующем игровом задании (цель: знакомство с цепью питания) педагог предлагает объединиться и посмотреть, что можно еще добавить к тем частям, что у них уже получились (например, к части «лист дерева – гусеница» можно добавить картинку с изображением синицы, к части «кора дерева – заяц» можно приложить еще волка). Таким образом, получается цепь питания.

В процессе выполнения игрового задания, воспитатель спрашивает детей, почему они прикладывают ту или иную картинку, составляя цепочку, активизируя мыслительную и речевую деятельность детей. Воспитатель с помощью этого игрового задания подводит детей к понятию, что такое цепь питания. По окончанию задания педагог вместе с детьми делает вывод о том, что между обитателями леса существует пищевая зависимость – травоядные едят растения, а травоядных поедают хищники.

С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки:

Воспитатель: Что будет, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи (лист дерева – гусеница – синица) синицу?

Дети: Гусениц в лесу станет больше, и они уничтожат деревья, поедая листву.

Воспитатель: А если уберем из этой (зерно – мышь – сова) мышь?

Дети: Совам нечем будет питаться (и т. п.)

После того, как на эти вопросы детьми были найдены ответы, и педагог их обобщил, он предлагает вновь вернуться к письму лесника, просит детей вспомнить, о чем говорилось в письме. Если необходимо, педагог вновь его зачитывает.

Воспитатель: Итак, о чем говорилось в письме?

Дети: Лесник просил помощи разобраться в ситуации, почему гибнут деревья.

Воспитатель: Так из-за чего лесник столкнулся с такой проблемой, - что в лесу поедается кора и гибнут деревья?

Дети делают вывод о том, что случилось в лесу, - это результат деятельности охотников, - нарушились пищевые цепи «кора дерева – заяц – волк» или «кора дерева – изюбр – волк».

Дети: Из-за того, что охотники отстреляли хищников, которые поедали травоядных. Травоядных стало больше, - они поедают кору деревьев, из-за чего деревья и погибают.

Воспитатель вновь обобщает выводы детей.

Воспитатель: Нарушение одного звена «волк» способствует изменению пищевой цепочки. Какие меры тогда необходимо предпринять, чтобы сохранить деревья в лесу?

Дети: Нужно запретить охоту на волков или ограничить ее.

После того как вывод сделан, акцентирует внимание на интерактивном взаимодействии детей.

Воспитатель: Дети, какие вы – молодцы! Как легко и быстро вы нашли ответ на вопрос лесника и помогли ему разобраться с возникшей проблемой! Любое дело получается успешным, когда оно делается с желанием и в дружном коллективе.

Педагог создает эмоциональный настрой на следующую деятельность – возраст детей позволяет оставить конец занятия «открытым»:

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам разбиться на пары и попробовать нарисовать ответ леснику, т. к. писать вы еще не умеете. Вы можете выбрать любой материал для рисования: фломастеры, краски, карандаши, восковые мелки.

Таким образом, педагог получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.

Публикации по теме:

Конспект занятия по экологическому воспитанию детей старшего возраста «Что растёт и кто живёт в лесу?» Тема воспитания: «Что растёт и живёт в лесу?» Программные задачи: Уточнить представление детей о лесе, как сообществе, в котором живут.

Перспективное планирование по образовательной области «Познание целостной картины мира» Подготовительная группа (часть 2) ФЕВРАЛЬ Тема Программное содержание: 1. «Цепочки в лесу» (С. Н. Николаева с. 89) Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по экологии в подготовительной к школе группе «Цепочки питания»
Опубликовано: 23 ноября 2014 в 08:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД