Лучший педагог года

Конспект НОД по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода» (2 фото)

Наталья Стародубцева
Конспект НОД по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»

Цель: дать представление о русской избе, жилище крестьянской семьи, познакомить с предметами старинного русского быта.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, прялка, посуда, коромысло и т. д.).

-знакомить детей с предметами домашней утвари их названиями предназначением

Публикация «Конспект НОД по теме „Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода“» размещена в разделах

-учить детей знать характерные особенности деревенской посуды.

-активизировать употребление в речи названия материалов из которых они изготовлены

-учить образовывать прилагательные от существительного.

-воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным играм и традициям своего народа.

Оборудование: мультимедийная установка, слайды с изображением избы, макеты избы с предметами быта (печь, лавки, стол, старинная посуда, прялка, коромысло, половики, коврики.

Ход занятия:

- Здравствуйте гости дорогие, гости званные и желанные. Посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Давайте поздороваемся с ними по русскому старинному обычаю.

(кланяются, прижав руку к сердцу)

- Здравствуйте.

Меня зовут Наталья или Натальюшка.

А вас как ласково зовут?

Словесная игра «Назови ласково».

- Сегодня вы пришли ко мне в гости, русскую избу- она у меня да красивая какая! В моей избе много интересных и незнакомых вам вещей. Я вам буду загадывать загадки, а вы попробуйте отгадать и найти в избе предмет, о котором мы с вами говорим.

Слушайте мою загадку:

«Всех накормит, обогреет

Варежки сушить поможет

Деток спать она уложит».

- Правильно, печка. Молодцы.

- Для чего нужна была печь в избе? (в ней еду готовили, она обогревала дом. На печи можно было даже спать).

- Скажите, как называли человека, который умел класть печь? (печник).

- Из чего складывали печь? (из кирпичей).

- Значит она какая? (кирпичная).

- Встану я рано утром, первым делом растапливаю печку, растопится печка – жарко становится – пора и готовить.

- Но в какой посуде готовить? Чтобы ответить на этот вопрос слушайте мою следующую загадку:

«Он как круглая кастрюля

Он чумазый, не чистюля

Где там в печке уголек

Сварит кашу…» (чугунок).

- Какая необычная посуда. А ну-ка еще раз скажите, как называется? (чугунок).

- Попробуйте, подержите какой он? (тяжелый).

- А может быть кто-нибудь знает почему его называют чугунок? (потому, что он сделан из чугуна).

- Чугун – это такое железо, чугунок сделан из чугуна – значит он какой? (чугунный).

- Как же можно было достать из печи горячий чугунок?

- Здесь нужен был другой помощник. Слушайте про него загадку:

«Из русской печи

Кашу тащи

Чугунок очень рад

Что схватил его…» (ухват).

- Хорошо, молодцы.

- А вы знаете что представляет собой ухват? (деревянная палка с металлической рогаткой на конце).

- А для чего нужен был в доме ухват? (для того чтобы ставить чугунок в печь и не обжечься).

- Слушайте мою другую загадку:

«Выпускает жаркий чай

Древний чайник…» (самовар).

- Правильно, молодцы. Какое интересное название – самовар - это значит сам варю.

- А что же он варит? (чай).

- Это самовар, вот место для щепок, а здесь – для воды, кран открывается, чай наливается. За самоваром собиралась вся семья, пили горячий чай с медом, пирогами, блинами.

- А как вы думаете, сейчас в наше время самоваром пользуются? (да).

- Сейчас они стали электрические.

- Раньше не было холодильника, как вы думаете в чем хранили молоко? (крынке, кувшине).

- Крынка, кувшин – что это? (это посуда).

- Из чего она сделана? (из глины).

- Значит она – глиняная. Крынка глиняная, она плохо нагревалась, поэтому молоко не портилось.

- А вот у крынки родной братишка может быть, кто знает как его называют? (горшок).

- Раз он родной братишка, из чего он сделан? (из глины).

- Значит он какой? (глиняный).

- А чем он отличается от крынки? (формой, высотой).

- Засиделись мы с вами пришла пора и поиграть. «Делу время, а потехе час» - так говорят русские люди. Приглашаю всех в кружок, за руки дружно беритесь.

Про игру я сейчас вам расскажу и играть научу.

Игра: «Жмурки с колокольчиком».

- Слушаем следующую мою загадку:

«Воду дед носил с утра

Каждый раз по два ведра

На плечах дугой повисло

Держит вёдра…» (коромысло).

- Из чего делали коромысло? (из дерева).

- По краям, что делали? (крючки).

- Для чего? (для ведер).

Коромысло можно носить на одном плече или двух. (показ).

- Кто хочет попробовать пронести ведерки?

Хорошо. Молодцы.

- Слушаем следующую загадку:

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка).

- Правильно. Это – прялка.

- В старину в каждой избе были прялки. (показ воспитателя).

Одна рука тянет нитку, а другая рука вращает веретено, получались вот такие нити, их сматывали в клубочек, а потом вязали носки, варежки.

- Посмотрите на пол. Чем покрыт пол? (ковриками, половиками).

- Половики какой формы? (прямоугольные).

- А еще какие? (длинные).

- А коврики какой формы? (круглые).

- Для чего пол покрывали? (для тепла).

- Сегодня, вы были у меня в гостях – русской избе. Вам понравилось?

А хотите мы с вами еще поиграем.

Игра «Что было, что стало».

- Где готовили еду в старину? (в печке).

- А мы сейчас где готовим? (на газовой плите).

- В чем раньше кашу варили? (в чугунке).

- А мы сейчас где готовим? (в кастрюле).

- В чем раньше готовили чай? (в самоваре).

- А мы сейчас? (в чайнике).

- Зачем нужно было коромысло? (воду носить).

- А у нас сейчас? (водопровод).

- Какие вы умные и смышленые. Я очень рада, что вы ко мне пришли. Все загадки отгадали, в игры со мной поиграли.

Русские люди всегда славились своим гостеприимством и любили угощать пирогами, пряниками. А я для вас баранки испекла на дорожку. Вот в корзиночку сложила. Придете в группу покушаете и друзей угостите.

-Ну, а теперь до свидания, гости дорогие. Приходите еще ко мне в гости.

Конспект НОД по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
Фото «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. ФотоотчетРазвитие мелкой моторики рук детей предметами домашнего обихода. Фотоотчет Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая.

Беседа по теме «Минин и Пожарский — защитники земли русской». Цель: продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни.

Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обиходаЗнакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода Цель:познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям. Задачи: • познакомить детей.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Фотоотчет «Знакомство с русской печкой»Фотоотчет «Знакомство с русской печкой» Для знакомство детей с русскими народными традициями, я изготовила макет русской печи и предметами старинного русского быта (кочерга,чугунок,.

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрешкой» Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе на тему «Знакомство с русской матрешкой».Программное.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группеКонспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» во второй младшей группе Конспект интегрированного занятия «Знакомство с русской избой» 2 младшая группа. Задачи: -Познакомить детей с предметами старинного русского.

Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой»Конспект занятия в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в разновозрастной группе «Знакомство с русской матрёшкой» Цель: продолжать знакомить детей.

Пластилинография и знакомство с русской матрешкойПластилинография и знакомство с русской матрешкой В дошкольном возрасте большинство психических функций находится в стадии формирования, поэтому при работе с дошкольниками так важно больше.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по теме «Знакомство детей с русской избой и с предметами ее обихода»
Опубликовано: 4 января 2020 в 20:53
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД