Папки-передвижки

Конспект НОД по речевому развитию «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Оксана Арчакова
Конспект НОД по речевому развитию «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по познавательно - речевому развитию

на тему: «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос». Дидактическая игра «Я – вам, вы – мне».

Воспитатель: Арчакова О. В.

старше – подготовительная группа

городской округ Жуковский

2022 год

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Чтение сказки А, Ремизова „Хлебный голос“» размещена в разделах

Цель. Познакомить детей со сказкой А. Ремизова «Хлебный голос», выяснить, согласны ли они с концовкой произведения. Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении.

Задачи:

Образовательные

• Познакомить детей с новой авторской сказкой.

• Продолжать учить узнавать сказки по заданию.

• Продолжать учить отвечать полными предложениями.

• учить работать в коллективе, согласовывать свои действия с действиями других детей.

Развивающие :

• Совершенствовать умение детей воспроизводить последовательность слов в предложении

Развивать способность восстанавливать в памяти сказочный сюжет.

• Продолжать работу по составлению сказок с помощью моделей, схем.

• Совершенствовать умения художественно-речевой деятельности;

Развивать воображение, фантазию, мышление, усидчивость, внимание Воспитательные:

• Воспитать интерес к авторским сказкам.

• Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, сострадание, взаимопомощь.

Методы: Словесный, игровой, словесно-логический, частично-поисковый, проблемный, ИКТ, самостоятельный.

Приемы:

Художественное слово (пословицы, загадки, стихи, пояснения, поощрение, пальчиковая гимнастика, физминутка, построение мнемотехнической дорожки, самостоятельная деятельность детей.

Словарная работа:

Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая, большухой, намедни, обедня, седни.

Индивидуальная работа:

Добиваться ответа полными предложениями.

Помочь затрудняющимся детям в построении мнемотехнической дорожки и складывании картинки по сюжету сказки.

Оборудование:

стенд с книгами, планшет, игра «Сложи сказку» (пазлы, карточки для построения мнемотехнической дорожки.

Этапы Действия, деятельность педагога Действия, деятельность

(последовательнос ть)

деятельности детей,

Выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

1. Организационный этап (3 - 5 мин)

Введение в ситуацию.

Задача:

мотивировать детей на включение в деятельность Внимательно слушают, рассматривают и называют любимые книги, рассуждают.

Создание проблемной ситуации

(постановка цели) Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный?

А какие голоса есть? Слушают воспитателя, отвечают на поставленные вопросы.

2. Основной этап (15 – 20 мин)*

Мотивирование к деятельности - вы хотите узнать, какой голос дальше других слышен? (Да) Что нам для этого надо? Рассуждают, отвечают на вопросы.

Высказывают предположения.

Проектирование решения проблемной ситуации На Руси всегда к хлебу относились с почтением, с уважением, как к чему-то святому. О хлебе сочиняли стихи, пели песни. С хлебом связаны многие обычаи россиян: хлебом – солью встречают самых дорогих гостей.

Сегодня я прочитаю вам сказку «Хлебный голос».

Чтение сказки. Затем повторяю ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дольше слышен». Прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой. Выясняю у них, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают?

Рассказываю о том, что люди всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома

погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уток на пруду покормить». Слушают сказку, отвечают на поставленные вопросы.

Выполняют физминутку.

А сейчас немного отдохнём.

Выполнение действия Напоминаю детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

А сегодня мы поиграем. Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Светлана Викторовна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Предлагаю для анализа предложение из стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Стёпа» и выясняю, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указал педагог, произносит первое слово, а все дети говорят: «Раз!» и т. д. После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а педагог анализирует его.

Когда предложение прозвучало, начинаем считать в нём все слова, называя их.

Например, предложение «Котенок спрятался под шкаф» анализируем так: «В предложении четыре слова:

котенок, спрятался, под (это самостоятельное слово, шкаф». Дети отвечают на поставленные вопросы.

3. Заключительный этап (7 - 8 мин)

Рефлексия, анализ результатов деятельности - Построение мнемотехнической дорожки на доске с использованием карточек;

- Д/и «Сложи сказку» - Обсуждение «Что же такое хлебный голос

- Вопрос к детям: «Правильно ли, что Поля в семье стала «старшей», может давать советы самому царю?»

Работа у доски с использованием карточек.

Складывание иллюстраций – пазлов.

Индивидуальные высказывания детей.

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Ребята, обратите внимание, у меня на стенде разные книги: книги со сказками, книги, в которых стихотворения, книги- энциклопедии, познавательные книги, книжки-малышки.

Все что создано умом

Все к чему душа стремится

Как янтарь на дне морском,

В книгах бережно хранится.

Вспомните пословицы о книге.

Дети: Кто много читает, тот много знает.

Книга учит жить, книгой надо дорожить.

Книга – маленькое окошко, через него весь мир видно.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Книга поможет в труде и выручит в беде.

Хорошая книга – ярче звездочки светит.

Воспитатель. Испокон века книга растит человека. Посмотрите на нашу выставку. Здесь наши любимые книги. Какие книги вы здесь видите?

Ответы детей.

Воспитатель: Среди этих книг есть книги со сказками. А вы любите сказки? А как можно сказать о сказке, какая она?

Ответы детей: Волшебная, чудесная, забавная, поучительная, остроумная, умная, интересная, добрая, загадочная, необычная, радостная, мудрая и т. д.

Пальчиковая гимнастика «Любимые сказки»

(Дети поочередно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.)

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть

Рукавичка, Теремок, Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят.

Этим сказкам каждый рад.

Воспитатель: Ребята, а сейчас я покажу вам иллюстрации сказок а вы их назовёте : «Вершки и корешки», «Снегурочка». «Гуси-лебеди», Сестрица

Алёнушка и братец Иванушка»

Воспитатель. Это какие сказки? Почему они называются народными?

Дети: Потому что их сочинил русский народ.

Воспитатель: А ещё какие есть сказки? Почему мы их так называем? А каких авторов вы знаете, назовите.

Дети: А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о рыбаке и рыбке», К. И. Чуковский – «Мойдодыр». «Айболит», Г. Х Андерсен «Гадкий утёнок», Алексей Толстой «Золотой ключик» и другие.

Инициатива детей: Ребята с удовольствием показывают книги, которые живут в нашей группе, рассказывают о них. Нарочно поместила на выставку книги разные по содержанию, и они пояснили разницу между книгами познавательными и художественными. Показали без ошибки, где рассказы, где стихи, а где на выставке представлены сказки.

Основная часть

Воспитатель: Сегодня я познакомлю вас с новой сказкой, её написал Алексей Михайлович Ремизов. Название у нее необычное – «Хлебный голос». Как вы думаете, что это за голос такой – хлебный? А какой голос дальше других слышен?»

Воспитатель читает сказку. Затем повторяет ее концовку: «И пошло с этих пор на Руси – хлебный голос всех дальше слышен». (прошу детей объяснить, что же это за хлебный голос такой? Выясняю у дошкольников, слышали ли они о людях или организациях, которые другим помогают. Рассказываю о том, что люди всегда спешат на помощь к тем, кто попал в беду: сдают кровь, если кто-то попал в аварию; собирают вещи для тех, кто пострадал от наводнения; строят дома погорельцам…

«А если в семье растет ребенок с „хлебным голосом“, он не забудет бабушке позвонить, соседей с праздником поздравить, маме по хозяйству помочь, уточек или курочек покормить».

1. Физкультурная минутка

«Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь, (руки разведены в стороны как крылья самолёта)

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть, (ладонь ставим козырьком, выполняем повороты)

То увидим мы тогда

И леса, и города, («деревья на ветру», «крыша» - движения руками)

Океанские просторы, (выполняем движения руками, изображая сказанное)

Ленты рек, озёра, горы…

Мы увидим даль без края, (показываем вправо, затем - влево)

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая, (касаемся лба, поднимаем руки)

Наша Родина большая,

Необъятная страна. (обнимаем себя за плечи, разводим руки вширь)

В. Степанов

2. Дидактическая игра.

Воспитатель напоминает детям, что они уже умеют считать слова в предложении и называть их по порядку.

«А сегодня мы поиграем в игру «Я вам - вы мне» – Сначала я произнесу предложение, а вы сосчитаете количество слов в нем и назовете их. Затем кто-нибудь из вас произнесет свое предложение. При этом надо проговорить следующую фразу: „Оксана Владимировна, сосчитайте слова в моем предложении и назовите их“. Запомнили?».

Предлагаю для анализа предложение из стихотворения С. В. Михалкова «Дядя Стёпа» и выясняю, как называется это произведение.

Дети называют количество слов. Затем ребенок, на которого указываю произносит первое слово, а затем второе и т. д.

После этого кто-нибудь из детей (по желанию) проговаривает свое предложение, а я анализирую его.

Предложения для анализа:

1. Свою косичку без опаски

Она обмакивает в краски. (Кисточка)

2. Если ты его заточишь,

Нарисуешь, что захочешь. (Карандаш)

3. Сама мала,

А ума придала! (Книга)

4. На страничке букваря

Тридцать три богатыря. (Буквы, алфавит)

5. На время что-то прекратив,

Мы объявляем… перерыв.

6. После занятий непременно

Нужна ребятам… перемена.

Воспитатель: А кто из вас заметил, ребята, что все мои предложения на одну и ту же тему? О чём они рассказывают, как сказать одним словом?

Ответы детей.

Воспитатель: А почему я вдруг решила напомнить вам про школу?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, ребята. Потому, что вы уже совсем большие. И когда вы пойдёте в школу, взаимовыручка вам очень пригодится.

Заключительная часть

Игра: Построить мнемотехническую дорожку по карточкам

Дидактическая игра «Сложи сказку» (дети складывают их разрезанных частей сказку и называют её)

Воспитатель организует обсуждение «Что такое «хлебный голос, как понимает значение этих слов каждый из ребят.

Вопрос к детям: «Правильно ли, что младшая Поля стала в семье «старшей»?

Почему так царь решил?»

Приложение

Хлебный голос

Литературная сказка

Жил-был царь. И как не стало царицы, царь и призадумался: и то худо, что царицы нет, да на то воля Божья, и опять же хозяйство на руках - и не малое, надо кому распорядиться, надо и гостей принять честно, да чтобы всё было, как у людей есть, а ему на старости лет дай Бог с царством управиться. А было у царя три сына, все трое женаты, при отце жили. Вот царь призвал к себе снох — и старшую, и среднюю, и младшую - и решил испытать, кому из них большухой быть.

— Какой,— спрашивает цать,- голос дальше слышен?

Старшая думала, думала,— какой голос?

- Да вот,—говорит, — батюшка, намедни бычок за Москвой-рекой рычал, так у Андроньева на обедне слышно было.

— Эка дурёха! — отставил царь старшую сноху и к средней. — Какой голос дальше слышно?

— Петух у нас, батюшка, седни пел поутру, а в Соколинках у мамушки слыхали, Софоровна сказывала.

Царь только бороду погладил: ну, чего с такой спросить? — и к младшей:

— Какой голос дальше слышно?

— Не смею, батюшка, сказать, сами знаете.

— Как так, говори, не бойсь.

Хлебный голос дальше слышно.

— Какой такой хлебный?

— А такой, батюшка, если кто хорошо кормит, а голодного не забывает, накормит, согреет, утешит, про того далеко слышно.

— Ну,— говорит царь, — умница ты, Поля, по-русски сказала, так и будь ты большухой.

И пошло с этих пор на Руси — хлебный голос всех дальше слышен.

А. Ремизов

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД «Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» по речевому развитию в средней группе Цель: создание социальной ситуации развития в процессе совместной деятельности: Чтение и пересказ украинской сказки «Колосок» Задачи: создавать.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Чтение сказки «Федорино горе» МДОУ «Детский сад комбинированного вида №35 «Алёнушка-1» Г. Ершова Саратовской области Название : Конспект НОД по развитию речи в средней.

Конспект НОД по речевому развитию «Лето». Чтение русской сказки «Вершки и корешки» Задачи: - учить слушать рассказ и объяснение; - учить слышать вопрос и адекватно на него отвечать; - учить составлять предложения по сюжетным.

Конспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по речевому развитию «Мы сочиняем сказки» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Чтение и пересказ нанайской сказки «Айога» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Липецкой области.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Конспект занятия по речевому развитию «Чтение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду» и сказка «Теремок» в первой младшей группеКонспект занятия по речевому развитию «Чтение потешки «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду» и сказка «Теремок» в первой младшей группе Цель: Познакомить детей с потешкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду. Задачи: Образовательные - упражнять в произношении звукоподражаний и в имитации.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по речевому развитию «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Оксана Арчакова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Чтение сказки А. Ремизова «Хлебный голос»
Опубликовано: 14 января 2023 в 01:51
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД