Получи документы

Конспект НОД по речевому развитию «Мордовские посиделки» для детей старшего дошкольного возраста

Раиса Федотова
Конспект НОД по речевому развитию «Мордовские посиделки» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Формировать у детей 6-7 лет двуязычие, через сохранение и развитие этно-исторических ценностей.

Задачи:

Обучающие:

­ Формировать у детей этно-исторические ценности, продолжать учить воспринимать эрзянскую речь, правильно произносить словосочетания;

Развивающие:

­ развивать эмоционально-творческие качества ребенка, способности к социальному взаимодействию.

Воспитывающие:

­ воспитывать умение постигать народную мудрость, творчество.

Предварительная работа:

Публикация «Конспект НОД по речевому развитию „Мордовские посиделки“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Разучивание стихов, песен, потешек, прибауток. Рассматривание национального костюма, слушание песен в исполнении М. И. Антоновой, проведение занятий по обучению мордовскому языку, рассматривание предметов старины и многое другое.

Методы и приемы:

Словесный: пение песенок, рассказывание прибауток, потешек.

Игровой: дидактическая игра «Знакомство», «Волшебный мяч», «Пальчиковая игра», игра «Чакшкесэ».

Наглядный: рассматривание национального костюма, элементы узора, цвет.

Материал и оборудование:

Атрибуты для игр, кукла в национальном костюме, лошадка, мордовская мелодия «Луганясо Келуня».

I. Вводная часть – 3 минуты

а) организационный момент;

б) игра «Волшебный мяч».

II. Основная часть – 25 минут.

а) игровая ситуация с куклой;

б) игра «Знакомство»;

в) пальчиковая игра;

г) рассматривание национального костюма;

д) рассказывание прибауток;

е) пение песни «Адя Олён базаров»;

ж) игра «Горшки», «Покати яичко».

III. Заключительная часть – 2 минуты.

а) беседа по вопросам;

б) итог занятия.

Ход НОД

В: Эйкакшт, дайте налксетяно. Дети, давайте поиграем.

Д: (Ответ).

В: А кодамо налксемасо? А в какую игру?

Д: Волшебной оскасо. Волшебный мяч.

В: Паро, мон ортан тыненк оска, а тынь монень. Я вам буду бросать мяч, а вы мне.

Д: Ёвтатано эрьзянь вал. Назовем эрзянское слово.

Игра «Волшебной оска» - «Волшебный мяч»

Вдруг раздается стук в дверь и слышится голос «Эйкакшт»

В: Вай, эйкакшт, кинь эйсэ тердить? Дети, кого зовут?

Д: Минек! Нас!

В: Мон молян варштаса, кие тосо, паро? Я пойду посмотрю, кто же там, хорошо?

Воспитатель вносит куклу в национальном костюме

В: Эйкакшт, те кие? Дети, это кто?

Д: Те няка. Это кукла.

Игра «Знакомство»

В: Ну и паро, вейкенэк-вейкенэк содасынек. Ну и хорошо, друг друга узнали.

В: А ней дайте няканть ванносынек. Дети, а давайте назовём части тела.

Дети на эрзянском языке называют части тела, кукла хвалит детей.

В: Эйкакшт, дайте сурнэсэ налксетяно.

Игра в пальчики.

Те – атя,

Те – баба,

Те тятя,

Те ава,

Те чеерне,

Кштр, кштр, кштр, кштр – чеернесь.

В: Эйкакшт, мейсэ Татюня (так зовут куклу) оршазь? Дети во что одета Татюня?

Дети рассматривают одежду, детали одежды, называют:

Панар – рубаха,

Руця – платок,

Пулай – украшение,

Карькс – пояс,

Кемть – сапоги.

Называют цвета вышивки: ашо – белый,

Сэнь – синий,

Пиже – зелёный,

Раужо – черный,

Ожо – жёлтый,

Якстере – красный.

В: Эйкакшт, кода думатадо, косо Татюнянень стызь те панаронть? Дети, как вы думаете, где могли сшить вот такое красивое платье?

Д: На фабрике «Мордовские узоры».

В: А еще что там выпускают?

Д: Школьные формы, вышитые полотенца – чтобы встречать гостей, салфетки, занавески для поезда «Саранск – Москва, костюмы для артистов, и еще многое другое.

В: Дети, молодцы (хвалит от имени куклы) ламо содатадо. Много знаете.

Татюня приглашает нас в деревню на эрзянские посиделки.

В: На чем бы доехать? Мейсэ бу тозонь пачкодемс?

Д: Алашасо! На лошаде!

В: Хорошо, но сначала надо расставить животных – «кудонь ракшат», «вирень ракшат».

Дети выполняют задание

В: Ну теперь можно и в деревню поехать, у нас и лошадка есть, только нужно её позвать

Д: Алаша, сак миненек. Лошадка приходи к нам.

Появляется лошадь

В: Ну алашась – пек паро,

Ашо умарть боканзо.

Раужо картуз прясонзо,

Сиякс цитёрдыть ождянзо!

Ну лошадка хороша,

В белых яблоках бока.

В черной фуражке,

В золотой упряжке!

В: Экакшт, кундадо ождятненень и тутано велев. Дети, беритесь за вожжи и поедем в деревню.

Под мордовскую мелодию «Умарина» проезжают по кругу

В: Тпру-у-у, пачкодинек! Тпру-у-у, приехали!

Татюня: Ютадо, озадо. Проходите, садитесь.

В: Кувакат тельня велень чокшнетне, да и тейтерьтне пек весёлат, кода лисить ушов, кода кармить морамо! Долги зимние вечера в деревне, да девчата звонко поют.

Песня «Карматано морамо»

В: Маринзе тейтертнень Ваня, лись ушов, кармась прянь шнамо. Услыхал Иван девчат, да как стал себя хвалить.

Песня «Вай, Ванине – Ванине»

В: Эзь тук мелезэст Ваня. Кода кармить дразнямо. Не понравился Иван, да давай его дразнить.

Чтение произведения «Хоть я мал как шишечка»

1-й ребенок читает на мордовском языке, 2-й ребенок на русском языке.

Ваня: А монь бабань ули саразозо,

Кавто алт алыясь.

Сась варакась – салынзе

Пакся куншкас кадынзе.

Воспитатель переводит: У Ваниной бабушки, есть курочка.

Два яичка снесла.

Прилетела ворона, украла. Посредь поля бросила.

1-я девочка: Ну и мезе? Ну и что?

А монь, эрясть, аштесть – атят, бабат

Пекест будто кабант,

Сынсь таракашкат

Пекест барабашкат.

2-я девочка: Жили, были дед и баба

Животы как кабаны,

Сами будто как тараканы

Животы как барабаны.

В: Тусь Олён базаров,

Эстензэ панар рамамо.

Весе базаронть ютызе

Рогож панаронть рамизе.

Песня «Адя Олён базаров»

В: Не купила Олён панар. Зато Иван купил горшок.

Игра «Чакшкесэ» - «В горшки»

В: Чакшкентень кенерсть тейтертне, да и кармасть киштеме.

Танец «Мордовский»

В: Эйкакшт, а кодамо шкань порась? Дети, а какое время года?

Д: Тундо. Весна.

В: А какие стихи знаете о весне?

Д: Тундо. Весна.

В: Кто прочитает?

Дети читают

Тундо, тундо, тундыне!

Мазый цецянь порыне.

Гай цёковонь морыне

Горниповонь лопине.

В: Пора нам возвращаться в детский сад - эйкакшонь кудов.

Давайте скажем «Вастомазонок» - Досвидания!

Д: Вастомазонок!

Появляется лошадь и уезжают дети в детский сад.

Публикации по теме:

Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй»Дидактическое пособие по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «Кубики новогодних историй» Введение: Одна из самых острых проблем в современном дошкольном образовании- развитие речи. Конечно же, в своей работе я использую самые.

Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка»Конспект НОД по речевому развитию для детей младшего дошкольного возраста. Чтение русской народной сказки «Рукавичка» Цвикло Ирина Васильевна, воспитатель МБДОУ «Называевский детский сад №1», г. Называевск, Омская область Конспект непосредственно образовательной.

Конспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект НОД по речевому развитию «Путешествие с медвежонком Умкой» для детей старшего дошкольного возраста Цель: расширение словарного запаса детей через словесно-речевые игры; Задачи: упражнять в умении рифмовать слова, согласовывая окончания;.

НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам»НОД по познавательно-речевому развитию детей старшего дошкольного возраста «На помощь обезьянкам» .

Конспект ОД с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию «Любимая игрушка» Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию Тема: Составление рассказа о любимой игрушке по.

План — конспект НОД «Домашние животные» по речевому развитию детей среднего дошкольного возраста Тема «Домашние животные» Интеграция образовательных областей: 1)Дети образовывают уменьшительно-ласкательную форму существительного от.

Придумывание сказки «Как звери в лесу пожар тушили». ООД по речевому развитию детей с ОНР старшего дошкольного возраста ЦЕЛЬ: развитие речетворческих способностей дошкольников. ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ. -Коррекционно-образовательные: 1. Формировать умение придумывать.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Конспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по коммуникативно-речевому развитию «Путешествие в сказку «Дюймовочка»» детей старшего дошкольного возраста Задачи: формирование интереса к художественной литературе, содействие правильному восприятию содержания произведения; стимулирование познавательной.

Конспект занятия по речевому развитию «Путешествие по сказкам» для старшего дошкольного возраста Цель: Закрепление знаний детей о русских народных сказках. Задачи: Образовательные: Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам. Подбирать.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по речевому развитию «Мордовские посиделки» для детей старшего дошкольного возраста (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Раиса Федотова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по речевому развитию «Мордовские посиделки» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 15 июня 2021 в 20:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД