Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»

Анна Александровна Калёнова
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»

Цель: познакомить детей с понятиями "звук" и "буква".

Материал. Рисунок с изображением зайчонка, ёжика, совы и скотного двора.

Ход занятия.

1. Подготовительный этап.

- Ребята, кто из знакомых вам героев на рисунке изображён? (Зайчонок и ёжик.)

- Вы помните, кто такие Ёжик и Зайчонок? (Это игрушки.)

- Вы, наверное, помните, что они любят путешествовать? Давайте вспомним, где они в прошлом году побывали? (В саду, в огороде, в магазине, в городе, в парке, на рынке, в деревне, в лесу, на почте и т. д.)

2. Постановка учебной задачи.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Звуки и буквы“» размещена в разделах

- А ещё у Зайчонка и Ёжика есть знакомая - Мудрая Сова. А Сова предложила друзьям отправиться в интересное путешествие в страну Азбуку, в которой живут буквы. Но дорога в страну Азбуку проходит через страну Звуков. Эта страна невидима, но она нас всюду окружает, так как звуки есть везде, и их увидеть нельзя. Их можно только произнести или услышать.

- Ребята, закройте глаза и прислушайтесь. Какие вы слышите звуки? (Поют птицы, шелести листва, играет радио, проезжает машина и т. д.)

- Скажите, как смеются, как сигналит машина, как лает собака, мяукает кошка и воет волк. (Дети воспроизводят звукоподражания.)

- Ребята, всё что вы сейчас услышали и произнесли - это и есть звуки. А звуками считается всё, что можно произнести и услышать. Во время путешествия мы узнаем, какие бывают звуки речи. Как они дружат друг с другом, как они произносятся и как возникают. Ещё узнаем мы, что звуки обозначаются буквами.

- Куда с вами мы поедем? (В страну Азбуку.)

- А какую страну нам надо проехать, прежде чем оказаться в Азбуке? (Страну Звуков.)

3. Изучение нового материала.

А) - Сейчас пора занять своё место в вагончиках. Зайчонок и Ёжик уже уселись.

- Ребят, вы готовы к путешествию по стране Звуков? Тогда подудим, как паровозик. ("Ту-ту-ту".)

- Как вагончики стучат? ("Чух-чух-чух".)

- И это значит, что мы едем уже по стране Звуков!

Б) Работа с рисунком.

- Ребята, скажите кого же увидели Зайчонок и Ёжик?

- Ёжик и Зайчонок решил проверить, в действительности ли они решили оказаться в Стране Звуков. По совет Мудрой Совы Зайчонок они закрыли глаза и прислушались. И какие же звуки они услышали? (Дети изображают, как подают голос лошадь, собака, корова, овца, ворона и петух.)

- Ребята, а можно ли всё, что вы произнесли, назвать звуками? (Да, можно.)

- Это означает, что наши друзья-игрушки попали в Страну Звуков.

В) Физкультминутка.

Дети встают в круг, а педагог в его центре. Педагог предлагает детям сочинить всем вместе стихотворение.

Педагог: - Подпевает козлик мне.

Дети: - Бе-бе-бе!

Педагог: - Лает хвостик, хвост задрав.

Дети: - Гав-гав-гав!

Педагог: - А петух мне на бегу прокричал.

Дети: - Ку-ка-ре-ку!

Педагог: - А котёнок пискнул.

Дети: - Мяу-мяу!

В процессе физкультминутки дети вслед за педагогом показывают движения животных: как пёсик встают на четвереньки, как петух машут руками, как котёнок садятся на корточки, как козлик топают ногой.

- Ребята, какие звуки вы произносили? ("Мяу", "Гав", "Бе", "Ку-ка-ре-ку".)

В) - Все эти звуки издают животные, а люди издают звуки речи, из которых получаются слова. После того как Зайчонок и Ёжик разобрались, что такое звуки, Мудрая Сова сообщила им, как и откуда появляются звуки. Оказалось, что звуки возникают во рту.

- А что у каждого из нас находится во рту? (Язык и зубы.)

- Ребята, а если мы закроем рот, то что нам мешает увидеть язык и зубы? (Щёки губы.)

- Сейчас попробуйте, плотно закрыть рот и сказать "Спасибо", не открывая рта. (Дети пытаются это слово произнести с закрытым ртом.)

- Вы смогли произнести правильно слово "спасибо" с закрытым ртом? (Нет.)

- Как вы думаете, можно ли разговаривать без помощи, языка, зубов, щек и губ? (Нет, нельзя.)

Г) Педагог предлагает детям отгадать загадки.

-Всегда он в работе,

Когда мы говорим,

А отдыхает,

Когда мы спим. (Язык)

-Когда мы едим - они работают,

Когда не едим - они отдыхают,

Не будем их чистить -

Они заболят. (Зубы)

-Посильнее ты их раздуй,

На горячее подуй. (Щёки)

-Ребята, о чём были эти загадки?

Д) - А сейчас я предлагаю вам послушать сказку о весёлом язычке и повторить за мной все движения язычка.

Жил да был на свете весёлый язычок. И был у него свой дом - рот. Щёки - стены (дети надувают щёки, зубы и губы - окна (Дети улыбаются и показывают зубы). Язычок был очень аккуратный. Он каждый день в своём домике наводил порядок: чистил стены (дети проводят языком по внутренней стороне щёк, потолок (. по нёбу, мыл пол (. по внутренней стороне нижней челюсти, протирал окна (дети широко открываю рот и проводят языком по нижним и верхним зубам). Как-то раз стало скучно весёлому язычку. Он открыл окно (рот открывают широко, выглянул на улицу (язык высовывает вперёд, посмотрел по сторонам (движения языка в разные стороны, вниз и вверх. Увидел ворону, испугался и спрятался в свой домик (дети внутрь убирают язык) и закрыл окна (закрывают рот).

4. Подведение итогов.

- Ребята, в какой стране живут звуки? А буквы? В какой стране оказались Зайчонок, Ёжик и Мудрая Сова по дороге в Страну Азбуку? С помощью чего человек произносит звуки? Что понравилось на занятии?

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы» Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы»Цель:1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Ф] и [Ф’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звуки [Ф-Ф']. Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [Ф-Ф'] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Л], [Л’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [л-л'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [С-С'] в изолированном виде, в словах и фразах; активировать словарь детей;.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия «Звуки [С], [С’]. Буквы С, с» в 1 классе Класс, учебник: 1 класс, учебник В. Г. Горецкого «Азбука» Тема: Звуки [с], [с']. Буквы С,с. Оборудование: лента букв, касса букв, наборное.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Анна Александровна Калёнова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки и буквы»
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 11:06
+118Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 35.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД