Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица» (2 фото)

жанна клюева
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Цель:

Знакомство с творчеством И. А. Крылова, чтение басни «Ворона и Лисица», Познакомить детей с басней - с одним из жанром художественно й литературы.

Задачи:

Познакомить детей с басней через творчество И. А. Крылова

• Учить детей отличать басни от других произведений.

Развить интерес к басням

Развить мышления при анализе произведения;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе „Знакомство с жанрами худ, литературы,“ И, А, Крылов, Басня „Ворона и Лисица“» размещена в разделах

Развитие речи при ответе на вопросы: развивать умение отвечать на вопросы, используя в ответ сложные предложения;

• Обогащать словарный запас;

• Учить интонационно выразительно передавать образы персонажей басни «Ворона и Лисица»(игра – инсценировка)

• Воспитание умения слушать друг друга, доброжелательно относиться к друг другу.

Предварительная работа:

Знакомство с жанрами художественной литературы : сказки, поэзия, народный фольклор, рассказы. Беседа по жанрам худ. литературы. Обсуждение, чем один жанр отличается от другого.

• Рассматривание иллюстраций к сказкам, рассказам, иллюстраций с животными и птицами, составлять описательный рассказ о животных и о птицах.

• Игры-драматизации по сказкам.

Материал к занятию:

• И. А. Крылова;

• схемы героев басни,

• карточки-фишки (разрезные картинки);

• маски лисы и вороны.

Ход занятия:

I часть:

1. Организационный момент

• Каждый день – всегда, везде

На занятиях и в игре

Смело, четко говорим

И тихонечко сидим.

2. Беседа по жанрам художественной литературы

• Ребята, кто знает, что такое библиотека? Кто «живет» в библиотеке?

• А у нас в группе есть библиотека?

• - Да, правильно ребята, библиотека – это большой дом, где «живут» и хранятся книги и для взрослых, и для школьников, и даже для детей, которые ходят в детский сад. И у нас в группе тоже есть библиотека, только она не большая, и в ней «живут» книги для дошкольников.

• Посмотрите сколько разны книг в нашей библиотеке. Это книги со сказками, со стихами, с рассказами, с потешками и загадками.

• - Ребята, а какие книги вы больше всего любите, что бы вам читали?

• Да ребята, все дети любят слушать сказки. Скажите, кто сочиняет сказки? (народ, писатели – сказочники)

• Назовите какие русские народные сказки вы знаете?

• Кто герои этих сказок? (люди, звери, птицы)

• Чему нас учат сказки (быть добрыми, смелыми, умными, не хвастаться и т. д.)

• Но ведь сказки сочиняет на только народ, но и писатели – сказочники.

А каких писателей – сказочников вы знаете?

• Какие сказки они написали?

• Чему нас учат сказки?

II часть:

• Ребята, посмотрите, у меня в руках две книги: одна со сказками, а другая с рассказами. Чем отличается сказка от рассказа?

• Посмотрите, у нас на полке появилась новая книга, а называется она «Басни» ,написал ее Иван Андреевич Крылов.

1. Игра «Назови слово, и собери картинку»

• Но сначала я предлагаю вам с играть со мной в игру. Для этого надо разделиться на две команды. Я буду каждой команде задавать вопросы, за каждый ответ вы получите карточку–фишку. В конце игры каждая команда должна сложить из полученных карточек одну картинку и назвать, кто на ней изображен

Вопросы:

• Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

Как зовут её? (Лиса)

• Эта птица всем знакома,

Важно ходит возле дома,

Кар-кар-кар вдруг закричит

И спокойно улетит.

Очень хитрая персона

А зовут ее (Ворона)

• Как ласково можно назвать лису? (лисица, лисонька, лисичка).

Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая, большая)

• В каких сказках можно встретить лису?

Ворона какая он, что вы можете о ней рассказать? (умная, глупая, чёрная, большая, старая, важная)

• В какой сказке Х. К. Андерсена одним из героев является ворона?

Ворона в сказке «Снежная королева», какая?» (королевская, умная, придворная)

(Дети собирают разрезные картинки, у них получились лиса и ворона).

Воспитатель предлагает из карточек собрать картинки, и назвать кто изображен на них (лиса и ворона)

2. Знакомство с И. А. Крыловым и его творчеством

Басни люди стали придумывать очень давно, как и сказки. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека. Герои басни -животные, птицы, рыбы. Басня помогает людям, на примере животных, увидеть в себе плохие качества. Самый известный писатель – баснописец Иван Андреевич Крылов. Его басни похожи на русские народные сказки, а их герои напоминают персонажей народных сказок. Басни Крылова учат честности, благородству, любви к Родине, учат быть искренними,скромными. Осуждают лень, жадность.

3. Чтение басни И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

• - Сейчас я вам прочитаю самую известную басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

«ВОРОНА И ЛИСИЦА»

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

Вороне где-то бог послал кусочек сыру;

На ель Ворона взгромоздясь,

Позавтракать-было совсем уж собралась,

Да призадумалась, а сыр во рту держала.

На ту беду Лиса близехонько бежала;

Вдруг сырный дух Лису остановил:

Лисица видит сыр, – Лисицу сыр пленил.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,

И говорит так сладко, чуть дыша:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

Вещуньина с похвал вскружилась голова,

От радости в зобу дыханье сперло, –

И на приветливы Лисицыны слова

Ворона каркнула во все воронье горло :

Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

4. Вопросы по содержанию

• Что напоминает вам басня- рассказ, стихотворение или сказку?

Объясните, почему вы так думаете.

• Назовите героев басни?

• Кто вам понравился и почему?

• Почему Лисице удалось обмануть Ворону? Лиса коварная, а Ворона глупая, поверила льстивым словам – речам Лисы).

Давайте вспомним какими словами говориться о лисе: «На ту беду Лиса близехонько бежала» ; «плутовка к дереву на цыпочках подходит, крутит хвостом, с вороны глаз не сводит»

• Как выглядела Лиса, когда хвалила Ворону?

(Вертит хвостом,

глаз не сводит (смотрит не отрываясь)

И говорит так сладко, чуть дыша)

• Какая лисица в басне : хитрит, заискивает, льстит? лисице)

• Вспомните, какими словами Лиса хвалит Ворону?

Послушайте, я прочту этот отрывок еще раз:

«Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие перышки! какой носок!

И верно ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой, и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь-птица!»

• Можно ли ворону назвать самой красивой птицей? (Нет)

• Кто слышал ворону? Какой у нее голос? (Неприятный, она не поет, а каркает)

• А что говорила о голосе Вороны Лиса? («…и верно ангельский быть должен голосок»)

• Для чего Лиса расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей)

• Что нужно было лисице? (Чтобы ворона запела и выронила сыр)

• А что с вороной произошло?

- вскружилась голова

- От радости в зобу дыханье сперло (стало трудно дышать)

- каркнула во все воронье горло (очень громко)

• От услышанной похвалы у вороны вскружилась голова, и она не подумала о том, что если она каркнет, то сыр упадет…

• Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

• Какова идея всей басни? (Высмеять и осудить и льстеца, и того, кто поддается его льстивым речам).

• Чему нас учит басня?

Вывод: Крылов И. А. одинаково высмеивает и осуждает глупую,

податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.

Нужно верить своим глазам, а не льстивым речам

III часть:

Игра –инсценировка басни :

Воспитатель предлагает детям показать небольшую инсценировку по басне И. А. Крылова «Ворона и Лисица»

IV часть:

Закрепление

1. С какой басней мы познакомились? (Ворона и Лисица»)

2. Кто автор басни? (Иван Андреевич Крылов.)

3. Назовите главных героев. (Ворона, Лисица.)

4. Чем отличаются басни от сказок (сказка - это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Басня – короткая поучительная история, которая высмеивает нехорошие черты характера человека)

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Фото «Ворона и Лисица»
Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Знакомство с доктором Бодрячком» Задачи: Прививать детям любовь к родной земле, уважение к труду земледельцев; учить классифицировать овощи по цвету, форме, месту произрастания.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект НОД по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с народами Башкортостана посредством сказки» Виды деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная, художественно – эстетическая, сюжетно - ролевая. Развивающие задачи: уметь.

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с баснями «Ворона и лисица» и «Ворон и моллюск»Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Знакомство с баснями «Ворона и лисица» и «Ворон и моллюск» Цель:продолжить знакомство с различными баснями; познакомить с басней И. А. Крылова "Ворона и лисица" и басней О. Емельяновой "Ворон и моллюск".

Конспект образовательной деятельности по развитию речи и начале грамоты «Лисица, не скучая, час сидит за чашкой чая»Конспект образовательной деятельности по развитию речи и начале грамоты «Лисица, не скучая, час сидит за чашкой чая» Преемственность в подготовительной группе. Задачи. Вовлекать детей в общий разговор. Учить образовывать названия предметов посуды. Уточнить.

Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой»Конспект открытого занятия по развитию речи в первой младшей группе «Знакомство с комнатным растением — фиалкой» УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Конспект открытое занятия по развитию речи первая.

Конспект по развитию речи «Знакомство со звуком [п]» Задачи: развить связную речь; обогатить словарь; развить: воображение, зрительное внимание; познакомить со звуками [П] и [П']; совершенствовать.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе дошкольного возраста «Знакомство с трудом земледельцев» Тема «Знакомство с трудом земледельцев» Цели: 1. Изучить труд земледельца. Объяснить детям, что хлеб – ценный пищевой продукт, без которого.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Знакомство со звуком [Ч]» Цель: Обучение правильному произношению звука Ч детей среднего дошкольного возраста. Задачи: - Познакомить со звуком Ч; - Уточнить произношение.

Конспект занятия по развитию речи для детей старшей группы «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Цель: Создать условия для восприятия детьми правильной артикуляции звука У в процессе игровой и творческой деятельности. Задачи: • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 17:47
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Знакомство с жанрами худ. литературы.» И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»» (включая файлы) размещена пользователем жанна клюева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД