МААМ-картинки

Конспект НОД по развитию речи и обучению рассказыванию «Нанайская сказка «Айога» в старшей группе

Елена Письменская
Конспект НОД по развитию речи и обучению рассказыванию «Нанайская сказка «Айога» в старшей группе

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Воспитатель: Письменская Елена Викторовна

Обучение рассказыванию. Нанайская сказка «Айога».

Цель: Формирование умения детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога» .

Задачи:

Обучающие :

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке.

Публикация «Конспект НОД по развитию речи и обучению рассказыванию „Нанайская сказка „Айога“ в старшей группе» размещена в разделах

Продолжать знакомить со сказками других народов. Продолжать учить понимать жанровые особенности сказки, применять в речи образные выражения, сравнения.

Развивающие :

Формировать умения внимательно слушать художественное произведение, отвечая на вопросы по содержанию. Способствовать формированию умения детей характеризовать литературные образы и высказывать свое отношение к ним, расширять и активизировать словарный запас. Развивать внимание, восприятие, воображение.

Воспитательные:

Воспитывать в детях положительное отношение к понятиям скромность, трудолюбие, справедливость. Воспитывать заботливое отношение к близким. Поощрять желания помочь, сопереживать. Воспитывать интерес к художественной литературе. Воспитыватьзаботлевое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Здоровьесберегающие:

Следить за осанкой детей, обеспечить достаточное освещение в группе.

Методы и приемы:

-Дидактическая игра,

-наглядные: рассматривание иллюстраций.

- словестные: чтение сказки, беседа, объяснение, вопросы, использование художественного слова

- эвристический: развитие находчивости и активности.

- мотивирующий: загадывание загадок.

Работа по закреплению пройденного материала:

чтение сказки «Айога», сопровождающееся показом иллюстраций; беседа о хороших поступках; чтение поговорок о доброте.

Рекомендации для родителей:

повторить сказку «Айога»; совместно с ребенком придумать концовку к сказке со счастливым концом; нарисовать рисунок по сказке; поиграть в игру «Назови лишнее».

Индивидуальная работа:

закрепить умение правильно сочетать существительное с прилагательным в роде, числе, падеже.

Материал и оборудование:

Мультимедийная презентация по теме «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога», иллюстрации к сказке, картинки к загадкам. Поляна цветов.

Ход:

Организационный момент:

Собрались все дети в круг (встают в круг)

Я твой друг (руки к груди)

И ты мой друг (протягивают руки друг к другу)

Крепко за руки возьмёмся (берутся за руки)

И друг другу улыбнёмся (улыбаются)

Я прошу вас мне сказать

Готовы вы сейчас играть?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: Начинаем наше занятие. ВЫ любите сказки? Назовите свои самые любимые. А вот хорошо ли вы их знаете, я предлагаю проверить.

Я предлагаю поиграть в игру «Угадай героя сказки». Ну что начинаем?

Угадайте кто?

1. Человечек деревянный

На воде и под водой

Ищет ключик золотой

Всюду нос суёт свой длинный

Кто же это? (Буратино)

(ответы детей). Правильно.

2. Всех на свете он добрей

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит

Это доктор (Айболит)

3. Бабушка девочку очень любила

Шапочку красную ей подарила.

4. Толстяк живёт на крыше

Летает он всех выше.

5 .Там три стула и три ложки

Три кровати, три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

В сказках очень часто к имени персонажа добавляется ещё одно слово, характеризующее героя сказки. Например, лисичка-сестричка…

Продолжите дальше:

Курочка -(ряба)

Конёк - (горбунок)

Ковёр - (самолёт)

Змей - (Горыныч)

Царевна - (лягушка)

Петушок - (Золотой гребешок)

Зайчик - (побегайчик)

Баба - (Яга)

Гуси - (лебеди)

Мышка - (норушка)

Иван - (царевич)

Василиса - (Премудрая)

Кощей - (Бессмертный)

Воспитатель: Молодцы, много сказок знаете.

Сегодня мы познакомимся с новой поучительной нанайской сказкой «Айога».

Нанайцы – это люди, которые живут на севере России.

Но прежде чем мы приступим к просмотру сказки, мы с вами сделаем массаж лица.

Воспитатель читает стихотворение и дети выполняют массаж лица с зеркалом:

В зеркало я посмотрюсь, улыбнусь, огорчусь.

Нарисую две дорожки, на щеках поставлю точки.

Губки ниточкой сложу, всех я краше, погляжу!

Воспитатель: Дети, а кто из вас любит смотреть на себя в зеркале?

Дети: мы!

Воспитатель: Скажите, а хорошо ли это – смотреть часто на себя в зеркале?

Дети: хорошо.

Воспитатель: А почему вы считаете, что хорошо?

Дети высказывают свои мнения.

Воспитатель:

Да, дети, зеркало – это нужный предмет. И с ним нужно обращаться осторожно. Если очень долго любоваться собой в зеркале, то может произойти беда. А вот что именно может случится, вы узнаете, когда послушаете нанайскую сказку.

Далеко на севере, где живут северные олени и белые медведи люди придумали эту сказку. А записал и рассказал нам её писатель Дмитрий Дмитриевич Нагишкин. Это сказка «Айога».

Слушайте внимательно, чтобы потом правильно ответить на мои вопросы.

Воспитатель читает сказку, чередуя с показом слайдов с изображением сюжетных картинок.

Воспитатель: Дети, понравилась вам сказка?

Дети: Да!

Воспитатель: Как звали девочку в этой сказке?

Дети: Айога.

Воспитатель: Какая Айога была в сказке?

Дети: Ленивая, злая, грубая, невоспитанная, хитрая.

Воспитатель: А какая была мама Айоги?

Дети: Добрая, трудолюбивая, справедливая.

Воспитатель: А какая была соседская девочка?

Дети: Доброй, отзывчивой, внимательной, послушной, вежливой, ласковой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему мама Айоги отдала лепешку соседской девочке?

Дети: Мама Айоги очень переживала, что у нее растет такая дочка. Она хотела, чтобы Айога изменила свое поведение, извинилась перед родителями.

Воспитатель: Правильно ли поступила мама Айоги что отдала лепёшку?

Дети: Да, мама поступила по справедливости.

Воспитатель: Дети, кто же виноват в том, что Айога превратилась в гуся? Почему она превратилась в гуся?

Дети: Айога.

Воспитатель: Как вы думаете, кому из героев сказки подходит пословица : «Человек красив не лицом, а поступками»?

Дети: соседской девочке.

Воспитатель: Кто из девочек вам понравился? Почему? С кем из них вы бы хотели подружится?

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, какой должна стать Айога, чтобы снова превратиться в девочку?

Дети: Доброй, вежливой, ласковой, внимательной

Воспитатель: Давайте покажем, какой должен быть человек

Физминутка

«Прочь усталость, лень и скука»

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются

сопровождающие движения.

Мы к плечам прижали руки

Начинаем их вращать.

Прочь усталость, лень и скука.

Будем мышцы разминать. (Руки к плечам, вращение вперёд и назад)

А теперь покрутим шеей,

Это мы легко сумеем. (Вращение головой в стороны)

А теперь мы приседаем

И колени разминаем.

Ноги до конца сгибать!

Раз – два – три – четыре – пять. (Приседания)

Напоследок пошагаем,

Ноги выше поднимаем. (Ходьба на месте)

Вот какие мы с вами трудолюбивые.

Воспитатель: Как вы считаете, справедливо ли окончилась сказка «Айога»?

Давайте изменим концовку сказки, чтобы она стала положительной.

(Принимается все предлагаемые детьми варианты. Педагог обращает внимание детей, что концовка сказки грустная и печальная. Предлагает ребятам подумать и предложить свою концовку, чтобы сказка закончилась по-доброму, например (дочь исправилась, она все поняла, ей стало стыдно или помогла «живая» вода, волшебное слово, волшебная палочка или они подружились и девочке захотелось быть такой же доброй и трудолюбивой и т. д.).

Выслушивая варианты детского творчества, педагог обращает внимание на правильное построение предложений. Предлагает детям высказать свое мнение, чья концовка сказки им понравилась больше всего и почему?

Воспитатель: Молодцы! Чтобы быть красивой мало одного красивого лица.

Айога – девочка безразличная ко всему, кроме себя, и она уже не кажется людям красивой.

Воспитатель: ребята, а среди нас есть дети, похожие на Айогу, которые не помогают взрослым (ответы детей)

Ребята, я думаю, вы совсем не похожи на ленивых, потому что вы всегда помогаете.

А сейчас подойдите к столам и возьмите по листу бумаги. Проводится разминка для рук:

Раз, два, три, четыре, пять, мы бумажку будем мять

Мы бумажку будем мять, свои ручки развивать

В ручку правую возьмем и чуть-чуть ее пожмем

Левой ручке отдаем

В ручку левую возьмем и опять ее пожмем

И опять чуть-чуть пожмем и в коробку все кладем.

Воспитатель: Ребята я приготовила сердечки. Предлагаю подарить сердечки тому герою сказки, который вам понравился. (дети кладут сердечки рядом с героями сказки)

Рефлексия.

С какой сказкой познакомились? Чему учит нас эта сказка? А как вы помогаете родителям?

Ребята, я хочу, чтобы вы эту сказку запомнили. Никогда не будьте, как Айога, ленивые. Всегда помогайте маме.

Игра «Поляна добрых дел»

- предложить каждому ребёнку подумать, какой хороший поступок за сегодняшний день он может совершить, назвать его, взять цветок и прикрепить на полянку.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес»Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес» Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Поможем солнышку разбудить весенний лес" Цель: подвести итоги работы.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога»Конспект занятия по развитию речи «Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога» Конспект занятия по развитию речи к презентации по теме: Знакомство с нанайской народной сказкой «Айога» (обр. Дмитрия Нагишкина). Творческое.

Занятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехникиЗанятие по развитию речи и обучению рассказыванию. Заучивание стихотворения «Снеговик» с использованием мнемотехники Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и обучению рассказыванию «Нанайская сказка «Айога» в старшей группе
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 09:49
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи и обучению рассказыванию «Нанайская сказка «Айога» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Письменская на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД