Папки-передвижки

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Петрова Анжелика
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»

Цель: создать условия для обучения детей пересказу.

Задачи:

Образовательные:

• совершенствовать умение передавать литературный текст последовательно;

• пополнить, активизировать словарный запас детей;

• закрепить умение подбирать синонимы и антонимы к заданным словам;

• продолжить формировать умение понимать предметно-схематические модели по содержанию произведения.

Развивающие :

Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Пересказ русской народной сказки „У страха глаза велики“» размещена в разделах

развивать фонематический слух, восприятие, навыки фонематического синтеза, слогового анализа; развивать слуховое внимание и его быстроту;

• закреплять умение передавать интонационную выразительность;

развивать память, воображение, логическое мышление, связную речь.

Воспитательные:

• воспитывать культуру речевого общения;

• воспитывать чувства сопереживания, толерантного отношения к окружающему миру; продолжать развивать умение согласовывать действия друг с другом;

• воспитывать внимание к собственной речи и пересказу товарищей.

Словарная работа: колода, наперсток, схоронилась, водоносы.

Предварительная работа: чтение произведений о животных, рисование, лепка, аппликация по сказкам о животных. Проведение дидактических игр, лексических и грамматических упражнений.

Материал: текст сказки, иллюстрации к сказке «У страха глаза велики»; овал, четыре цветных треугольника различных по высоте; ведерки (шаблоны) различные по высоте в количестве четырех штук - на каждого ребенка.

Ход

Игровое упражнение «Назови сказку»

Воспитатель: я буду называть определённые слова, а вы –догадайтесь, о какой сказке идёт речь.

- Мама, дочка, бабушка, волк, дровосеки? (Красная шапочка)

- Кот, король, принцесса, синьор Карабас, людоед? (Кот в сапогах)

- Мачеха, Луна, Зухра? (Башкирская народная сказка «Зухра и Луна») А можно сказать, что это легенда? Вы знаете, что такое легенда? (это то что могло быть на самом деле).

Упражнение «Говорящая мимика».

Воспитатель: вы - человек, который сердится, изобразите это как? (недовольное лицо).

- А теперь представьте, что мама вам говорит: «Мое солнышко» (на лице улыбка)

- Покажите, как пугается заяц, увидевший волка. Вы широко раскрыли глаза, задрожали, некоторые открыли рот. Видно, что заяц испугался.

- Ребята, а что такое страх? ( ответы детей и обобщение ответов: страх - это когда кто-то чего-то боится).

- А чего можно испугаться? ( ответы детей: темноты, чужого человека, грома, сказочного существа и т. п.).

- Ребята, как можно избавиться от страха? (ответы детей).

- А мы с вами узнаем «прогонялку», с помощью, которой можно прогнать страх.

Страх, страшок, страшилка.

Брысь, брысь, брысь!

В смех, смешок, смешинку -

Превратись! (выполняется с движениями, 2 раза)

Ребята, а вы слышали такие пословицы: «Волков бояться – в лес не ходить». «У страха глаза велики».

- Какая пословица наиболее удачно подходит к сегодняшней нашей сказке, мы скоро узнаем.

Чтение сказки.

Воспитатель: слушайте, внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

Русская народная сказка «У страх глаза велики».

Беседа по содержанию сказки.

Вопросы к детям:

- Почему это произведение называется сказкой? (курочка и мышка не могут воду носить в ведрах, звери разговаривают).

- Как называется сказка? («У страха, глаза велики»).

- А кто написал сказку? (русский народ)

– Ребята, сказку, которую вы услышали, будем пересказывать. Чтобы легче было пересказывать, я предлагаю опираться на картинки с героями - заменителями.

– У вас на столах размещены геометрические фигуры, представьте, кто из них бабушка, внучка, курочка и мышка. Разложите их в такой же последовательности.

- Вспомните, как названы в сказке бабушка, внучка, курочка и мышка? (Бабашка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышка-норушка)

- Все вместе они назывались водоносы. Как вы думаете, почему они так названы? (потому что они воду носили).

- От каких двух слов образовалось это слово? (воду – носить).

- Какие у них были ведра?

Воспитатель просит разложить модели ведер у себя на местах, и голосом выделяет:

- У бабушке - большие (басом, у внучки - поменьше (обычным голосом, у курочки - ещё меньше (тонким голосом, у мышки - маленькое, малюсенькое (писк). (Дети повторяют)

- С чем сравнивали вё дра: у курочки - с огурчиком; у мышки - с наперсточком. (Показ иллюстрации с изображением наперстка)

- Откуда брали воду наши водоносы? (бабушка из колодца; внучка из колоды)

(Показ иллюстрации : колода - это такое толстое бревно, середина которого выдолблена и залита водой, курочка из лужицы; мышка из поросячьего копытца.

- Когда несли воду, он как плескалась? ( у бабушки: тре-е-х, пле-е-х; у внучки: трех, плех; у курочки: трех-трех, плех-плех; у мышки: трех-трех-трех, плех-плех-плех)

- Какие звери почудились водоносам и какими словами они названы в сказке?

Бабушке почудился медведь, как она про него говорила с испуга - медведище; а когда мы говорим о медведе ласково, то какими словами его называем? (медведюшка, мишенька). Внучке – волк страшный, как можно назвать большого сильного волка – волчище, а не очень большого, не сильного? (волчишка). Курочке - лиса; как называем лису ласково? (лисичка, лисонька, лисичка-сестричка). Мышке - кот, котище, а как ласково сказать про кота? (котик, котенька). Зайцу - четыре охотника, и все с собаками.

- Герои сказки ведра побросали и побежали в дом, а что стало с мышкой? (под печкой схоронилась). А что такое – схоронилась? (спряталась, притаилась, укрылась)

- Что же на самом деле произошло с героями сказки? (все герои сказки испугались, а сами даже не знали чего на самом деле)

сказке говорится, что наши водоносы испугались зайца. Какими словами, близкими друг другу по смыслу, можно о них сказать? Какие они были? (испуганные, трусливые, боязливые, пугливые).

- Подберите к этим словам слова, противоположные по смыслу (смелые, мужественные, храбрые)

- Какими словами заканчивается сказка? страха глаза велики : чего нет, и то видят).

Физминутка.

«Бабушка-старушка ведёрки взяла

И по воду пошла.

А за ней вприпрыжку

Внучка да мышка.

А за ними бегом

Курочка с ведром.

Воды набрали и

Домой зашагали» (дети имитируют движения).

Повторное чтение с установкой на пересказ

Пересказы детей

- пересказ по частям (4 ребенка)

Оценка детских пересказов даётся воспитателем.

Детям, которые уже пересказывали, предлагается внимательно слушать и затем оценить пересказы сверстников.

Оценка пересказов (по вопросам воспитателя, если дети затрудняются)

- Чей пересказ больше всего понравился и почему?

- Кто сумел передать чувство страха?

- Что помогло вам запомнить сказку?

- Что было трудным? Что далось с легкостью?

- Какая же пословица подходит к этой сказке? («У страха глаза велики»)

- Скажите, эта сказка смешная или грустная! (смешная, потому что все герои испугались того, чего нет на самом деле, а грустная, потому что все герои оказались трусливыми). Нам и смешно и грустно одновременно. Ведь и бояться то было нечего, всё началось с чего в этой сказке? (с яблока, которое упало зайцу на голову). А наши герои выдумали себе страхи сами, когда заяц бросился к ним под ноги.

- Чему вас научила эта сказка? (быть смелым и решительным, если чего-то испугался, нужно подумать, на самом ли деле это так страшно и постараться преодолеть страх). А вечером, расскажите эту сказку своим родителям и пусть они объяснят вам значение пословицы «У страха глаза велики, чего нет и то видят».

Публикации по теме:

Конспект беседы с детьми дошкольного возраста о крылатой поговорке «У страха глаза велики»Конспект беседы с детьми дошкольного возраста о крылатой поговорке «У страха глаза велики» Материал подготовлен с использованием книги Т. А. Шарыгиной Ребята! Слышали вы такую поговорку «У страха глаза велики?» - Знаете, что.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко»Конспект НОД по развитию речи в средней группе. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко». Интегрированное занятие с.

Конспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПРКонспект ООД по развитию речи «Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Пересказ сказки «У страха глаза велики»Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию «Пересказ сказки «У страха глаза велики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Липецкая область Конспект.

Конспект занятия по развитию речи для детей 3–5 лет «Пересказ сказки «Репка» Пересказ сказки «Репка» Задачи: — связная речь: учить пересказу совместно со взрослым на примере сказки «Репка»; — словарь и грамматика:.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Пересказ русской народной сказки «Лиса и Журавль» Цель: Развивать диалогическую и.

Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «У страха глаза велики»Конспект занятия по развитию речи «Путешествие в сказку «У страха глаза велики» Цель: развитие связной монологической речи,познавательно -речевой и творческой активности детей посредством знакомства русской народной.

Конспект занятия по развитию речи «Пересказ сказки «Колосок» Цель:развитие связной речи через речевые игры, по украинской народной сказке «Колосок». Задачи: Образовательные: - Формировать умение составлять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»
Опубликовано: 22 декабря 2020 в 14:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Пересказ русской народной сказки «У страха глаза велики»» (включая файлы) размещена пользователем Петрова Анжелика на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД