Получи документы

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»

Наталья Шанина
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Русскую избу»

Цель: приобщение детей к народным традициям, обычаям и творчеством русского народа.

Задачи:

• познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка и т. д.);

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Путешествие в русскую избу“» размещена в разделах

• познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;

• обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, загадками, новыми словами;

• воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, вы любите путешествовать?

В Кузбассом крае,

В Инском – граде

В нашем саду

Создали мы русскую избу.

Собирали всё по крупицам,

Чтобы было чему удивиться.

Воспитатель: Давайте отправимся в путешествие в прошлое в «Русскую избу» в гости к Хозяюшке. Поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:

Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Клубок катиться, а дети идут следом за ним. Попадают в русскую избу.

Хозяйка избы встречает детей у входа.

Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома.

Хозяйка: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.

Хозяйка проводит хороводную игру

Вышел Ваня погулять

(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).

Стал подружку выбирать.

Стал подружку выбирать.

Кому ленточку отдать.

(Дети останавливаются).

Поклонись, поклонись.

(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).

Да за ленточку держись.

Хозяйка: Сядем рядком, да поговорим ладком.

Воспитатель: В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом.

-Как вы думаете, ребята, для чего человеку нужен дом? (ответы детей).

-Как мы себя чувствуем дома? (ответы детей).

- Почему говорят: «В гостях хорошо, а дома лучше?» (ответы детей).

Воспитатель: Даже в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил.

- А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? (ответы детей). Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

«Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки» (Лиственница).

Воспитатель: Почему же из лиственницы строили дома? Кто нам расскажет?

Ребё нок: Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.

В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

Воспитатель: Дети, как выдумаете, что же в избе было самым главным?

«Летом спит,

Зимой горит,

Рот открывает,

Что дают – глотает» (Печь). Кто хочет рассказать о печи?

Ребё нок: Печь- это сердце дома. Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали младшие детки и старики, сушили одежду и даже мылись. Поутру хозяйка, так первым делом начинает растапливать печку. Печка — деревенская кормилица.

Воспитатель: Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Ребё нок: В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: Между печью и стеной дома было место, которое называли «бабий кут» или куток — это угол, который отделяли от остальной избы цветной занавеской. Хозяйничала в кутке женщина-хозяйка: варила еду, пекла хлеб, стряпала, пряла, шила.

Воспитатель: Как Вы думаете, где бы мог находиться у нас в избе «бабий кут»? (ответы детей).

Воспитатель: Хватит молча гостевать — пора загадки отгадать. Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

«Выпускает жаркий пар

Древний чайник…» (самовар). Кто нам расскажет о самоваре?

Ребё нок: За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.

Воспитатель: «Новая посудина, а вся в дырках» (сито). Полина, расскажи нам про сито.

Ребё нок: Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получилось очень пышным и мягким.

Дети пробуют просеять муку через сито.

Воспитатель: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая» (ложка)

Ребё нок: В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс.

Воспитатель: Ребята, давайте, и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.

Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.

Воспитатель: «Что хозяйка в печку ставит,

Кто из вас, ребята, знает?» (чугунок)

Ребё нок: Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, потому что сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

Воспитатель: Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват)

Ребё нок: Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей.

Воспитатель: Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?

Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.

Воспитатель: Но не только в чугунке готовили пищу в старину. У чугунка был соперник. Угадайте, кто?

«Был я копан, был я топтан,

Был на пожаре, был на базаре,

Сколько было сил, всю семью кормил.

Сам терпел – ничего не ел.

Сделался стар – пеленаться стал» (горшок)

Ребё нок: Главной кухонной посудой был горшок. В горшке варили супы, каши, кипятили воду, тушили мясо, хранили крупу, муку, масло. В горшках не кисло молоко, не заводились жучки. Горшки могли быть разных размеров: от маленького горшочка на несколько ложек, до огромного горшка, вмещавшего до 2-3-х ведер воды.

Воспитатель: «Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?» (прялка)

Ребё нок: Зимними долгими вечерами хозяйка на ней пряла нитки. А из ниток затем вязали или ткали полотно и шили одежду.

Воспитатель: И у нас есть рукодельница – пряха. Эта женщина, занимающаяся ручным прядением. У неё приспособление – прялка. На прялку привязывают кудель из шерсти. Из неё получается пряжа – это скрученная нить, накрученная на веретено. (Показываю веретено с пряжей). Веретено – главная вещь в девичьей рукоделии. Оно деревянное, тонкое, изящное. У каждой девушки было своё веретено. А вот делал веретено либо отец для дочери, либо парень для любимой девушки.

(Хозяюшка предлагает попробовать детям пропрясть.)

Хозяйка: Веретено, знай, крутится, а на веретено нитка ложиться.

Воспитатель: Засиделись мы с вами ребята, пришла пора домой нам возвращаться.

Хозяйка: Спасибо, гости дорогие, что пришли ко мне в избу! Я гостям всегда рада! Не хочу, чтобы вы от меня с пустыми руками возвращались. Русская забава – сахар, да вода – будет петушок всегда! (Вынимает петушки из сундука угощает детей.)

Славилась русская изба гостеприимствами всегда! До свидания, ребята!

Дети прощаются с хозяйкой, с помощью клубка возвращаются в группу.

Воспитатель: Ты катись, катись, клубок

С овражка на мосток.

Только сильно не спеши,

Путь – дорожку укажи.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по сказкам» Нод Развитие речи Тема: «Путешествие по сказкам» (с использованием ИКТ) Цели: Углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках.

Путешествие в русскую народную сказку «Маша и Медведь» Материал: - иллюстрации по содержанию русской народной сказки «Маша и медведь»; - картинки, иллюстрации с изображением леса, дедушки, бабушки,.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие по временам года» Цель: Развивать компоненты устной речи детей. Задачи: - Совершенствовать диалогическую речь: продолжать учить участвовать в беседе, отвечать.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказочную страну» Программное содержание: активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказочный лес» Тема НОД: «Путешествие в сказочный лес» Возраст: средняя группа Речевое развитие Цель: способствовать формированию связной речи у детей.

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну красивой речи». Итоговое мероприятие по развитию речи в старшей группе: «Путешествие в страну Красивой речи.» Цели: -Формировать умения обогащать и классифицировать.

Конспект НОД по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет «Путешествие в сказку» Конспект ООД по развитию речи и лепке для детей 2–3 лет на тему: «Путешествие в сказку» Цель: Закрепить знания народных сказок, создать.

Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Путешествие в Стране правильной речи» Конспект логопедического занятия по развитию связной речи с детьми старшей логопедической группы. (ДЛЯ ЛОГОПЕДОВ) ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ.

Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в Сказочную страну» Конспект НОД «Путешествие в Сказочную страну» Старший дошкольный возраст. Салимова Галина Александровна воспитатель 1 кв. категории МБДОУ.

Конспект занятия по развитию речи «Космическое путешествие» Цель: Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей по теме «Космос». Задачи: 1. Формирование практических умений и навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»
Опубликовано: 25 августа 2015 в 17:00
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в русскую избу»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Шанина на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ - принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 июня. День охраны окружающей среды. Консультация «День охраны окружающей среды»

5 июня во все мире отмечаетсяВсемирный день окружающей среды. Это профессиональный праздник для всех экологов, защитников природы, активистов и специалистов поохране окружающей среды.

3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД