Получи документы

Конспект НОД по развитию речи «Ярмарка родного края» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Ольга Андреева
Конспект НОД по развитию речи «Ярмарка родного края» для детей старшей группы компенсирующей направленности

Тема: «Ярмарка родного края»

Цель: Формирование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

– Коррекционно – образовательные:

Формировать представления о Данковской ярмарке, как народном гулянии, понимание сути праздника, его культурные особенности.

Расширение, уточнение и активизация словаря по темам «Посуда», «Игрушки»;

Публикация «Конспект НОД по развитию речи „Ярмарка родного края“ для детей старшей группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Совершенствование умения детей согласовывать местоимение с существительным, числительного с существительным, прилагательного с существительным, а так же умения образовывать, существительные родительного падежа множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами и относительные прилагательные;

Закрепление четкого правильного произношения поставленных звуков.

Приобщение к истокам и традициям русского народа;

Развитие интереса к народному искусству, фольклору через пословицы, загадки, народные игры;

– Коррекционно – воспитательные:

• Воспитание любви и уважения к Родине, ее культуре, русским традициям;

• Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, умения работать в коллективе.

– Коррекционно – развивающие :

Развитие сенсорных каналов ребенка.

Развитие тактильно-кинестетической чувствительности.

Развитие общей моторики, координация речи с движением;

Развитие слухового восприятия, памяти, внимания.

Оборудование: Мяч, карточки-подсказки, кукла Петрушка, сундук с костюмами; мультимедийное оборудование; музыкальное сопровождение; прилавки с товарами (предметы посуды, игрушки, хлебобулочные изделия); карточки с заданиями; корзина для покупки товаров; тарелочки настроений, цветные карточки, палочки с ленточками, пряжа, клей, крест – основа, корзинка с леденцами.

Словарная работа: Ярмарка, коробейник, торговец, скоморох, потеха.

Предварительная работа: Беседа о «Ярмарке», разучивание пословиц о труде, разучивание русской народной игры «Золотые ворота», знакомство с русским народным творчеством.

Ход занятия

Оргмомент.

Доброе утро!

Улыбнись скорее,

И весь день сегодня будет веселее!

Мы погладим лобик, носик и щёчки,

Будем мы красивыми, как в лесу цветочки!

Разотрём ладошки сильнее, сильнее,

Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережём.

Улыбнёмся снова, скажем:

«Будьте все здоровы!»

Воспитатель: Ребята, я хочу прочесть вам стихотворение. Послушайте его внимательно:

Не заменят край родимый

Никакие чудеса!

Только здесь всё так любимо –

Реки, горы и леса.

Здесь от милого порога

Начинается страна.

Стран других на карте много,

Только Родина одна!

Воспитатель: О чем это стихотворение? (О Родине)

-Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)

Воспитатель: Как называлась наша страна много веков назад, в старину? (Русь)

Воспитатель: Ребята, давайте скажем какая наша страна?

Дети: Большая, красивая, богатая, сильная, разнообразная, огромная, удивительная, добрая, яркая, веселая…

Воспитатель: Молодцы. Россия – большая страна, наша большая Родина. А вы знаете, как называется столица России? (Москва).

Воспитатель: -А как называется наша маленькая Родина, наш родной край (город Данков).

Воспитатель: Самое родное место на земном шаре для каждого из нас – это наша Родина. Для нас Родина - это наш Данков. Здесь мы с вами родились, здесь живут наши родители, наши родственники, друзья.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю сравнить два города нашей страны Данков и Москву. Попробуем?

Игра с мячом «Продолжи предложение»

Сравнивать будем вот так:

- Данков большой – а Москва ещё (больше)

- Данков красивый – а Москва ещё (красивее)

- Данков старый – а Москва ещё (старше)

- Данков богатый – а Москва ещё (богаче)

- Данков чистый – а Москва ещё (чище)

- Данков веселый – а Москва ещё (веселее)

- Данков современный – а Москва ещё (современнее)

Воспитатель: Скажите, пожалуйста, чего много в нашем городе? А помогут вам мои карточки-подсказки. (Дети берут карточку и называют)

Дети: В нашем городе много улиц.

- В нашем городе много домов… (парков, фонарей, тротуаров, дорог, магазинов, дорог, скамеек, людей)

Воспитатель: Дети, а вот в нашем старом Данкове на Руси не было магазинов, как вы думаете, где торговали люди? (Ответы детей)

Воспитатель: Люди торговали на большой площади. Такое место стали называть – ярмарка. Наш город славился своими ярмарками. В центре располагались торговые ряды и базарная площадь, где продавали хлебные изделия, изделия ремесленников, промышленные товары и лошадей. Такая ярмарка в Данкове располагалась напротив почты, на месте ресторана «Кристи» и кинотеатра «Дон».

(Показ презентации про ярмарку)

– На Руси издавна люди любили устраивать ярмарки.

Ярмарка для русского человека – это большой праздник. Её проведение совпадало с тем или иным календарным праздником. Нарядно одетые люди приходили и приезжали на ярмарку в веселом настроении на товар посмотреть и себя показать. Там продавали разный товар: игрушки, посуду, одежду, продукты питания. Чего там только не было! На ярмарках часто можно было встретить коробейников. Коробейники — это торговцы разными мелкими товарами: лентами, платками, игрушками, сладостями, — они не стоят за прилавками, а торгуют вразнос. Ходили они по ярмарке с большими коробами, в которых лежал их товар. Вот из-за этих коробов их так и называли — “коробейники“. А еще ярмарка славилась весельем, хорошим настроением и праздничной атмосферой. На ярмарках показывали кукольные, театральные спектакли, выступали скоморохи и ростовые куклы. Там проводились разные конкурсы и соревнования. Вот как интересно проходили ярмарки!

Во время рассказа воспитатель демонстрирует детям фотографии и репродукции на экране с помощью проектора.

Воспитатель: Хотите поиграть в ярмарку?

-Расступись, честной народ,

В гости ярмарка идёт!

Если ярмарку проспишь,

Себе в жизни не простишь!

Не жалейте руки,

Здесь не будет скуки!

А вот и Петрушка- веселая игрушка!

Появляется игрушка Петрушка

Воспитатель: - Здравствуй, Петрушка – хозяин ярмарки! Гляди-ка, сколько детей на ярмарке собралось, время и ярмарку открывать!

Петрушка–

Я, Петрушка – веселая игрушка!

Ноги дубовые, кудри шелковые,

Сам хожу, брожу, шевелюсь,

Никого в мире не боюсь!

Доброго здравия вам, Данковчане!

Здравствуйте! (Кланяется.)

Так на ярмарку идти вовсе не годится,

Предлагаю, милые, сначала нарядиться.

Открывает сундук с платками и кепками. Дети наряжаются.

Петрушка. – Эй, не стойте у дверей,

Заходите к нам скорей!

Народ собирается –

Наша ярмарка открывается!

Дети, одетые в русские народные костюмы, под музыку «Коробейники» проходят за воспитателем в зону устройства «Ярмарки»

Воспитатель: – Сегодня на ярмарке мы приобретём разные товары. Но товары не простые, мы будем их покупать за ваши знания и умения.

Петрушка. Расходись, честной народ по товарам!

Открылась ярмарка для вас ведь не даром.

Воспитатель берет корзинку и вместе с детьми подходит к первому прилавку, на котором расположены предметы посуды.

Воспитатель: – Смотрите, ярмарка необычная, здесь нет коробейников и торговцев, но есть карточки с заданиями, выполнив которые, мы сможем приобрести по одному товару.

Петрушка:

- Тары-бары, растабары, есть хорошие товары. Не товар, а сущий клад, разбирайте нарасхват!

Задание 1: Загадки про посуду

Воспитатель берет карточку с заданием и зачитывает:

– Вот и первая карточка с заданием. А тут загадки…

В ней суп и кашу варят,

И картошку жарят.

Из неё едят и пьют,

Её моют, берегут. (Посуда)

Воспитатель: – Мы подошли с вами к прилавку с посудой.

Стоит толстячок,

Подбоченившись бочок,

Шипит, кипит,

Всем чай пить велит. (Самовар)

Она всем очень нравится,

На блюдечке красавица,

С одной рукой милашка,

Голубенькая. (Чашка)

Из горячего колодца.

Через нос водица льется. (Чайник)

Она бывает глубока, она бывает мелка.

Однако, это не река. А что это? (Тарелка)

И оладьи, и омлет, И картошку на обед,

А блины – вот это да! Жарит всё. (Сковорода)

Крутобокий и высокий,

Ох, напьюсь сейчас я соку,

Вкуснотища – не обман,

Опустеет мой … (Стакан)

Если я пуста бываю,

Про себя не забываю,

Но когда несу еду,

Мимо рта я не пройду. (Ложка)

Петрушка: Я вчера — не жадный был,

И с друзьями всё делил.

А сегодня, передумал —

Жадным быть теперь решил!

Это моя ложка!

Воспитатель: А это моя ложечка.

Петрушка: Это мой самовар!

Дети продолжают игру «Жадина» с Петрушкой.

Воспитатель кладет чашечку в корзину.

Воспитатель: Продолжаем наши ярморочные гуляния.

Дети подходят ко второму прилавку, где расположены русские игрушки.

Задание 2: Из чего сделана игрушка?

Дети рассматривают игрушки.

Воспитатель: Назовите эти предметы одним словом? (игрушки)

Воспитатель зачитывает следующее задание в карточке:

– Назвать, из чего сделана игрушка.

-Дети, обратите внимание на эту куклу. (Дети берут в руки соломенную куклу) – Из чего она сделана? (из соломы, а значит она какая? (Соломенная)

-Вот такая интересная кукла совсем не похожа на соломенную, Из чего она сделана? (Из ткани) Какая она? (Тканевая)

-Свистулька сделана из дерева, значит она какая? (Деревянная)

-Лошадка из глины, какая? (Глиняная)

Приобретаем последнюю игрушку (Конь).

Петрушка:

- Вот так весельчаки-балагуры позабавили. На нашей ярмарке и игре место найдется.

Игра «Золотые ворота»

Золотые ворота

Проходите господа.

Первой мать пройдет,

Всех детей проведет.

Первый раз – прощается,

Второй раз – запрещается,

А на третий раз – не пропустим вас!

Воспитатель: Мы немного повеселились, а сейчас пойдём дальше.

Петрушка: - Тайну Вам, друзья, открою,

Я скажу без лишних слов

Вы сегодня оказались

В чудо-граде Мастеров!

Воспитатель: Издавна доброй славой пользовались в нашем городе хорошие умельцы. Про таких мастеров говаривали: «Мастер на все руки».

Петрушка: Мастера не любят скуки

Целый день в работе руки!

Воспитатель: Давайте и мы с вами, ребята, станем мастерами. Но сначала поиграем с цветными табличками.

Работа с цветовыми таблицами

- У вас на столах таблички с разными цветами, возьмите их и интуитивно, как сами чувствуете, разделите их на 2 группы : 1 группа цвета радости, 2 цвета грусти.

Сейчас посмотрим, какие же цвета вызывают радостные, какие грустные эмоции и настроение. Проверьте, правильно ли распределили эти цвета. (обращаем внимание на экран)

А сейчас узнаем, что обозначает каждый цвет, с какими словами ассоциируется каждый цвет

Красный – жизнь, активность, огонь.

Оранжевый – веселье, доброжелательность, радость.

Розовый –романтичность.

Желтый — легкость, солнце, богатство.

Зеленый – спокойствие, жизнь.

Синий — верность, спокойствие, небо.

Голубой – честность, творчество, интуиция.

Фиолетовый –целительство, волшебство.

Белый — чистота, новые возможности, защита.

Черный, серый, коричневый – ни в коем случае нельзя использовать в оформлении помещений. Постарайтесь их разбавить яркими пятнами. Эти цвета несут угнетенное состояние, агрессию.

- Эти знания вам пригодятся для творческой работы при изготовлении Оберега-защиты своего дома Божье око. (Показ образца, анализ)

- Из какого материала сделана работа?

-Что нам понадобится для работы?

Воспитатель: Во время процесса изготовления нужно заряжать амулет положительной энергией, поэтому мысли должны быть о чем-то хорошем.

Для плетения обереговой куклы своими руками понадобятся:

2 палочки одинаковой длины связанные крестом. Традиционно используют ветки рябины или березы. Нити для плетения узора. Мы будем использовать пряжу.

Воспитатель: Сначала подготовим свои руки к работе. Возьмите палочки с лентами.

Пальчиковая игра с палочками с цветными лентами.

Платья яркие надели

На качели-карусели.

Завертели тели-тели

Мы цветные карусели.

Петрушка: Эй, народ! Спешите видеть!

К нам явились не купцы,

А умельцы- молодцы!

Воспитатель: Выбираем себе пряжу. Начинаем плести по кругу. Нить всегда накладываем сверху, делаем полный оборот вокруг палочки. Нить перекидываем сверху на следующую палочку. В результате должен получиться квадрат. Если вы желаете сменить цвет, нужно закрепить нить небольшим узелком. И продолжить плести. Меняем цвета по желанию, пока не оплетем палочку до конца. Последнюю ниточку закрепляем при помощи клея.

- А настроиться на волшебный лад нам поможет сказочная музыка, только с добрыми мыслями мы сможем сплести эту защиту. (Звучит спокойная музыка)

-Это не просто придуманный сказочный щит, в старину наши предки-славяне тоже плели такие Обереги-защиты и назывались они Божье око или Крестец, вешали его над кроватками детей или перед входной дверью, чтобы отогнать всё зло и неприятности.

Воспитатель: Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки.

-Предлагаю вспомнить пословицы о труде.

– Я начну, а вы продолжите.

Без труда не выловишь …. (и рыбку из пруда).

Делу – время, а … (потехе – час).

Терпенье и труд … (все перетрут).

Сделал дело – … (гуляй смело).

Больше дала – (меньше слов).

Глазам страшно – (а руки делают).

Без хорошего труда … (нет плода).

Труд кормит, … (а лень портит).

Под лежачий камень – (и вода не течет).

Петрушка: Тары-бары-растабары,

Есть еще у нас товары!

К нашему ярмарочному завершению

Предлагаются хлебные угощения:

Воспитатель: Славился наш Данков хлебными лавками. Давайте посмотрим, что испекли мастера хлебного дела.

Упражнение «Сосчитай до 5»

Воспитатель: – Дети, давайте посчитаем, сколько здесь баранок?

(Дети считают баранки).

– Одна баранка, две баранки….

Воспитатель кладет в корзину бублик.

Воспитатель: Все мы лавки посмотрели,

И купили, что хотели.

Петрушка: Хи-хи-хи, ха-ха-ха, не смешите петуха

Вы на ярмарку ходили,

Безделушек накупили!

Ведь товар получше был

Чем он вам не угодил?

Воспитатель: А ты не смейся, Петрушка, мы с ребятами покажем, для чего нам нужны эти вещи.

Дети: Чтобы речь была понятна,

Язычкам надо стараться :

Свои мышцы накачать,

Чтоб свистеть, шипеть, рычать.

Ты, Петрушка, не зевай,

А за нами повторяй!

Аня: Лошадка

Вот лошадка наша мчится,

Звонко цокают копытца.

Язычок не удержался

И с лошадкою помчался.

Поскачите-ка, ребятки,

Каждый на своей лошадке.

Миша. Чашечка

Взялся язычок за дело,

«Чашечку» он сделал смело

Ловко вверх подняться смог

Наш широкий язычок.

Софья. Бублик

Наливает мама чай.

Ваня, бублики раздай:

Один – папе, другой – маме,

Третий удержи губами.

Петрушка: Спасибо, вам, ребята. Теперь я тоже буду стараться выполнять упражнения для губ и языка.

Петрушка: Ай да ярмарка у нас!

Получилась просто класс!

Вот и солнце закатилось

Наша ярмарка закрылась!

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям!

Итог занятия:

Воспитатель: – Где мы сегодня побывали? (На ярмарке).

-Что мы делали на ярмарке? (Отгадывали загадки о посуде, играли в игры «Жадина», «Золотые ворота»; Делали оберег, ….)

- Что понравилось?

-Что нового узнали? – (узнали веселые и грустные цвета, узнали что наш город славился ярмарками.)

Воспитатель: Ярмарки являются частью русской культуры. Времена, когда появились ярмарки на Руси, уже давно прошли. Но они так и остались символом шуток и веселья, народных гуляний.

–Так давайте не будем забывать добрые русские традиции, а будем вновь устраивать веселые народные ярмарки!

– А еще люди на ярмарке угощали друг друга и сами угощались. Какая же ярмарка без угощения? И мы с Петрушкой хотим вас сегодня угостить.

Воспитатель угощает детей леденцами.

– А сейчас пора возвращаться в детский сад.

– Попрощаемся с Петрушкой.

Прикреплённые файлы:

jarmarka_sqe5g.ppt | 7372 Кб
 
Публикации по теме:

Час двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речиЧас двигательного творчества в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с нарушениями речи Тема: "Волшебный цветик-семицветик". Цель: создание условий для оздоровления детей посредством оптимизации двигательной активности и стабилизации.

Игра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 летИгра «Оживи картину. Зима» по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5–7 лет Игра "Оживи картину. Зима" по развитию речи у детей компенсирующей направленности с ТНР 5 - 7 лет. Цель: развитие лексико - грамматической.

Конспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленностиКонспект итоговой ОД кружка по математике «В гости к гномам» для детей старшей группы компенсирующей направленности Задачи: Обучающие: - Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги. - Закреплять умение составлять контуры предметов из счётных палочек.

Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу»Конспект НОД для детей группы компенсирующей направленности (ОНР) «Прогулка в сказочном зимнем лесу» Тема: "Прогулка в сказочном зимнем лесу" Группа: Подготовительная, компенсирующей направленности (ОНР) Оборудование для педагога: Доска.

Конспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группеКонспект НОД по развитию речи «День родного языка» в старшей группе Задачи: закреплять знания о Международном дне родного языка; развивать смысловую сторону речи через закрепление антонимов, синонимов, многозначных.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи Лексическая тема: «Профессия почтальон». Тема: «Труд почтальона». Цель: развитие речи детей. Задачи: Образовательная: расширять представление.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии»Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе компенсирующей направленности «Детский сад. Профессии» Коррекционно-образовательные задачи: 1. Расширить и уточнить представления детей о профессиях людей, работающих в детском саду. 2. Расширить.

Конспект открытого занятия в группе компенсирующей направленности для детей старшей группы «Моя семья» Открытая НОД на тему: «Моя семья» (старший дошкольный возраст) Цель: Формировать представление детей о семье, как о людях, которые живут.

Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе.Конспект по познавательному развитию «Путешествие по тропинкам родного края» в старшей группе. Образовательная область: Познавательное развитие. Вид деятельности: Исследование объектов живой и неживой природы. Возрастная группа: Старшая.

НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы»НОД по развитию речи в старшей группе компенсирующей направленности «Признаки зимы» Цели: Коррекционно-образовательные: 1. Закрепить представления детей о зиме и её приметах. 2. Совершенствовать грамматический строй речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи «Ярмарка родного края» для детей старшей группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 2 августа 2023 в 14:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...

28 мая. День пограничника России. Передвижка «Пограничные войска России»

28 мая свой профессиональный праздник отмечают российские пограничники. Именно в этот день больше 100 лет назад в молодой Советской республике была учреждена пограничная охрана.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД