Лучший педагог года

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной речевой группе

Ирина Литвинова
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной речевой группе

Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе

«Путешествие в страну Грамотеев».

Цель:Закреплять знания и навыки детей по разделу «обучение грамоте».

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной речевой группе» размещена в разделах

учить детей правильно произносить все звуки языка, в том числе, в скороговорках;

совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;

упражнять в соотнесении предложений с опорной схемой;

закреплять правило отвечать на вопрос педагога полным ответом.

Развивающие :

развивать внимание, логическое мышление, чувство юмора, память;

формировать у детей внимание, фонетический и фонематический слух, интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

поддерживать интерес к учебной деятельности, создавая хорошее настроение;

воспитывать умение слушать педагога и товарищей, взаимовыручку, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа: создание презентации, картинка «Весна» со схемами предложений с точкой вопросом, восклицательным знаком, картинки - ромашка, заяц и телевизор, лебедь, фонтан; КОРОБКА с предметами – РОЗА, ТЕЛЕФОН, три обруча разного цвета (красный, синий, зелёный, разучивание скороговорок с детьми,разучивание игры «Цепочка слов», расстановка экрана, стульев, столов с карточками заданий, карточки с заданиями, красивую коробку с эмблемами «Почётный житель страны Грамотеев»

Ход занятия

Орг. момент. Эмоциональный настрой.

Л: – Ребята, скажите, пожалуйста, вы умеете дружить, у вас дружная группа? (ответы детей)

Л: – Давайте возьмемся за руки и закрепим нашу дружбу доброй улыбкой со словами:

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Л: - Отлично! У нас сегодня на электронную почту пришло загадочное письмо. Интересно вам узнать, кто это нам пишет? (логопедвключаетзвуковое письмо на экране).

«Здравствуйте, дорогие ребята подготовительной группы! Меня зовут Всезнай Грамотеевич, житель волшебной страны Грамотеев. А знаете ли вы, почему ваша группа называется подготовительная?Если знаете, то понятно, что вы в течение года очень много занимались и узнали много нового и важного для школы. И поэтому я сегодня смело приглашаю вас в увлекательное соревнование за звание жителя страны Грамотеев. Если согласны, то вас ждут весёлые и интересные задания и настоящие значки «Почётный житель страны Грамотеев».В пути помогайте друг другу. Я желаю вам удачи. Ваш Всезнай Грамотеевич»

Л: - Вот так сюрприз! Интересный вызов! Наверное, Всезнай Граматеевич сомневается в ваших знаниях, как воспитанников подготовительной к школе группы. Ну что, ребята, вы готовы побороться за почётное звание стать жителем страны Грамотеев?

Д: - Да.

Л. : Хорошо! Для начала располагайтесь поудобнее на стульчиках перед экраном. Я знаю, что у жителей страны Грамотеев очень правильная, красивая и грамотная речь. Их правило:

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать,

Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно!

А для этого повторим с вами гимнастику для губ и язычка (выполняются упражнения).

Задание № 1 «Скороговорки»на развитие интонационной выразительности речи, вербальной памяти, уверенности в своих речевых способностях.

Л: - Проверим наши умения красиво разговаривать на скороговорках?

(Дети проговаривают скороговорки по желанию)

Задание № 2 «Деформированная фраза» на развитие слухового внимания, мимической выразительности речи, памяти, формирование предложно-падежного управления в связной речи, умение соотносить предложения с их схемами.

Л: - Ребята, а из чего состоит речь?

Д: - Наша речь состоит из предложений.

Л. : - Из чего состоят предложения?

Д: - Предложения состоят из слов.

Л. : К сожалению, слова иногда рассыпаются, ломают предложение. Попробуем исправить ошибки.

Весна, наступать.

Тёплый, дуть, ветер.

Солнышко, небо, ярко, в, светить, голубой.

Ручьи, побежать, весёлый.

Тёплые, из, прилетать, птицы, страны, перелётные.

Л: - Внимание на экран!

Выставляется картинка «Весна» со схемой предложения. ___ ___.

Л: - К какому из ваших предложений подойдёт эта схема предложения?

Почему вы так решили?

Сколько слов в этом предложении?

Какое первое слово? Какое второе? Какое третье?

Что означает вертикальная палочка в предложении?

Что означает точка в предложении?

Л. : И ещё о том, что говорить это предложение следует спокойным повествовательным голосом.

Какие ещё знаки встречаются в конце предложения?

Д: Знак вопроса,восклицательный знак.

Л. : - С помощью интонации проговорите предложение «Наступила весна» чтобы оно было вопросительным (восклицательным). Проговорите предложение «Побежали весёлые ручьи» чтобы оно было вопросительным (восклицательным).

Л. : Молодцы! Раз веснана пороге, кто вылезает из берлоги? Давайте разомнёмся и мы, как мишки после долгой спячки.

Физминутка «Мишка»

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге. Повороты влево и вправо

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил. Вращение головой

Наклонился назад, вперёд Наклоны туловищем

Вот он по лесу идёт Ходьба

Мишка до пяти считает

Мишка гири поднимает имитирующее упражнение «поднимаем гири»

Задание № 3 Игра «Доскажи словечко»на развитие речевого внимания, образной речи, воображения, чувства рифмы, юмора.

Л. : Отдохнули! Присаживайтесь. А теперь зарядка для ума - отгадайте загадку:

Оно может быть ласковым, может быть грубым,

Оно может быть тихим, может быть громким,

Оно может обидеть, может рассмешить,

Его можно сказать, а можно написать. Что это (Слово)

Л. : - Прекрасно. Сейчас проверим – много ли вы знаете слов.

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным,

Заправляю сам кроватку,

Быстро делаю (зарядку).

Руки мыть пошла Людмила,

Ей понадобилось… (мыло).

Стрелок пара- как усы.

На стене висят. (часы)

Убираем игры сами.

Помогаем доброй (маме)

Мир деревьев – мир чудес.

Бережём зелёный (лес)

Без работы, хоть убей,

Жить не может… (муравей)

Банан на пальме – для мартышки,

А на сосне для белки (шишки)

Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь.

Улыбаешься в оконце,

А зовут тебя все … (солнце)

Дождик в них.

Ну, а пока -это в небе (облака)

Снегу рады все дома.

Время года звать… (зима)

Ой, беда! Ой, беда!

Тает снег, кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу (проталинки) Жар, цветы и много света.

Что за время года? (лето)

Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называются все… (алфавит)

Быть должны всегда в порядке

Твои школьные… (тетрадки).

Если все ты будешь знать,

То получишь в школе… (пять)

Мы желаем счастья, смеха.

Ну, а в школе нам … (успеха)

Задание № 4А «Делим своё имя на слоги» на формирование мысленной операции анализа и синтеза слов из слогов.

Л: - Молодцы! Ребята, а из чего состоят слова? (Слова состоят из слогов)

Л. : - Встаньте за спинки своих стульчиков. Сядет тот, чьё имя состоит из трёх слогов, из двух.

Задание № 4Б «Собери слово из первого слога названия картинки»

Л. : - А теперь непростое задание: отгадайте, что лежит в коробке?

Для этого мысленно соедините вместе по порядку первые слоги названий картинок на экране. Внимание на экран! (РОЗА - ромашка, заяц, ТЕЛЕФОН -телевизор, лебедь, фонтан)

(ответы детей)

Л: - Какое правило про слоги мы знаем? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов)

Задание № 5А «Определи первый звук в слове» на развитие фонематического слуха, внимания, вербальной памяти.

Л. : - Ребята, посмотрите, у меня обручи разных цветов. Скажите, что означают эти цвета на наших занятиях? (Красным цветом мы обозначаем гласные звуки, синим - твердые согласные, зеленым - мягкие согласные)

Л. : - В красные обручи зайдут дети, чьи имена начинаются с гласного звука, всиние обручи зайдут дети, чьи имена начинаются с согласного твёрдого звука, и в зелёные обручи зайдут дети, чьи имена начинаются с согласного мягкого звука. Назовите свои имена для гостей.

Дети в «красном» обруче придумайте слова, где в начале слова гласный звук.

Дети в «синем» обруче придумайте слова, где в начале слова твердый согласный.

Дети в «зелёном» обруче придумайте слова, где в начале мягкий согласный звук

Задание № 5Б Игра «Телеграфист»на развитие фонематического слуха, на формирование мысленной операции анализа и синтеза слов из звуков.

Л. : В ваши домики-обручи идут телеграммы, состоящие из отдельных звуков. Составьте из них слова (по два слова для каждой подгруппы (в обручах) детей, а дети составляют из них слова:

С-А-Д, Д-О-М, Л-У-Ж-А, Вь-Э-С-Н-А, Ш-К-О-Л-А, К-У-К-Л-А)

Задание № 5В Игра с мячом «Составим цепочку из слов»

Л. : Встаём в большой круг. Предлагаю игру «Цепочка слов». Правила вам знакомы: последний звук в слове – это первый звук следующего слова. Мяч предаём по кругу вместе со словом. Первое слово ВПЕРЁД. (Игра, если один ребёнок затрудняется, другие дети помогают ему).

Задание № 6 Самостоятельная работа с карточками на развитие внимания, памяти, знаний букв, чтение слогов, слов;умения следовать словесной инструкции педагога, закрепления навыка доводить дело до конца, помогать, а не мешать другим детям, учиться адекватно оценивать свои знания и умения.

Л: А сейчас нас ждут интересныезадания за столами. Но для начала разомнемся.

Физминутка. Кинезиологическая разминка «Ленивые восьмёрки»

Л: - Вытяните правую руку и сделайте горизонтальную восьмёрку вправо, влево, …

Теперь то же, но левой рукой, …Обеими руками. 3-4 раза.

Л: Присаживайтесь на свои места. Перед вами карточки с заданиями. Выполняем их по порядку.

1. «Почини буквы после Буквоеда». Дописатьнедостающие элементы разных букв.

2. «Зашифрованное слово» Слово зашифровали – рассыпали на буквы неправильно, расставитьбуквы по порядку под ними написанных цифр и прочитатьзашифрованное слово.

3. «Угадай - ка» Угадать по первым звукам названий картинок загаданное слово.

4. «Собери осколки». Соединить одинаковые фигуры со слогами и прочитать слова.

На выполнение задание засекаем время – ставим песочные часы на 5 минут.

Л. : Время вышло. Нужно самим оценить свою работу. Внизу под заданиями три солнышка. Выберите и обведите только одно. Если вам было трудно и вы чуть-чуть не успели – обведите первое солнышко, которое спряталось за тучкой. Если вам было трудно, но вы справились, всё успели, обведите второе солнышко. Если вам было не трудно выполнять задания – обведите третье солнышко. Спасибо. Эти работы мы покажем нашим гостям.

Итог занятия

Л. : Вот и подошло к концу наше испытание за звание жителя страны Грамотеев.

Какое задание было, по-вашему, самым трудным?

А какое самым лёгким?

А какое вам понравилось больше всего?

А по вашему мнению, кто больше всего давал правильных ответов?

Как вы думаете, мы справились?

Логопед вносит красивую коробку с эмблемами «Почётный житель страны Грамотеев» и вручает ребятам.

Публикации по теме:

Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте «Путешествие по стране правильной речи»» в старшей группе Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте "Путешествие по стране правильной речи»" в старшей группе Цель: в увлекательной форме.

Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес»Конспект итогового занятия в старшей группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем солнышку разбудить весенний лес» Итоговое занятие по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе "Поможем солнышку разбудить весенний лес" Цель: подвести итоги работы.

Конспект итоговой НОД по развитию речи и обучению грамоте «Весенние приключения» в подготовительной группе Цели: Обобщить и систематизировать Знания детей по теме «Весна». Закрепить речевые достижения, достижения в развитии основных психических.

Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне»Конспект НОД по развитию речи с элементами обучения грамоте в подготовительной группе для детей с ОНР «В гости к весне» Провели занятие: Учитель-логопед Е. Ю. Шальнова, воспитатель И. В. Пензина. Цель занятия: создать условия для выполнения заданий. Коррекционно.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Буквы и звуки» в подготовительной группе Цель: Закрепить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте. Задачи: Образовательные: Совершенствовать.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группеКонспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте «Весна пришла» в подготовительной группе Цель: способствовать обобщению представлений о весне, как времени года, о жизни насекомых, птиц, о погодных условиях в весеннее время.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте «Зима. Декабрь» Конспект занятия по развитию речи и обучению грамоте по теме «Зима. Декабрь» для детей подготовительной группы Воспитатель Зайцева Е. М.

Пособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речиПособие по обучению грамоте «Буквоград» в подготовительной группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи Предлагаю вашему вниманию пособие по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР «Буквоград» Цель пособия: закрепление.

Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка»Рекомендации по развитию речи и обучению грамоте детей дошкольного возраста. План кружка «Грамотейка» Развитие речи и обучение грамоте как основа успешного обучения в школе. Дошкольный возраст — важный период речевого развития ребенка, формирования.

Библиотека изображений:

Публикация Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной речевой группе (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Ирина Литвинова на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по развитию речи и обучению грамоте в подготовительной речевой группе
Опубликовано: 21 марта 2023 в 10:06
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!

1 июня. День защиты детей. Передвижка «День защиты детей»

Вот уже 74 года во всем мире 1 июня отмечается праздник «День защиты детей». Он был учрежден, чтобы напомнить взрослым о том, что их обязанность растить здоровых и счастливых детей, защищать маленьких...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД