МААМ-картинки

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки» (9 фото)

Лилия Агеева
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»

Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»

онспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

- познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта.

Публикация «Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе „В гостях у Варварушки“» размещена в разделах

- систематизировать знания детей о русской национальной одежде (мужской и женской).

- прививать потребность в изучении традиций, обычаев, быта русского народа.

- познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества. Дать представление о традициях русских промыслов, русского фольклора.

- расширять кругозор и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

- приобщать детей к истокам русской народной культуры, через русские народные подвижные игры и хороводы.

Предварительная работа:

1) Беседы и чтение сказок, былин о русских богатырях;

2) Знакомство детей с народными закличками, поговорками, пословицами, потешками, считалками, скороговорками;

3) Слушание аудио записей русских народных сказок, песен, потешек;

4) Разучивание народных подвижных игр, и хороводов.

6) Знакомство с русским костюмом и домашней утварью.

Материал, оборудование: Декорация: русская печь, стол, лавки, сундук, лучина, домотканые половики, вышитые в русском стиле рушники, скатерть; посуда: самовар, деревянная и глиняная посуда; русские народные костюмы, разноцветные ленточки, платочек для игры, музыкальные инструменты: гармошка, трещотка, деревянные ложки, колокольчики.

Ход:

(группа украшена в стиле русской избы)

Воспитатель (Варврушка) в рус. нар. костюме:

Поговорки и скороговорки,

Именины и крестины,

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Мы колядовать ходили,

Хоровод весной водили.

А в крестьянской – то избе (показывает рукой)

Знаем что теперь и где.

Выходят дети русских народных костюмах) под русскую народную песню и заводят хоровод «На дворе – то калина, калина»

После хоровода Варварушка :

- Давно вас дожидаюсь, к встрече с вами я готовилась. Меня зовут Варварушка. Посмотрите как у меня празднично и нарядно, тепло да уютно. Милости прошу в гости, в мою избу. Проходите, поглядите, как я живу.

(дети присаживаются, рассматривая избу).

Вы пришли в горницу - самая нарядная и красивая комната в моем доме, в ней я принимаю гостей. Дети что вы здесь видите?

Дети: печка, стол, лавка, сундук.

Варварушка : Скажите, какой предмет занимает больше всего места в моей горнице?

Дети: печка.

Варварушка : В старинной русской избе была всего лишь одна комната, и почти половину ее занимала русская печка. В ней и еду готовили, она и дом обогревала. На печи можно было даже спать.

Звучит загадочная музыка. Печка «оживает»

Печка (говорит нараспев) :

Рада видеть вас у печки,

Без меня и дом пустой

Я и жарю, я и парю

И зимой со мной тепло.

Элина: Ой, ты печка-сударушка

Помоги нам, боярушка:

Ты свари, испеки,

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси.

Варварушка : Ребята, посмотрите иллюстрации русских народных сказок, вам надо выбрать только те иллюстрации, в каких сказках упомяналась русская печь?

Дети: «По щучьему велению», «Гуси - лебеди», «Колобок», «Лиса и заяц», «Царевна - лягушка»

Варварушка : Отгадайте загадки:

У печи стоит предмет,

Он тяжелый, спору нет.

Но зато в хозяйстве нужен.

В нем сготовить можно ужин. (Чугунок) Посмотрите, вот он.

Рогат, а не бодает,

Не ест еду, а хватает.

Хватит – отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)

А еще в моей горнице есть и другие предметы. Кто мне скажет это что?

Дети : Это стол, а на столе скатерть, рядом со столом стоит лавка, на столе стоит посуда.

Варварушка : Какая посуда?

Дети: (ложки, кружка, тарелка, самовар)

Варварушка : Ребятушки, а посмотрите какие красивые кружки и ложки, расписные. Кто мне скажет, какой росписью мастера-умельцы мою посуду расписали?

Дети: (хохлома, дымка,филимоновская)

Варварушка : Ребятки, скажите, из чего раньше делали посуду?

Дети: из дерева и глины.

Варварушка : Ребятушки, посмотрите (показывает на деревянное корыто, как вы думаете, что это, и для чего оно предназначалось?

Дети: Это корыто.

Варварушка : Правильно, эту деревянную емкость использовали для рубки капусты и мяса. Изготовляли корыто из липы. Обратите внимание вот на этот диковинный предмет, что это? (показывает на плетеный короб).

Дети: Короб

Варварушка : Конечно это короб, его использовали для перемещения и хранения как продуктов, так и вещей. Плели такие коробы из ивовой лозы.

Варварушка : Ребятушки, есть в моей горнице еще одна замечательная вещь. Это что?

Дети: Это сундук.

Варварушка : Отгадайте гости дорогие, что там храниться?

Дети: (дети дают предположительные ответы).

Варварушка : Да, что нам думать и гадать, давайте я его открою, и посмотрим!

(пробуем открыть, но ничего не получается).

Варварушка : Ой, я кажется, догадалась! Этот сундук не простой, открывается тогда, когда вы вспомните русские народные пословицы.

Дети: «Не красна изба углами, красна пирогами», «Без труда не выловишь и рыбку из пруда», «Труд кормит, а лень портит», «Дело мастера боится»;

Варварушка открывает сундук, и оттуда достает куклу в русском народном костюме и полотенца.

Варварушка :

Что за дивные узоры,

Полотенца и подзоры,

Все в букетах дивных роз,

Может вывел их мороз?

Дети: нет, узоры вышиты руками мастериц.

Варварушка :

Сарафан с каемочкой до самых пят,

Русская рубашечка упрямый взгляд.

Жемчугами вышита девичья краса,

Ах, какая длинная девичья коса!

Варварушка : Ребятушки, мы с вами одеты в русские национальные костюмы. Девочки, что на вас одето? (сарафан, рубаха) Такие наряды носили русские женщины и девушки, значит этот наряд, какой?

Дети: женский

Варварушка : А во что одеты мальчики (рубаха косоворотка, штаны, кушак)

Такие наряды носили мужчины, парни. Значит, это наряд, какой?

Дети:(Мужской)

Варварушка : Люди в таких одеждах работали, и на гулянья ходили, пели да плясали да хороводы водили. А сейчас мы с вами поиграем – хоровод «Кукушка». (Считалкой выбирается водящий) :

Уж как зоренька – заря

Русы косыньки плела.

Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идет! (дети стоят в кругу. В центре водящий с закрытыми глазами. Дети идут по кругу и произносят:

«К нам кукушка в огород прилетела и поет. Ты кукушка не зевай, кто кукует отгадай». Варварушка указывает на любого ребенка в кругу.

Ребенок пропевает «Ку - ку». Водящий должен угадать по голосу. По окончании игры гаснет свет.

Варварушка : Ой, ребятушки, пока мы с вами играли, в моей избе мрачно стало. Зайдем в избу, и посмотрим, что же случилось? В старину электричества не было, и люди придумали лучину. Лучина, это тонкая длинная щепка сухого дерева, предназначенная для растопки печи, или для освещения избы.

Варварушка : Давайте и мы сейчас попробуем зажечь лучинку, чтоб она освещала нашу горницу. (Зажигают лучину, включается свет).

А сейчас я буду вам говорить слова так, как их говорили в старину, а вы их назовете, так как говорят сейчас.

Очи – глаза

Изба-дом

Рушник-полотенце

Лучина-лампочка

Колыбелька-кроватка

Кушак-пояс

Чугунок-кастрюля

Картуз-кепка

Варварушка : Молодцы, а сейчас мы посмотрим, что же еще есть в моем сундучке? Называйте пословицу

Дети: «Жизнь прожить – не поле перейти», «Где родился – там и пригодился», «Работа не волк – в лес не убежит»(сундучок открывается)

Варварушка : Ребятки посмотрите, это мои ленточки, и платочки, с которыми мы играем, и водим хороводы.

Варварушка : Сейчас мы с вами поиграем в мою любимую игру «Ровно, ровно друг за другом» Дети встают в круг, держась за руки. Водящий (Варварушка) – ходит за спиной игроков с платочком.

С последними словами Варварушка осторожно встает между играющими, дети бегут в разные стороны по кругу, стараясь первым занять свое место.

Варварушка : Ребятки, вы такие веселые, озорные, уморили вы меня. Мы сейчас с вами сядем на лавочку рядком, да поговорим ладком. Расскажу я вам о том, что в старину русский народ любил не только песни да пляски, шутки да сказки, а еще любили друг друга переговаривать, да так, чтоб в словах не ошибиться скороговорками. А вы знаете скороговорки?

Дети: (рассказывают скороговорки).

Варварушка : Наверное, еще что-то есть в моем сундучке, сейчас посмотрим, кто еще знает пословицу:

Дети: «Глаза боятся, а руки делают», «Тише едешь – дальше будешь», «Готовь сани летом, а телегу зимой»(сундучок открывается)

Варварушка : Ребятушки, это что?

Дети: музыкальные инструменты.

Варварушка : Назовите, какие?

Дети:.ложки,, трещотки, бубенцы, колокольчики, бубен, маракасы, румбала.

Варварушка : Вы хотели бы на них поиграть, стать музыкантами?

Дети: Да

Дети исполняют русскую народную песню «На дворе - то калина, калина»

Варварушка : Молодцы, ребятушки, вы еще и музыканты славные!

Ну что подойдем к сундучку, да отопрем его. Кто еще знает пословицы?

Дети: «Любишь кататься – люби и саночки возить», «Нет худа без добра»

Варварушка : Ребятки это же мой узелок. В нем лежат кусочки ткани-лоскутки, солома, я часто в свободное время делаю куколок, моя матушка меня научила. Это кукла, она из соломы. Такую куклу раньше называли «Кукла - оберег», и хозяйки ее берегли, хранили ее, и ни кому не показывали – она оберегала дом от плохих людей. Раньше не было игрушек, люди мастерили их сами. Чтобы утешить плачущее дитя, мама могла смастерить куколку на скорую руку, из ложки и платочка. А вы хотите сделать самую простую куклу из платочка?

Дети: Да

Варварушка : Тогда приступаем к работе. (дети выполняют куколку из платочка). Ребятушки, посмотрите, какие у вас получились разные, и очень красивые куколки.

Варварушка : Ребятки, я очень рада, что вы сегодня пришли ко мне в гости в мою горницу! Что нового мы сегодня узнали? Что вам было особенно интересно? Жду вас вновь, чтобы продолжить знакомство с традициями русского народа.

Дети под русскую народную песню «На дворе – то калина, калина» уходят

Фото «В гостях у Варварушки»
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе - фото
онспект НОД по приобщению детей к истокам русской Народная культура фольклор народной культуры в старшей группе В гостях у Варварушки Цель познакомить детей с жизнью бытом и творчеством русского народа приобщать к народным традициям и обычаям Задачи познакомить детей с избой жилищем крестьянской семьи с предметами русского быта Публикация Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе В гостях у Варварушки размещена в разделах Конспекты занятий прививать потребность в изучении традиций обычаев быта русского народа познакомить детей с разнообразием жанров русского народного творчества

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры «Чудо-ложки» Это занятие только еще готовится к проведению. Поэтому большая просьба к вам, коллеги, оставить свои замечания и предложения. Буду очень.

Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!»Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка — матушка!» Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры «Ах, печка – матушка!» для детей второй младшей.

Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками»Конспект занятия по приобщению детей к истокам русской народной культуры «Знакомство с деревянными ложками» Цель:создать условия для обогащения представления детей об истории возникновения и временных изменениях ложки. Задачи: -расширять кругозор.

Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группеКонспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры «Нижегородский кремль» в подготовительной группе Конспект занятия по приобщению к истокам русской народной культуры в подготовительной группе на тему: «Нижегородский кремль». г. Нижний.

Лэпбук «К истокам русской народной культуры»Лэпбук «К истокам русской народной культуры» Бурлака Мария Лэпбук "К истокам русской народной культуры" В рамках темы по самообразованию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".

Лэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культурыЛэпбук «Россия — страна мастеров» к проекту по приобщению дошкольников к истокам русской культуры Давно я приглядывалась к лэпбукам и надо признаться, не нравились они мне. Но увидев лэпбук Веры Петровны Шевченко, отбросила свой консерватизм.

Перспективное планирование по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры Наш сад уже полгода работает по краеведению, но мне никак не хочется прекращать работу по прошлогоднему проекту. И мы время от времени то.

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игрПриобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством народных игр Народные игры передаются из поколения в поколение, привлекая своей простотой, смыслом и интересным сюжетом. Большинство игр на Руси связано.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха»Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха» Пасха во веки веков была праздником особенно торжественным и семейным, отмечали и отмечают её, в основном, в кругу родных людей. Люди по.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2Приобщение детей к истокам русской народной культуры и семейным традициям через народный праздник «Пасха». Часть 2 Ярким солнечным светом, душевным теплом и радостью жизни пронизана Пасха, которую на Руси издавна величали праздником праздников, Великим.

Публикация Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки» (включая используемые в публикации файлы) размещена пользователем Лилия Агеева на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в качестве информационного посредника в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ.

Автор публикации:
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культуры в старшей группе «В гостях у Варварушки»
Опубликовано: 4 ноября 2020 в 18:52
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 июня. Всемирный день велосипеда. Передвижка «Как научить ребенка ездить на велосипеде»

3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. Этот праздник призван повысить популярность велосипеда среди детей и взрослых, ведь жизнь миллионов людей на планете неразрывно связана с этим видом...

Июнь – первый летний месяц. Папка-передвижка «Лето. Летние месяцы»

Встречаем июнь – первый летний месяц!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД